Английская писательница Марджери Эллингем известна как один из классиков традиционного британского детектива, создательница серии о сыщике-любителе Альберте Кэмпионе.
Марджери Эллингем. Биография
Марджери Луиза Эллингем (Margery Louise Allingham) родилась 20 мая 1904 года в Лондоне. Она с детства была погружена в литературу, поскольку ее отец (Герберт Джон Эллингем) работал редактором нескольких журналов (Христианский глобус, Новый Лондон), мать также регулярно писала статьи для журналов. Тетя Мод была востребованным автором женских журналов, также как и двоюродный брат отца. Даже дедушка приложил руку к воспитанию таланта, редактируя первые сочинения внучки. Журналистика была не бременем, а образом жизни, поэтому в выходные семья развлекалась выпуская семейно-развлекательный журнал.
Вскоре после рождения дочери семья покинула Лондон и поселилась в старом деревенском доме неподалеку от Колчестера. У Марджери было два родных брата, но девочка больше времени проводила в одиночку. В семь лет ее отправили в типичную для Англии школу-интернат для девочек, в пятнадцать она смогла поступить в более престижную школу при Кембридже. Вершиной образования Эллингем стал престижный Политехнический колледж на Риджент-стрит в Лондоне. Здесь она изучала драматическое искусство и сразу же приступила к написанию своего первого романа Черный платок Дика: Повесть об острове Мерси (Blackkerchief Dick: A Tale of Mersea Island, 1923), приключенческую историю, действие которой разворачивается в Эссексе. Роман был допущен к публикации, когда ее друг Филипп Янгман Картер (Philip Youngman Carter), по прозвищу Пип (Pip) убедил Марджери, в ее литературном таланте, а позднее был художником-оформителем и автором дизайна обложек большинства ее книг.
Эллингем забросила обучение и приступила к работе над вторым романом. В 1927 году Марджери вышла замуж за Картера, который со временем стал успешным и известным художником. Интересно, что в паре Альберт Кэмпион и Аманда Фитон, последняя является успешной художницей, поэтому нетрудно предположить, что именно некоторые черты Аманды были списаны с мужа.
Спустя год после свадьбы Эллингем пишет свой первый детективный роман — Загадка белого коттеджа (The White Cottage Mystery), а еще год спустя, в 1929 выходит детективный роман Преступность в Черном Дадли (The Crime at Black Dudley), в котором впервые появляется знаменитый детектив-любитель Альберт Кэмпион, ставший героем серии и самым известным персонажем Эллингем.
В этом же году, Эллингем с мужем переезжают в Эссекс, а спустя пять лет они смогли приобрести собственный дом в деревне Д’Арси. Эссекс был расположен на побережье, поэтому с началом Второй мировой войны, Эллингем принимала самое активное участие в мероприятиях гражданской обороны, а ее муж ушел добровольцем в армию. Страхи и надежды британцев в начальный период войны, отражены в автобиографической книге Дубовое сердце (Oaken Heart, 1941). В 1944 году Эллингем вернулась к литературной работе, которая за исключением военных лет отличалась непрерывностью.
Эллингем на протяжении между 1929 годом и ее ранней смертью от рака в 1966 году, стабильно выпускала по роману в год. Ей также принадлежит несколько повестей и сборников рассказов.
Марджери Эллингем была в числе немногих авторов, которые сформировали канон английского классического детектива. Наряду с Найо Марш, Николасом Блейком и Майклом Иннесом, романы Эллингем стали образцами на которые позднее ориентировались сотни продолжателей и реформаторов жанра.
Романы Марджери Эллингем отличаются тщательной проработкой, сочетающихся с настоящим литературным талантом, отчего на свет появлялись настоящие бриллианты детектива. Детективы Эллингем только внешне похожи на беззаботные комедии, внимательный взгляд обнаружит под веселой оболочкой стройный сюжет, тщательно продуманную мотивацию и тонкие психологические портреты.
Эллингем первой из английских писательниц вняла запросам века, и подобно авторам крутого детектива обратила внимание на слои общества, обычно забытые в классическом детективе, например, гангстеров или гомосексуалистов. Отчего позднейшие послевоенные романы все больше напоминают триллеры. Фон ее романов отличается реалистическими деталями, часто сатирическим описанием английского общества и традиций. В поздних романах ирония и юмор перерастет в мрачные описания окружающего всех и все зла, доминирующего над светом и весельем.
Из статей
Биография
Эллингем Марджери Луиз (Allingham Margery Louise), родилась 20 мая 1904 года в Лондоне — скончалась 30 июня 1966 года в Колчестере (Эссекс). Родилась в семье писателя Х. Дж. Эллингема. Училась в женской школе в Кембридже.
