Джон Гарднер

Джон Гарднер в поисках сюжета

Английский писатель Джон Гарднер долгое время искал свое призвание в жизни, но лишь вернувшись к детским мечтам получил настоящее удовлетворение от работы. Гарднер известен как один из самых тонких стилистов и продолжателей известных серий. Среди его продолжений истории о Джеймсе Бонде и профессоре Мориарти.

Джон Гарднер. Биография

Джон Эдмунд Гарднер (John Edmund Gardner)1 родился 20 ноября 1926 года в городке Ситон Делавал (Нортумберленд, Англия). С ранних лет Джон мечтал стать писателем. В возрасте девяти лет заявил о своем намерении отцу, но к своей цели пришел не по прямой.

После службы в роте коммандос (морская пехота) на Королевском флоте Великобритании, пришедшейся на вторую половину Второй мировой войны, окончил Сент-Джонс колледж в Кембриджском университете. В 1950 году решил пойти по стопам отца, священника англиканской церкви и был рукоположен в 1953 году. Поскольку англиканские священники имеют возможность брать жен, женился на Маргарет Мерсер, которая родила ему двух детей.

Но будущего писателя одолевали сомнения в правильности выбранного пути, а потому в 1958 году он отказывается от духовного сана и идет работать редактором и театральным критиком в газету Стратфорд-на-Эйвоне.

Спустя шесть лет Джон Гарднер начал сомневаться в своем желании работать критиком и вспомнил о детской мечте стать писателем. Первые же романы из серии о Бойзе Оуксе (Boysie Oakes) моментально завоевали популярность, но настоящего пика своей карьеры Гарднер достиг в 1981 году, когда был выбран как продолжатель Яна Флеминга, сочинитель историй о Джеймсе Бонде.

Наследники Флеминга подписали с популярным писателем контракт на три книги, а после шумного успеха его романов продолжений, договор был продлен и Гарднер на протяжении 15 лет был официальным поставщиком историй о самом известном британском агенте. Ряд романов представляют собой олитературенные сценарии из фильмов.

Во время работы над серией о Бонде, Гарднер переехал в США, а затем в Ирландию. Но обнаружение рака и смерть жены, вынудили его окончательно вернуться в Англию.

После серьезной операции и перерыва в пять лет Гарднер продолжил свою литературную карьеру, запустив в 2002 году новую серию о женщине-сержанте Сьюзи Монтфорд (Suzie Mountford). Романы из этой серии рассказывают об обычной женщине, оказавшейся в жестоком мире криминала и мужчин, которые окружающую их жизнь воспринимают как постоянную войну.

Писатель продолжал писать и публиковать новые книги до 2006 года, когда очередная болезнь остановила его работу. Джон Гарднер скончался 3 августа 2007 года в Бейсингстоке.

Из статей

Джон Гарднер в поисках сюжета

Джон Гарднер — один из тех авторов, которых гораздо больше интересует сюжет, чем жанр произведения. Хорошим примером здесь служит литературный дебют писателя — роман Ликвидатор (The Liquidator). Это одновременно и явный шпионский роман, и столь же очевидная комедия в раблезианском духе. Антигерой этой и следующих книг серии Бойзи Оукс — фигура рискованная, но вполне оправдывающая себя. Она восполняет отсутствовавший до тех пор в шпионских романах фарсовый элемент. Глуповатый, распутный, мало на что годный, Бойзи лишь чудом выбирается из каждого приключения. Ему, наемному убийце на государственной службе, при мысли об убийстве становится дурно, и он вынужден нанимать на грязную работу кого-то другого. Такой исходный пункт цикла позволяет Гарднеру ввергать своего героя в массу черных ситуаций. Пожалуй, самый впечатляющий образец — Янтарная девятка (Amber Nine) со сложной интригой и великолепным хороводом причудливых персонажей.

Вскоре писатель разумно выводит незадачливого героя из государственной разведслужбы и делает его частным агентом. С 1970 года он пять лет от него отдыхает. Возможно, поэтому последняя книга серии Убийца для песни (А Killer for a Song) так хороша. Сюжет ее весьма избитый (Бойзи пугают воскресшие призраки прошлого), но увлекательно разработанный, а присущая герою особая смесь секса, фарса и напряжения кажется после разлуки особенно свежей.

