Лесли Чартерис

Лесли Чартерис

Лесли Чартерис известен как создатель одной из самых продолжительных в истории литературы серии, посвященной одному герою и написанной одним автором — серии о Саймоне Темплере, по прозвищу Святой (Simon Templar (the Saint)), одном из самых известных преступников-джентльменов.

Лесли Чартерис. Биография

Лесли Чартерис (Leslie Charteris) родился 12 мая 1907 года в Сингапуре. Его родными языками были китайский и малайский, но многоязычная среда, которая окружала мальчика, заставила его быстро освоить и английский. К десяти годам он приобрел свою первую пишущую машинку и принялся «писать за деньги». Довольно оперативно он организовал довольно амбициозную подписку на свою серию, по которой рассылал небольшие истории, которые сам же и иллюстрировал. Интересно, что именно в этой рассылке появился символ, который позднее будет использован как логотип для серии о Святом.

Отец Чартериса был известным хирургом, бизнесменом и общественным деятелем. А еще он был заядлым путешественником, поэтому еще в детстве Лесли вместе с родителями трижды объехал вокруг света. Не стесненные в средствах родители дали Лесли частное образование. Помимо своих многочисленных и разнообразных занятий Чартерис был заядлым читателем, предпочитая приключенческою фантастику. Особенность его чтения была в том, что Лесли обладал энциклопедическим умом, не просто проглатывая сюжеты, но накапливал все, что узнал, выстаивая полученные знания в стройную систему.

В 1919 году Лесли отправляется из Сингапура в Англию. Родители оплатили его обучение в одной из самых престижных школ, графства Суррей. Лесли любил учиться, но его слабая физическая подготовка и неординарное мышление были поводом для частых конфликтов с одноклассниками.

Лесли очень плохо сносил методы английского образования, а в первую очередь, жесткий регламент обучения и приемы направленный на умерщвление плоти: плохая еда, ранний подъем, холодные ванны, все это казалось ему бессмысленным. Еще больше его возмущало стереотипное мышление, которое он должен был принять и взрастить как свое собственное. Его литературные поиски, разбивались о запреты и непонимание редакторов, основанные на традиции и общем мнении. Его мятежное мышление сформированное как отрицание общего, стали основой его философии, отрицающей власть, особенно основанную на английской системе прецедентов.

Королевский колледж в Кембридже, куда поступил Чартерис, после окончания школы, молодой человек описывал как междуцарствие между сладостным развратом Парижа, играющими в искусство студентами и свободным обучением на непонятном французском языке. В течение года он прослушал курс юридического факультета, а когда его первый роман был принят к публикации, несмотря на протесты родителей, бросил Кембридж и устроился на работу внештатным писателем. К тому моменту ему исполнилось 19 лет.

Первый роман Господин X (X Esquire, 1927) был его четвертой публикацией. В возрасте одиннадцати лет в журнале для мальчиков было опубликовано его первое стихотворение. Когда Чартерису исполнилось 16 лет, один из журналов опубликовал его рассказ, а в январе 1925 года, вышел еще один из его рассказов.

Роман Господин X рассказывает о герое в маске, который восстанавливает правосудие, наказывая преступников, сумевших уйти от наказания. Позднее Святой устраивал аналогичные акты частного правосудия, правда, более эффектно и убедительно. Полиция действует довольно успешно, помещая героя под домашний арест, когда ему грозит смертельная опасность и, вынуждая его отказаться от своей деятельности. Позднее Чартерис назвал роман невероятно слабой книгой.

Начинающему писателю платили мало, поэтому Чартерис был вынужден совмещать литературу с различными подработками, приносившими ему деньги для жизни. Список его профессий включает как банальные, так и очень экзотические места работы. Например, он работал водителем автобуса, помощником полицейского, барменом, а также этого был ловцом жемчуга, работал на руднике, где добывали олово и на каучуковой плантации, был среди людей, занимающихся поисками золотых разработок.

В 1926 году будущий писатель в первый раз меняет свою фамилию. Лесли Чарльз Бойер Инь (Leslie Charles Bowyer Yin) на Лесли Чартерис Чарльз Бойер-Ян (Leslie Charles Charteris Bowyer-Ian). Поскольку Чартерис был на тот момент несовершеннолетним, на новую фамилию влияли пожелания родителей, но в жизни он называл себя отныне не иначе как Лесли Чартерис. В 1946 году, когда писатель получил американское гражданство, он еще раз сменил имя и фамилию, оставив все лишние добавки, стал просто Лесли Чартерис.

Второй роман Белый всадник (The White Rider, 1928) многократно перерабатывался, но слабый сюжет не давал возможности довести книгу до идеала. Несмотря на свои слабые стороны, роман значительно лучше, чем первый опыт большой формы. В нем главный герой Петр Лестрейндж (Peter Lestrange), показан не как статичный персонаж, его характер меняется по ходу действия. Дерзкий, наглый пират превращается в святого. В романе чувствует сильное влияние популярного в то время Сапера (Германа Кирилла МакНейла) и Эдгара Уоллеса, но уже здесь начинает проглядывать собственный стиль Чартериса, реализованный в полной мере в более поздних романах.