Первый роман Эллингем Блэккерчиф Дик: рассказ об острове Мерси (Blackkerchief Dick: а Tale of Mersea Island, 1923) носит историко-авантюрный характер. Близки к авантюрному повествованию и ранние детективы Эллингем, первым из которых была Тайна белого коттеджа (The White Cottage Mystery, 1928). Ее главный расследователь Алберт Кемпион (герой около 20 романов) впервые появляется в Преступлении в Блэк Дадли (Crime at Black Dudley, 1929; русский перевод Черный Дадли, 1998), где он представлен любителем приключений, рыцарем, готовым вступить в прямое столкновение с противником ради спасения своих подопечных. Действие романов большей частью происходит на востоке Англии, в безлюдных районах Суффолка, в окруженной топкими и болотами деревне (Мистери майл — Mystery Mile, 1930; телесериал Би-би-си, 1989), на старинной мельнице с прилегающим к ней домом (Сладостная опасность — Sweet Danger, 1934; телесериал Би-би-си, 1989). Оба романа снабжены картами местности и полуразрушенных владений древних аристократических родов. Стремительное развитие действия с сопутствующей ему романтической линией, неотвратимая гибель таинственного злодея (в одном случае его затягивает трясина, в другом – мельничное колесо), спасение Кемпиона — эти и другие элементы приключенческого романа отодвигают на задний план намеченную в них детективную интригу.
Новые и старые герои Эллингем
С середины 30-х годов произведения Марджери Эллингем приобретают форму типичного романа-загадки с театрально обставленными убийствами, ложными следами и самым неожиданным преступником. Ее сыщик своим аристократическим происхождением, кембриджским образованием, связями с высшими чинами из Скотленд-Ярда напоминает сквозных персонажей Дороти Сейерс и Найо Марш. Хорошо воспитанный и немного рассеянный, всеобщий дядюшка, всегда готовый прийти на помощь, он противостоит суперменам и эксцентрикам. Хотя он и мистер, аристократизмом от него веет не меньше, чем от лорда Питера Уимзи. Его отношения со слугой, отнюдь не потомственным дворецким, но бывшим вором-взломщиком, строятся по типу подобных пар у Сейерс или Пеллема Гренвила Вудхауса. В отличие от многих безвозрастных сыщиков Кемпион, родившийся в 1900, стареет от романа к роману и постепенно теряет вкус к опасным приключениям. Как и герой Сейерс, он окружен родственниками и друзьями, которые время от времени попадают в неприятные истории; как и герой Марш, он обзаводится семьей, и даже его маленький сын оказывается вовлеченным в расследование (Зовущая леди — The Beckoning Lady, 1953).
Действие романов Марджери Эллингем середины 30-х годов перемещается в центральные районы Лондона, в дома художников (Смерть призрака — Death of а Ghost, 1934), издателей (Цветы для судьи — Flowers for the Judge, 1936), актеров и модельеров (Мода на саваны — The Fashion in Shrouds, 1938). Их населяют экспансивные люди, многих из которых легко заподозрить в убийстве. Но убийцами в романах Эллингем оказываются не артисты, а их хозяева, занимающие положение Просперо по отношению к своим Ариэлям, — менеджеры, искусные организаторы всевозможных презентаций. Таланты — это источник их обогащения, и они оберегают его от посягательств со стороны.
Детектив, осложненной моральной коллизией
После Второй мировой войны в творчестве Марджери Эллингем произошли более глубокие изменения, нежели у других авторов, начинавших вместе с ней. Ее серийный персонаж Кемпион прошел войну и вернулся другим человеком — размышляющим и сомневающимся. Меняется его место в романе. Как знамение времени рядом с ним, порой отодвигая его на второй план, начинает действовать другой расследователь – Чарли Люк, полицейский из Скотленд-Ярда, персонаж романа Срочно нужен гробовщик (More Work for the Undertaker, 1949; русский перевод в 1993). Свирепым видом он напоминает гангстера. Рядом с хорошо воспитанным, сдержанным Кемпионом особенно заметны его простецкие манеры (звенит монетами в кармане), режет слух его страстная, спонтанная, сопровождаемая жестикуляцией (говорит всем телом) речь. Воспроизведенная в скором времени сердитыми молодыми людьми, она передает настроение всеобщей рассерженности первых послевоенных лет.
Сохраняется место действия, но меняется его атмосфера: мрачный, затянутый смогом с запахом насилия, молчаливый и серьезный Лондон послевоенного времени. Таким он предстает в лучшем романе Марджери Эллингем Тигр во мгле (The Tiger in the Smoke, 1952; экранизирован в 1956; русский перевод в 1996). Теперь это не маленькая Венеция, где живут художники и располагаются издательские дома, а дымный привокзальный район Паддингтона — квадратная миля порока. Ощущение надвигающегося зла придает этому роману трагическое звучание. Преступник в нем лишен сатанинской силы, он даже может вызывать симпатию, но одновременно внушает мысль о неискоренимости зла, порожденного войной. Преступление переместилось из особняков, где светловолосый и бледнолицый Кемпион был своим, на улицы города здесь легко ориентируется мускулистый, смуглый Люк со смекалкой кокни. Кемпион же не подходил для новой работы: шла охота на человека-зверя, а он не был любителем кровавого спорта.
