Биография
Если вы возьметесь читать биографию Патриции Вентворт, даже в статейном варианте, у вас немедленно появляются вопросы.
Обычно пишут нечто несуразное о месте ее рождения. Дора Эми Эллес, это настоящее имя писательницы, родилась на месте стоянки армейского корпуса, которым командовал отец будущей писательницы генерал-лейтенант английской армии сэр Эдмунд Рош-Эллес где-то в предгорьях Гималаев. Детство писательницы прошло на фоне солдатского быта и даже когда родители отправили ее и двух ее братьев в Англию получать образование, средняя школа для девочек была расположена неподалеку от солдатских казарм. Ее выбор был тоже предопределен. Патриция, простите Дора, вышла замуж за полковника Джорджа Диллона.
О ее муже известно слишком мало, очевидно он был исправный служака. Но вскоре после женитьбы полковник скончался, оставив молодой супруге трех пасынков от первого брака и маленькую дочь. Молодая вдова и ее дети не испытывали особой нужды. Чтоб занять время Патриция решила попробовать себя в модной в те времена профессии писателя. Первый роман помог продвинуть отец. По своим связям он договорился напечатать сочинение дочери в «Гражданской и военной газете», там же где и Редьярд Киплинг печатал свои первые сочинения.
Роман «Свадьба под угрозой», сентиментальная история на фоне французской революции, неожиданно стал популярным. Его напечатали в виде книги, а также он получил солидную премию в 250 гиней, т.е. примерно 400 долларов. Для дебютантки это был сенсационный успех. Начинающая писательница усердно принялась из года в год публиковать новые романы на историческую тематику. Всего вышло шесть романов. Писательница стала известной, но работу оборвала очередная влюбленность.
В 1920 году Уэнтворт (тогда еще Диллон) вышла замуж за другого военного. Лейтенант Джордж Оливер Тернбулл казался родителям не очень походящей парой, зато он был отличным мужем и помощником. Он помогал в домашнем хозяйстве и записывал романы, которые диктовала ему Патриция. Работали они главным образом в зимние месяцы, весну и лето проводили на отдыхе.
В 1923 году Патриция Вентворт решила сменить жанр, и написала свой первый детектив «Удивительное приключение Джейн Смит».
Возраст не помеха
Если вы возьметесь за подсчеты, то обнаружите, что свой первый детектив английская писательница опубликовала, когда ей исполнилось 45 лет. Скажем прямо не маленький возраст для смены литературного амплуа. Примечательно, что при этом в ее жизни не происходило никаких глобальных перемен. Жизнь типичной обеспеченной англичанки — театр, садоводство, ну разве только обучение вождению на автомобиле.
К тому времени, как Вентворт взялась за написание детективов, она была известна в литературных кругах как состоявшаяся романистка. В гении не лезла, но добилась собственного стиля, умела ладно скроить сюжет и представить читателям довольно живых персонажей.
В своем первом детективе «Удивительное приключение Джейн Смит» Вентворт, по отзывам критиков, сплела интригу, в которую попались многочисленные поклонники этого жанра и потребовали продолжения. Надо сказать в 20-е годы Англия была буквально завалена миллионными тиражами детективов. По оценкам исследователей, когда создавался Детективный клуб, Беркли и Сэйерс выбирали первых членов из 50 тысяч писателей, которые сочиняли в этом жанре.
Патриция Вентворт, несмотря на свою английскую чопорность, была удивительно чуткой к запросам читателей. Возможно, именно поэтому ее детективы до сих пор так популярны. Она уловила романтические ожидания и описала преступников, словно артистов переодевающихся перед ограблением, а затем улепетывающих по тайным ходам.
Она одна из первых осознала необходимость перенести действие из большущего мегаполиса в маленькую уютную деревню, где вроде «и муха не проскочит». Английская писательница с большим вниманием относилась к деталям, а потому ее персонажи всегда расписаны до мелочей, также как и интерьеры в которых она была настоящий спец.
Одним словом все было буднично и обыденно, очень мило и уютно, словом очень напоминало жизнь самой Патриции Вентворт.