Тем временем творчество Гарднера становится разнообразнее. Появляются два чистых романа, один из которых Каждая ночь что бой быков (Every Night’s A Bullfight) очень занимательный и основан на близком знакомстве автора с Королевской Шекспировской труппой, а также два лихо закрученных превосходных триллера с крутыми копами — Совершенство смерти (А Complete State of Death) и Парни из тени (The Corner Men). В обоих действует ярко написанный Дерек Торри, детектив Скотленд-Ярда, которого мучают религиозные проблемы. Судя по двум книжкам вполне читабельных рассказов, которые затем последовали, Гарднеру лучше удаются крупные полотна. Об этом безусловно свидетельствуют два романа о Мориарти, прекрасно написанные триллеры, действие которых происходит в конце XIX века (время досконально изучено автором) с участием архипреступника из саги о Шерлоке Холмсе.

После долгого погружения в викторианский Лондон Гарднер вернулся к триллеру с сильно упрощенным сюжетом из мюнхенских времен. Это Бежать чуть быстрее (То Run A Little Faster) и След Вервульфа (The Werewolf Trace). Последний оказался первоклассным. Этот читающийся взахлеб роман с тонким налетом безумия и горьким концом (невинного человека губит монолитная и безжалостная мощь Государства) до сих пор остается самым безупречным произведением писателя.

Прекрасный на первый взгляд роман ужасов Танцующий Додо (The Dancing Dodo) рушится, когда сверхъестественные элементы получают несколько абсурдное и решительно скучное и многословное рациональное объяснение. К счастью, Предатель Нострадамуса (The Nostradamus Traitor), открывающий цикл романов о Херби Крюгере, опять превосходно удался. Крюгер с медвежьим сложением и обезоруживающе глупой физиономией по-настоящему великолепен. Блистательный, но не без изъяна, разведчик в полной интриг трилогии, продолженной романами Оружейный сад (The Garden of Weapons) и Смирные собаки (The Quiet Dogs), попадает в сложнейшую, поистине византийскую, паутину предательства и обмана. Он погружается в пучину страданий и отчаяния, но все же в конце выплывает — и не без триумфа (надо отметить, что лучшие герои умного Гарднера никогда не одерживают полной победы).

В 1979 году Гарднеру было поручено продолжение саги Яна Флеминга о Джеймсе Бонде. Начиная с 1981 года, он пишет чуть ли не по роману в год. Конечно, в финансовом смысле такой заказ радует, но работа с чужим персонажем, тем более столь закрепившимся в сознании читателей по книгам, фильмам, комиксам, игрушкам и играм, плохо сказывается на писательской фантазии. Бонд Гарднера отличается от героя Флеминга: дело идет быстрее, интрига сложнее, здесь меньше вульгарности, меньше пустой болтовни вокруг фирменных штучек-дрючек. Тем не менее все присущие мифу уловки и финтифлюшки присутствуют, о чем лучше всего свидетельствуют Скорпионы (Scorpius). Стремительной беспорядочной чередой мелькают в романах чудеса высоких технологий, люди-бомбы, скорпионы-убийцы, ядовитые змеи, свихнувшийся от собственного могущества вождь эксцентричного религиозного культа. И среди волн этого безумного океана бесстрашно на всех парусах плавает Бонд.

В то же время в 1980-х годах Гарднеру пришла в голову оригинальная мысль объединить семейный роман-блокбастер со шпионским. Он описывает в трилогии радости и горести семьи Рейлтонов, начиная с 1910 года — времени рождения британской Интеллидженс сервис — и до нынешних дней. Судьба разных ее членов (героев и предателей) тесно переплетается со многими тайными событиями истории XX века. Благодаря несравненному дару рассказчика, присущему Гарднеру, это масштабное, сложное, порой почти непосильное для читателя произведение производит действительно сильное впечатление.

О творчестве

Наибольшего успеха Джон Гарднер достиг как блестящий стилист и продолжатель историй, чьи персонажи были созданы другими авторами. Продолжая истории о профессоре Мориарти и Джеймсе Бонде, Гарднеру удается сочетать знакомый читателям стиль и дать знакомым персонажам новое измерение. И если превзойти Конан Дойля ему не удалось, то стилистика его романов о Джеймсе Бонде была несомненно гораздо выше, чем у Яна Флеминга. И лишь болезнь вынудила его остановить работу над серией об агенте 007.

Гарднер был одним из пионеров сочетания серьезных сюжетов и комических пассажей, преображающих привычный жанр. Критики отмечают его тщательную работу с историческими деталями и подробностями.