Моральная философия романа раскрывается в сцене встречи Тигра и старого священника, который узнал в нем обделенного судьбой мальчика из соседнего дома. Но это не отец Браун Г.К. Честертона, путь истины ему неведом, а для Тигра в отличие от Фламбо он закрыт. Их тихий ночной разговор в темной церкви скорее ведет к признанию амбивалентности понятий добра и зла, вины и невиновности в духе Грэма Грина. Сходная проблема затрагивается и в романе Закрой мне глаза (Hide My Eyes, 1958) в ходе тихой ночной беседы преступника (на этот раз он изображен веселым и самоуверенным лгуном, на счету которого 10 убийств) и старой женщины – она все еще видит в нем мальчика, которого любила как сына. Она хочет вразумить его, он — открыть ей глаза. Едва не плача, он пытается отравить единственного человека, который понимал его. Как и в случае с Тигром, это было всего лишь раз, когда нанесенный удар оказался смертельным.
В романах Марджери Эллингем 20-50-х годов обозначилось характерное для детективной прозы движение от приключенческого романа к роману-загадке, а затем к роману с детективной интригой, осложненной моральной коллизией; в рассказах она часто пародировала условности жанра. Детективы Эллингем пережили второе рождение в 1988 и 1989, когда восемь ее романов составили две телевизионные серии Би-би-си — Кемпион.
А. Саруханян
Из Энциклопедического словаря английской литературы XX века
О творчестве
Альберт Кэмпион
Альберт Кэмпион — персонаж популярной серии романов и коротких рассказов английской писательницы Марджери Эллингем. Поскольку серия о Кэмпионе включает более 20 романов и целый ряд рассказов, английская писательницы приводит некоторые факты из его сочиненной биографии.
Альберт Кэмпион (Albert Campion) является псевдонимом, который используется человеком, родившемся примерно в самом начале XX века. Его происхождение окутано покровом тайны, но точно можно сказать, что Альберт происходит из британской аристократической семьи, в романах есть даже намек на принадлежность к королевскому дому, но это намек нигде не раскрыт более подробно.
Получил образование в школе Регби и выдуманном колледже святого Игнатия, расположенном в Кембридже. После окончания образования он получил псевдоним Кэмпион и начал свою жизнь в качестве искателя приключений и детектива. Русский вариант этого псевдонима сохраняет фонетическую близость к слову чемпион, от которого видимо и происходит. Но ряд критиков указывают, что муж Марджери — Филипп Эллингем получал образование в иезуитском колледже названном в честь мученика и святого Эдмунда Кэмпиона.
В романе Тайная миля (Mystery Mile) выясняется, что подлинное имя героя Рудольф, но уже в романе Мода на вантах (Fashion in Shrouds) люди его называют дядюшкой Альбертом.
Внешний вид его более однообразен. Эллингем описывает его как худого, белокурого молодого человека в очках, который относится к людям приветливо и безобидно. Несмотря на некоторые пустые разговоры, которые часто оказываются не к месту, его помощь друзьям оказывается всегда необходимой, поэтому он приобрел репутацию человека способного выручить из беды и в случае возникновения проблем, особенно уголовного свойства за помощью обращаются к дядюшке. Несколько раз упоминается, что он живет в номере над полицейским участком на улице Пикадилли 17А. А в первых романах у него даже живет галка по прозвищу Воришка.
Семья Кэмпиона обрисована не полностью: есть несколько упоминаний о брате Альберта, в романе Мода на вантах наряду с Альбертом главную роль играет его сестра Валентина, а в романе Полиция на похоронах появляется бабушка Кэмпиона, которая и называет его настоящим именем Рудольф.
В нескольких романах Кэмпиону помогает слуга Маджерсфотейн Лагг, неотесанный и беспокойный человек, который в прошлом был грабителем. У него немало друзей-приятелей среди криминальной среды Лондона и его окрестностей. Сам Кэмпион дружит с инспектором Скотланд-Ярда Станиславом Оутсом, которому по-дружбе регулярно оказывает помощь и дает дельные советы. Известно, что Кэмпион во время второй мировой войны участвовал в операциях разведки, поэтому уже в мирное время он неоднократно пользуется своим старыми связями со спецслужбами.
Большинство романов об Альберте Кэмпионе больше напоминают приключенческие романы, а не детективы. Но Генри Китинг дважды упомянул работы об Альберте Кэмпионе (Дополнительная работа для гробовщика и Тигр в дыму) в своем знаменитом списке 100 лучших романов, что свидетельствует о том, что к финальным романам знаменитой серии Эллингем добилась настоящего мастерства.