В следующем романе Встреча с тигром (Meet The Tiger, 1928) Чартерис представляет Саймона Темплера, хотя вероятно к тому времени он не планировал и даже не задумывался, что Святой станет персонажем серии. Темплеру двадцать семь лет, он шести футов ростом, худой, сильный, черноволосый, голубоглазый и откровенно дерзкий, правда, сквозь его непочтительность сквозит очарование. Чартерис позднее жалел, что его герой начинает свои приключения в столь зрелом возрасте, ведь пятьдесят лет спустя он по-прежнему словно юноша может легко перемахнуть через высоченный забор, и также как в молодости активен в постельных сценах. Но Святой стал единственным идеальным персонажем из зарождающейся серии.

В романе Встреча с тигром также появляется Патрисия Холм (Patricia Holm), первая и одна из наиболее важных романтических привязанностей Святого. В отличие от многочисленных стереотипных красавиц, Патрисия далеко не беспомощная блондинка. Хотя она обращается к Святому с просьбой о помощи, сама она играет активную роль в этом приключении, мужественно преодолевая препятствия, описанные в этой книге и некоторых более поздних историях.

Герой следующего романа Лесли Чартериса — Бандит (The Bandit, 1929; первая публикация в журнале Empire News вышла под названием Черный кот (The Black Cat)) представила читателям уникального для английского триллера того времени героя. Рамон Франсиско де Сатилья и Эспронседа Манрике (Ramon Francisco de Castila у Espronceda Manrique) как и полагается обладателю такого имени — латиноамериканец с приглаженными черными волосами, черными усиками, невысокого роста и совсем не британскими манерами. В смысле внешности Манрике полная противоположность господствующему в то время в английском триллере мускулистому британцу, введенному в художественную литературу популярными романами Сапера и Дорнфорда Йейтса. И хотя роман о Манрике не получил продолжения в виде серии, герой появляется в серии о Святом.

Следующий роман Чартериса в каком-то смысле настоящее введение к серии о Святом. Роман Сорвиголова (Daredevil, 1929), рассказывает о человеке с невероятным именем — Стом Аден (Storm Arden), который также как и ранние герои не получит продолжения. Зато один из второстепенных персонажей романа станет постоянным персонажем будущей серии. Главный инспектор Тил, сотрудник Скотленд-Ярда, пухлый толстячок, с обманчиво сонным видом, под которым скрывается компетентный полицейский, опытный и осторожный сотрудник английской службы правопорядка. В серии о Святом инспектор Тил станет воплощением неудач официального правосудия.

После публикации этого романа в жизни Чартериса появился издатель, сумевший многое изменить в жизни писателя. Романы Чартериса привлекли внимание Перси Монтегю Хейдона (Percy Montague Haydon), выпускающего редактора группы журналов издательства Amalgamated Press. Хейдон в начале 1929 году пытается запустить новый журнал. Для первых номеров он привлек одного из самых популярных писателей того времени — Эдгара Уоллеса. Уоллес с большим трудом поддался уговорам и, соблазнившись высоким гонораром, пишет роман Красный туз (Red Aces). Согласие на публикацию от Чартериса Хейдон получил гораздо быстрее и за меньшие деньги. В четвертом номере выходит его рассказ История мертвого человека (The Story of a Dead Man), а в девятом Секрет гостиницы Бикон (The Secret of Beacon Inn). С десятого номера, Чартерис стал постоянным автором журнала, а Хейдон — одним из друзей писателя. В журнале Чартерис публикует истории о Монти Хайуарде (Monty Hayward), позднее ставшим одним из сподвижников Святого в его приключениях.

В этот момент в литературной карьере Лесли Чартериса происходит перелом. Писатель отказывается от практики создания новых героев. А поскольку большинство его прежних персонажей были однотипные, Чартерису надо лишь выбрать одного, который бы впитал в себя большинство черт и находок, созданных до этого. Это избавляло писателя от необходимости изобретать новых и новых героев для очередной истории, и представлять читателям. Серийные герои также пользовались популярностью среди читателей, который были рады продолжению истории о полюбившихся персонажах. Чартерис выбрал основным героем серии Саймона Темплера, поместив его во главу шайки, известной как пять царей. Чартерис вводит эффективный ход уподобляя героев картам, Святой — джокер, а остальные его четыре друга представляют четыре карточных масти.

Серия о пяти царях многократно издавалась и переиздавалась под различными названиями. Чартерис пишет и публикует множество историй, а публикации под разными названиями и вовсе не позволяют идентифицировать истории о Святом и выстроить стройную библиографию. Святой часто в историях появляется под псевдонимами, например, Рамзес Смит (Rameses Smith). Кроме того, Чартерис публикует истории о Лине Певериле (Lyn Peveril), но эти эксперименты были менее удачными, Святой неизменно оставался наиболее удачными творением Чартериса.

Оцените статью
Добавить комментарий