Скорпиус

… Из Темзы полицейские вылавливают труп девушки и обнаруживают у нее электронную кредитную карту неизвестной банковской фирмы Avante Carte. Выясняется, что девушка была членом псевдо-религиозной общины Смиренные, руководимой неким отцом Валентином (он же Владимир Скорпиус, полурусский, полугрек, богатый поставщик оружия, террорист). Этот человек под гипнозом превращает своих молодых последователей в нечто вроде японских камикадзе — заставляет их обматываться пластиковыми бомбами и взрывать себя на митингах и приемах, чтобы дестабилизировать обстановку в стране перед выборами. А кредитные карты нужны для финансового саботажа — с их помощью легко переводить крупные суммы с одного вклада на другой и запутывать банковские счета.

Шеф спецслужбы безопасности подключает к расследованию своего самого надежного и бесстрашного агента 007 — Джеймса Бонда. Тот разыскивает фирму Avante Carte и знакомится с ее единственной служащей Харриет Хорнер. Между ними завязывается роман.

Террористы нападают на виллу, где Бонд прячет Харриет, на больницу, куда попала другая из Смиренных, на убежище самого агента. Перестрелки, драки, и погони следуют одна за другой. Наконец Бонд летит в Америку, где находится логово Владимира Скорпиуса. Оно основательно охраняется, окружено рвами с ядовитыми ко змеями, ловушками со скорпионами, всяческими капканами. Бонда берут в плен, пытают, зачем-то заставляют жениться на Харриет, но он вскоре после брачной ночи умудряется сбежать. Его возлюбленная (она оказалась американской разведчицей) умирает от укусов змей; страшно гибнет сам Скорпиус; застрелен инспектор Скотленд-Ярда, ведущий это дело (он был шпионом Смиренных и передавал им важную информацию). В общине состоял и основной помощник Бонда, сержант Перлман, который, правда, вступил туда, чтобы спасти свою дочь. В итоге последний и самый опасный взрыв живой бомбы в непосредственной близости от премьер-министра предотвращен.

Так кончается один из романов Джона Гарднера (John Gardner), продолжающего серию о неподражаемом агенте 007, позаимствованном Гарднером у Иэна Флеминга, сочинившего его в 50-е годы, когда успех его у массовой публики был громаден. Унаследовал ли Джон Гарднер эту популярность? Чтобы ответить на этот вопрос, постараемся в дальнейшем понять взаимоотношения поэтики Гарднера и других близких ему авторов популярных детективов.

По характерной для Гарднера сюжетной схеме — шеф спецслужб посылает агента на дело, тот всеми возможными и невозможными способами пробивается к главному злодею, попадает в плен, спасается (часто с помощью влюбленной в него красотки) и в конце концов выходит победителем — написано множество развлекательных романов.

Возвращение Мориарти

…Найдены неизвестные записи доктора Уотсона. Таков отправной момент произведений у многих писателей подражающих Конан Дойлу: Николаса Мейера, Роберта Ли Холла и Лорена Эстелмана, а Джон Гарднер 2 поступает более оригинально, строит свои романы на основании дневников Мориарти. Итак, чем же привлекает фигура знаменитого сыщика сегодняшних литераторов? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к романам названных авторов — быть может, их произведения сами ответят на него.

Джон Гарднер в своих романах посвященных Шерлоку Холмсу (John Gardner. The Return of Moriarty, 1974; The Revenge of Moriarty, 1975) отталкивается от того эпизода в приключениях Холмса когда он и Мориарти исчезают из жизни Уотсона после их поединка над Рейхенбахским водопадом. Холмса оживил сам Конан Дойл, а Мориарти, упавший в пропасть, оживает под пером Гарднера, возвращается в Лондон и пытается восстановить свою власть над всем преступным миром этого города. Постепенно он распространяет влияние на континент, объединяясь с самыми известными преступниками европейских стран. К нему даже приезжает эмиссар из Америки. Появляется и Шерлок Холмс, но лишь эпизодически, на периферии. Гарднер создает своего сыщика, полицейского инспектора Энгуса Макреди Кроу, который, правда, пользуется советами Холмса, но выслеживает Мориарти сам.

