Необычайная популярность детективных романов шотландской писательницы Джозефины Тэй явление редкое для детективного жанра. Писательница оставила после себя меньше десяти романов, среди которых самыми популярными являются романы, посвященные исторической тематике – расследование предполагаемого убийства Ричарда III и роман Дочь времени.
Темы, поднятые английской писательницей в ее художественных произведениях, представляют собой сгусток вопросов, очень болезненно воспринимаемых в академической среде занятой историческими исследованиями.
Джозефина Тэй. Биография
Элизабет Макинтош (Elizabeth Mackintosh) родилась 25 июля 1896 года1 в городе Инвернесс (Шотландия). Элизабет была старшей из трех дочерей Джозефин Хоум Макинтош, бывшей преподавательницы, и Колина Макинтоша, работавшего зеленщиком. Все сестры Макинтош получили образование в Королевской Академии Инвернесса, а затем в Энтстейтском колледже физической культуры в Эрдингтоне в пригороде Бирмингема. Несколько лет она работала преподавателем физкультуры в различных школах Англии и Шотландии, пока наконец в 1926 году была вынуждена вернуться в родной город, чтобы ухаживать за тяжело больным отцом.
Поскольку у нее освободилось достаточно свободного времени, Элизабет начинает писать детективные романы. Публикует их под псевдонимом Джозефина Тэй (Josephine Tey), скомпонованном из имени матери и бабушкиной фамилии.
Шотландская писательница не оставила большого наследия. Ее перу принадлежат 5 романов из серии об Алане Гранте (Alan Grant) инспекторе Скотланд-Ярда, в шестом самом известном романе Джозефины Тэй — Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair), инспектор появляется мимоходом. А также шотландская писательница написала шесть автономных романов.
О творчестве
Алан Грант
Сквозной герой серии — Алан Грант — проницательный читатель человеческих лиц, который раскрывает дела благодаря своей гениальной интуиции и таланту расследователя. Тэй допускает, что ее герой может делать ошибки, но от окружающих его полицейских детективов, он отличается независимым воображением, инициативностью и космополитическими взглядами.
Хотя Грант и является сквозным персонажем, в то же время он почти нигде не является главным героем. Полицейский детектив важен для романов Тэй, поскольку он связывает убийство и подозреваемых, а шотландская писательница уделяет больше внимания описанию человеческих характеров, чем детективной загадке. Романы Тэй не вписываются в стандартную схему классической детективной головоломки, поскольку ее больше интересует психология преступника, загадка исчезновения или случай обмана. Читатели любят ее романы за подход лишенный стереотипов, где действие развивается естественным образом. А использование детективной структуры, вероятно связано с тем фактом, что человек для Тэй – это самая большая загадка и головоломка.
Скромная основательница
Наибольшего успеха при жизни Джозефина Тэй добилась в театре, где в ее пьесе Ричард Бордо (Richard of Bordeaux, 1932) играла сама Джон Гилгут.
Большую любовь к театру выказывает и ее серийный персонаж Алан Грант, который также как и сама писательница остается холостяком. Тэй была очень застенчивой женщиной, а круг ее общения ограничивался несколькими близкими друзьями. Она никогда не давала интервью и не любила фотографироваться, как сейчас говорят, вела замкнутый образ жизни, поэтому ее биография — это не столько события ее жизни, сколько ее романы, в которые она вложила все свое умение и свою душу. Например, она никому не рассказала о своей смертельной болезни, хотя знала об этом за год до своей смерти. По признанию родных Джозефина Тэй очень любила скачки и рыбаку, это хорошо заметно в ее книгах, а вот детективов прочла не очень много.
Впрочем сказать об одном из романов шотландской писательницы, что он лучше других — дело неблагодарное. Писала она мало да и на фоне знаменитых соотечественниц Агаты Кристи и Дороти Сэйерс романы Тэй были не замечены соотечественниками.
Настоящая популярность к произведениям Тэй пришла уже после смерти писательницы 13 февраля 1952 года. Ее последнее произведение — исторический роман Капер вышел уже после ее смерти. А интерес к ее работам рос из года в год. Наконец в 1990 году Британская ассоциация детективных писателей признали роман Дочь времени Джозефины Тэй был признан величайшим романом всех времен и народов, а уже упомянутый роман Дело Фрэнчайза был включен в список 100 лучших детективов XX века.
Романы Джозефины Тэй несколько раз экранизировали, но лучшим образцом остается блестящий фильм другого гения — Альфреда Хичкока, который снял в 1937 году фильм Молодой и невинный (Young and Innocent) по роману Тэй. Ее романы оказали мощное влияние на последующих авторов, особенно это заметно в под-жанре детектива — историческом детективе, где по сей день используются сюжетные находки и приемы заложенные в романе Дочь времени, когда Алан Грант, будучи в больнице удаленным способом расследует смерть князей, в которой обвиняли короля Ричарда III. Романы шотландской писательницы и по сей день пользуются большой популярностью среди читателей.
Писательница ставшая персонажем
Шотландская писательница Джозефина Тэй (настоящее имя — Элизабет Макинтош (1896—1952)) при жизни была больше известна как автор исторической пьесы Ричард Бордосский. Ее инспектор Алан Грант — настоящий джентльмен, обладающий интуицией, острым умом и чисто шотландским упорством. Он впервые появляется в романе Человек в очереди (1929) и по-прежнему оставался на службе в 1959-м, когда Тэй опубликовала свой восьмой и последний криминальный роман Поющие пески. В своих лучших, по мнению многих, романах — Брат Фарpap и Усадьба Франшиза — Джозефина Тэй уходит от чисто детективного сюжета, и, учитывая успех, который эти романы имели у публики, ее, возможно, не стали бы относить к писателям криминального жанра, не создай она своего инспектора Гранта. Авторам, которые не хотят. Чтобы их имя связывали с детективом, лучше не заводить серийных героев.