Избранная библиография
- Черный платок Дика (Blackkerchief Dick, 1923)
- Тайна белого коттеджа (The White Cottage Mystery, 1928)
- Криминал в Черном Дадли (The Crime at Black Dudley, 1929), в США вышел под названием Убийство Черного Дадли (The Black Dudley Murder)
- Тайная миля (Mystery Mile, 1930)
- Взгляните на Леди (Look to the Lady, 1931), в США вышел под названием Тайна чаши Гэта (The Gyrth Chalice Mystery)
- Полиция на похоронах (Police at the Funeral, 1931)
- Сладкая опасность (Sweet Danger, 1933), в США выходил под названиями Царство смерти / Вход Страха (Kingdom of Death / The Fear Sign)
- Смерть призрака (Death of a Ghost, 1934)
- Цветы для судьи (Flowers for the Judge, 1936), в США выходил под названием Наследие в крови (Legacy in Blood).
- Господин Кэмпион: криминалист (Mr. Campion: Criminologist, 1937), (рассказы)
- Дело об умершей свинье (The Case of the Late Pig, 1937), первоначально появился в сборнике Господин Кэмпион: криминалист
- Танцоры в трауре (Dancers in Mourning, 1937), в США вышел под названием Кто убил Хлою? (Who Killed Chloe?)
- Мода на вантах (The Fashion in Shrouds, 1938)
- Господин Кэмпион и другие (1939), рассказы
- Черные перья (Black Plumes, 1940)
- Предатель в мошне (Traitor’s Purse, 1941), в США вышел под названием Тайна убийства саботаж (The Sabotage Murder Mystery)
- Сердца из дуба (The Oaken Heart, 1941), автобиографическая книга
- Танец лет (Dance of the Years, 1943) или как Галантрис (Galantrys)
- Пиджин коронера (Coroner’s Pidgin, 1945), в США вышел под названием Бисер перед свиньями (Pearls Before Swine)
- Разыскивается некто Иннокентий (Wanted: Someone Innocent, 1946), рассказы
- Справочник господина Кэмпиона (The Casebook of Mr Campion, 1947), рассказы
- Больше работы для гробовщика (More Work for the Undertaker, 1948)
- Смертельный дуэт (Deadly Duo, 1949), в Великобритании вышел под названием Возьмите обе перед сном (1950)) — две новеллы:
- Разыскивается некто Иннокентий
- Последний акт (Last Act)
- Тигр в дыму (The Tiger in the Smoke, 1952)
- Нет забытой любви (No Love Lost, 1954) — две новеллы:
- Пациент в зале павлинов (The Patient at Peacocks Hall)
- Безопаснее, чем любовь (Safer Than Love)
- Манящая леди (The Beckoning Lady, 1955), в США выходит под названием Усадьба манящей леди (The Estate of the Beckoning Lady)
- Прятать глаза (Hide My Eyes, 1958), в США вышел под названием Конец троса (Tether’s End) / Десять пропали без вести (Ten Were Missing)
- Китайская гувернантка (The China Governess, 1962)
- Разум Читателей (The Mind Readers, 1965)
- Груз для орлов (Cargo of Eagles, 1968), завершен Филиппом Картером
- Записная книга Эллингем (The Allingham Case-Book, 1969), рассказы
- Господин Кэмпион Фартинг (Mr. Campion’s Farthing, 1969), опубликован Филиппом Картером
- Сокол господина Кэмпиона (Mr. Campion’s Falcon, 1970), в США вышел под названием Карьера господина Кэмпиона (Mr. Campion’s Quarry), опубликован Филиппом Картером
- Микроавтобус Эллингем (The Allingham Minibus, 1973) или Счастливый день Кэмпиона (Mr. Campion’s Lucky Day), рассказы
- Возвращение господина Кэмпиона (The Return of Mr. Campion, 1989), рассказы
- Дерзости Красной Розы (The Darings of the Red Rose, 1995), первоначально опубликован анонимной серией
- Номера для сдачи в аренду: Радио-пьеса (Room to Let: A Radio-Play, 1999)
Исследования
Сочинения
- The Allingham Case-Book. L., 1969; The Allingham Minibus. L., 1973; The Return of Mister Campion and Other Stories. L., 1989.
Литература для дальнейшего изучения
- Pike В. A. Campion’s Carreer: A Study of the Novels of Margery Allingham. Ohaio, 1987
- Martin R. Ink in Her Blood: The Life and Crime Fiction of Margery Allingham. Michigan, 1988
- Thorogood J. Margery Allingham: A Biography. L., 1991.
Just wanna comment on few general things, The website design and style is perfect, the content material is rattling excellent D.