Преступный мир, нарисованный автором, наделен всеми реалиями девятнадцатого века, но строится явно по законам двадцатого. Сам Мориарти сильно напоминает Крестного отца, главаря мафии из известного романа Марио Пьюзо, — это всемогущий и справедливый крестный отец бандитского семейства, знающий все о каждом его члене, грозный, но доступный для всех своих. Создаваемая им международная преступная организация также похожа на современную мафию с ее филиалами в разных странах. Да и противостоит всей этой силе не Холмс, а Кроу — очевидная проекция в прошлое героя Новых центурионов и Челюстей, ничем не выдающегося, вполне заурядного, но надежного стража закона, вошедшего в моду после супермена Джеймса Бонда. Если добавить ко всему сказанному, что в сюжете фигурируют и члены королевской семьи, на которую готовится покушение, затронута тема высокого искусства Мориарти в своих целях похищает Мону Лизу из Лувра и использует ее как приманку для своих врагов, — то создается довольно яркая картина Преступлений века (правда, скорее, двадцатого), разгула темных сил, укротить которые способен лишь сам Мориарти, а вовсе не знаменитый Шерлок Холмс. При этом ориентация автора на современные детективные штампы очевидна, ее не скрывает даже частое употребление персонажами воровского жаргона прошлого века, хорошо освоенного Гарднером. Но не надо думать, что это грубый авторский просчет: Гарднер хорошо понимает, в чем его задача. Она становится предельно ясна в сравнении с другими современными версиями шерлокианы.

Избранная библиография

Серия о Бойзи Оуксе

  • The Liquidator (1964)
  • Understrike (1965)
  • Amber Nine (1966)
  • Madrigal (1967)
  • Founder Member (1969)
  • Traitor’s Exit (1970)
  • The Airline Pirates (1970), в США как A Killer for a Song (1975)
  • Two Boysie Oakes short stories appear in The Assassination File (A Handful of Rice, Corkscrew).
  • Two Boysie Oakes short stories appear in Hideaway (Boysie Oakes and The Explosive Device, Sunset at Paleokastritsa).

Серия о Дереке Торри

  • A Complete State of Death (1969), издан в США как The Stone Killer
  • The Corner Men (1974)

Серия о профессоре Мориарти

  • Возвращение Мориарти (The Return of Moriarty, 1974)
  • Месть Мориарти (The Revenge of Moriarty, 1975)
  • Мориарти. Последняя глава (Moriarty, 2008)

Серия о Херби Крюгере

  • The Nostradamus Traitor (1979)
  • The Garden of Weapons (1980)
  • The Quiet Dogs (1982)
  • Maestro (1993)
  • Confessor (1995)

Серия о Семье Рэйлтонов

  • The Secret Generations (1985)
  • The Secret Houses (1988)
  • The Secret Families (1989)

Серия о Джеймсе Бонде

  • Licence Renewed (1981)
  • For Special Services (1982)
  • Icebreaker (1983)
  • Role of Honour (1984)
  • Nobody Lives for Ever (1986)
  • No Deals, Mr. Bond (1987)
  • Scorpius (1988)
  • Win, Lose or Die (1989)
  • Licence to Kill (1989), на основе сценария
  • Brokenclaw (1990)
  • The Man from Barbarossa (1991)
  • Death is Forever (1992)
  • Never Send Flowers (1993)
  • SeaFire (1994)
  • GoldenEye (1995), на основе сценария
  • Cold (1996), в США издан как Cold Fall

Серия о детективе-сержанте Сьюзи Маунтфорд

  • Bottled Spider (2002)
  • The Streets of Town (2003)
  • Angels Dining at the Ritz (2004)
  • Troubled Midnight (2005)
  • No Human Enemy (2007)

Романы

  • The Censor (1970)
  • Every Night’s a Bullfight (1971) (Published in the US in a bowdlerized edition as Every Night’s a Festival in 1972.)
  • To Run a Little Faster (1976)
  • The Werewolf Trace (1977)
  • The Dancing Dodo (1978)
  • Golgotha (1980) — (Published in the US as The Last Trump)
  • The Director (1982) (A re-working of his 1971 novel Every Night’s a Bullfight.)
  • Flamingo (1983)
  • Blood of the Fathers (1992) (as by «Edmund McCoy». Later published under his own name in 2004.)
  • Day of Absolution (2000)

Сборники рассказов

  • Hideaway (1968) (Contains two Boysie Oakes stories.)
  • The Assassination File (1974)

Автобиография

  • Spin the Bottle (1964)
  1. Писателя часто путают с литературоведом Джоном Чамплином Гарднером младшим (John Champlin Gardner, Jr.)
  2. Не путать с безвременно ушедшим классиком американского критико-реалистического романа 70-х годов.
Оцените статью
Добавить комментарий