В основе сюжета романа Брат Фарpap — тайна личности. Действие разворачивается в старинном поместье Лачеттс на южном побережье Англии. Если наследник поместья Патрик Эшби действительно покончил с собой, то кто тот таинственный молодой человек, называющий себя брат Фаррар, который не только похож на Патрика Эшби как две капли воды. Но и прекрасно знаком с подробностями семейной истории? Нам, читателям, известно, что он самозванец, но, несмотря на это, мы довольно быстро проникаемся к нему симпатией. Это роман об установлении личности, часто встречающийся в английской литературе, и лишь ближе к концу книги мы узнаем, что Брат Фарpap — это также детективная история с раскрытием убийства. Самый удачный, по мнению многих, роман Джозефины Тэй — Усадьба Франшиза — основан на реальных событиях. Молодая женщина утверждает, что странная пожилая вдова, недавно поселившаяся в деревне вместе с незамужней дочерью, похитила ее и силой держала в своем стоящем на отшибе доме, заставляя работать как рабыню. В основу сюжета легла история Элизабет Каннинг, случившаяся 1753-1754 годах в Лондоне. Роман близок по жанру к детективу, но в нем нет убийства. Местный адвокат, к которому женщины обратились за помощью, уверен в их невиновности и энергично берется за расследование. Главная тайна, конечно же, связана с девушкой. Если вся ее история выдумка от начала до конца, то откуда ей известны факты, делающие рассказ столь убедительным? Простая композиция романа и повествование от первого лица — мы видим эту историю глазами юриста — дают читателю замечательную возможность поближе познакомиться с достоверно выписанными персонажами, а также сословными и классовыми предрассудками, которые автор в определенной степени разделяет.
Произведения Джозефины Тэй и в наши дни по-прежнему популярны у любителей детективного жанра, а теперь еще и она сама, собственной персоной, появляется на страницах романов Николы Апсон — писательницы, которая избрала для своих книг время действия между двумя мировыми войнами и населяет их реально существовавшими людьми. Джозефина Тэй — ее постоянная героиня2. Знаменитые детективы часто обретают новую жизнь в фильмах или произведениях других писателей: к примеру, Джил Патон Уэлш продолжает историю лорда Питера Уимзи, но Никола Апсон — первая писательница, выбравшая в качестве постоянного персонажа действительно существовавшую писательницу.
Фрагмент из книги Детектив на все времена
Избранная библиография
Серия об инспекторе Алане Гранте
- Человек в очереди (The Man in the Queue, 1929) или Убийца в толпе (Killer in the Crowd)
- Шиллинг на свечи (A Shilling for Candles, 1948)
- Любить и быть мудрым (To Love and Be Wise, 1950), в русском переводе Исчезновение
- Дочь времени (The Daughter of Time, 1951)
- Поющие пески (The Singing Sands, 1952)
Романы
- Киф — история без прикрас (Kif: An Unvarnished History, 1929)
- Драгоценный ореол (The Expensive Halo, 1931)
- Мисс Пим расставляет точки (Miss Pym Disposes, 1946)
- Дело Фрэнчайза (The Franchise Affair, 1948), в русском переводе как Дело о похищении Бетти Кейн или Загадочные события во Франчесе
- Брат Фаррар (Brat Farrar, 1949) или Прийди и убей (Come and Kill Me), в русском переводе — Мистификация
- Капер (The Privateer, 1952)
Работы о Джозефине Тэй
- Charney, Hanna. The Detective Novel of Manners: Hedonism, Morality, and the Life of Reason. Rutherford: Fairleigh Dickinson University Press, 1981.
- Davis, Dorothy Salisbury. “On Josephine Tey.” The New Republic 131 (September 20, 1954): 17-18.
- Klein, Kathleen Gregory. “Josephine Tey.” In St. James Guide to Crime and Mystery Writers, edited by Jay P. Pederson and Taryn Benbow-Pfalzgraf. Detroit: St. James Press, 1996.
- Mann, Jessica. Deadlier than the Male: Why Are Respectable English Women So Good at Murder? New York: Macmillan, 1981.
- Rollyson, Carl. “The Detective as Historian: Josephine Tey’s The Daughter of Time.” Iowa State Journal of Research 53 (August, 1978): 21-30.
- Roy, Sandra. Josephine Tey. Boston: Twayne, 1980.
- Smith, M. J. “Controversy: Townsend, Tey, and Richard III, a Rebuttal.” The Armchair Detective 10 (October, 1977): 317-319.
- Symons, Julian. Mortal Consequences: A History, from the Detective Story to the Crime Novel. London: Faber & Faber, 1972.
- Talburt, Nancy Ellen. Ten Women of Mystery, edited by Earl F. Bargainner. Bowling Green, Ohio: Bowling Green State University Popular Press, 1981.
- “Tey, Josephine.” In Mystery and Suspense Writers: The Literature of Crime, Detection, and Espionage, edited by Robin W. Winks and Maureen Corrigan. New York: Charles Scribner’s Sons, 1998.
- Townsend, Guy M. “Richard III and Josephine Tey: Partners in Crime.” The Armchair Detective 10 (July, 1977): 211-224.