Имя Роя Викерса неизвестно не только русскоязычному читателю, но также для большинства англоязычных книголюбов.
Обычно в биографиях пишут, что он автор 67 романов. Цифра эта очень приблизительная, поскольку автор публиковал свои произведения под различными псевдонимами, а каталогизацию огромного детективного наследия затеяли лишь сейчас и биографы из осторожности пишут «около» в надежде найти еще один роман.
Биография Роя Викерса — это настоящее собрание анекдотов и неподтвержденных фактов.
Родился 1988 или 1889 году. У него была возможность получить образование в одном из самых лучших для своего времени колледжей — Чартерхаузе, но он, очевидно, не доучился, поскольку диплом не получил. Затем изучал право в Лондоне, но юристом так и не стал. Зато твердо решил, что станет писателем.
Романы Викерса обычно относят к криминальной литературе, поскольку лучшие из них написаны в традиции классического детектива. По большей части это не высокого рода литература, напоминающая сенсационные романы Уилки Коллинза с добавлением элементов романтической мелодрамы. Его романы под завязку забиты разными героями: ловкими преступниками, сильными и смелыми героями, красивыми и невинными девушками. Хотя мне попался роман (Убийство господина Велфриджа — Murdering Mr. Velfrage), где девушка оказалась не такой уже невинной.
Одним словом, — это чтение для любителей вселенских заговоров и невероятных по своему размаху преступлений, предотвращенных лишь благодаря отваге главного героя.
Викерс умело сплетает романтическую историю и преступный замысел, а потому герой, не отвлекаясь от расследования, в финале поймает двух зайцев сразу.
Мотивы героя я еще сумел понять, но зачем преступник решился на подобную аферу, да еще с таким размахом, уже не смог. Фантастический привкус этой истории я прочувствовал на себе, поскольку сам был в тот момент в непростом положении, где разные криминальные элементы под покровительством уважаемых отцов города выступали героями, тогда как мне, выступавшему за правду, приходилось оправдываться. Словом реальность была перевернута и мелодрамой даже не пахло.
Странность же этого автора в том, что его рассказы полная противоположность его романам.
Детективные рассказы Викерса
Рой Викерс долгое время писал и рассылал свои рукописи по разным издательствам, без особого успеха. Чтобы «набить руку» в писательском ремесле, Викерс устроился криминальным репортером. Возможно благодаря этому опыту, ему удалось пристроить свои первые сочинения — детективные рассказы. Первый вышел в ноябре 1913. Три года спустя в этом же журнале, Викерс начал публикацию своего первого романа «Неисправимый грех», который спустя десять лет, уже будучи признанным писателем переписал заново.
Викерс долгое время оставался второсортным писателем, сочинителем дешевых романов. Неожиданный поворот в его литературной карьере случился в 1934 году, когда он опубликовал в журнале «Личности» рассказ «Резиновая труба». Это был первая история об отделе Скотланд-Ярда, который автор назвал «Департаментом нераскрытых дел». Как вы понимаете, в реальности подобного отдела в лондонской полиции не существовало.
Всего серия о воображаемом департаменте включает 37 рассказов. Викерс опубликовал два сборника рассказов о деятельности инспектора Джорджа Рейсона и его коллег в 1947 и 1949 году. После смерти автора, в 1978 году издатели собрали из других сборников рассказы о Департаменте нераскрытых дел и опубликовали еще один сборник.
После выхода первого сборника литературная репутация Викерса пошла в гору и сегодня обычно пишут, что это один из лучших авторов, работавших с короткой формой в середине века.
В основной массе рассказы из этих сборников — перевернутые детективы. Автор подробно рассказывает о личности преступника и причинах преступления. Причем ему удается сделать это буквально на нескольких страницах. А нам остается только следить за тем, когда и как полиция умудрится найти и арестовать преступника.
Истории разворачиваются в эпоху правления короля Эдуарда 20-е и 30-е годы. Департамент — кладбище не доведенных до финала расследований. Обычно поводом для возрождения очередного расследования является некий артефакт, типа резиновой трубки, который становится ключевой уликой в возрождающемся деле.
Викерс не просто заново разворачивает перед читателями картину преступления, он заставляет читателей прочувствовать на себе всю глубину ситуации, приведшей к трагедии.