Серия о мисс Сильвер
Первый роман о мисс Сильвер английская писательница Патриция Вентворт написала, когда ей исполнилось 50! Второй роман спустя девять лет! Затем грянула Вторая мировая! Издатели ныли о падении читательского спроса, а продажи романов Вентворт только росли. Но регулярное издание этой серии детективов удалось наладить только после победы! Начиная с 1946 года (Вентворт было уже 68), мисс Сильвер не давала покоя своей создательнице. За пятнадцать лет Вентворт написала 24 романа!
Чем же привлекали читателей приключения гувернантки, которая «уже в годах» переквалифицировалась в частные детективы?
Основными жертвами в романах Вентворт выступают очень похожие друг на друга девушки, оказавшихся в затруднительном положении. Не правда ли очень напоминает нашу повседневность. Их обвиняют в преступлении, они лишаются доброго имени и репутации.
Героиня Вентворт — вылитая учительница. Ее основной метод в расследовании — это не дедукция или технические приемчики. Мисс Сильвер проныра, а потому неизменно попадает в личные апартаменты своей подзащитной, где и находит дневник или школьную тетрадь, из которой все и проясняется.
Параллелей с Агатой Кристи не избежать. Сперва дружно выдохнем! Если вы внимательно сравните даты выхода первого детектива Вентворт о мисс Сильвер и первого романа Кристи о мисс Марпл, обнаружите. Вентворт была первой!
Оказывается дама, одетая в пастельные тона из ситцевой ткани, сливающейся с бледной кожей и шляпой с цветочками и рюшечками на платье, впервые появилась именно у Вентворт. Детективные романы Вентворт отличаются от привычных стереотипов своего времени, поскольку мисс Сильвер имеет отличные отношения с полицией. Эта тенденция расцвела именно в послевоенный период, до этого английских бобби, скажем мягко, не любили.
В ряде романов упоминается, что Рэндал Марч, главный констебль графства, где происходят расследования мисс Сильвер, бывший ее воспитанник, сохранивший самые теплые чувства по отношению к своей гувернантке.
Насколько мне дано судить, мисс Сильвер берет читателей и читательниц своим неизменным добродушием, въедливостью, которая бесит только полицейских, неспособных понять женскую психологию.
Про первенство Вентворт и Кристи. Да, первый роман Вентворт о мисс Сильвер («Серая маска» 1928г.) вышел раньше. чем первый роман Кристи о мисс Марпл («Убийство в доме викария» 1930г.), но персонаж мисс Марпл появилась раньше — Кристи печатала и издавала рассказы о старушке еще в 1927 году, и эти рассказы составили сборник «Тринадцать загадочных случаев» (вышел отдельной книгой в 1932г.). Однако если спрашивать,кто первым представил даму в образе детектива, то это будет баронесса Эмма Орци с ее «Леди Молли из Скотленд-Ярда», а если спрашивать, кто первым вывел на сцену старую деву в роли детектива, то это Анна Кэтрин Грин (она первой обозначала свои романы словом «детектив») и ее мисс Амелия Баттерворт.
Ого! Какая линия! Действительно Амелия Баттерворт слишком похожа на мисс Марпл, не отрывает глаз от вязания, а сама логические цепочки плетет.
Вопрос не в том, кто первый! Мисс Марпл по-настоящему появилась на сцене только в 50-е годы, когда романы в серии стали выходить один за одним. Почему именно в эти годы Кристи меняет одного героя на другого.
Зато история с появлением мисс Марпл удивительным образом напоминает историю с делом о плагиате после публикации первого романа об Эрклюле Пуаро.
Какое дело? Може рассказать о нем?
Добрый вечер, Петр.
Спасибо за вопрос. Я готовлю материалы к написанию следующей книги об Агате Кристи. Называться она будет «Убийственное знакомство» и посвящена истории создания первого романа, первого известного нам романа «Загадочное происшествие в Стайлзе». Постараюсь подробно рассказать историю связанную с плагиатом и осветить другие редко упоминаемые факты. Пока читайте мою книгу о другом романе Убийство по буквам.