Английский писатель Уильям Джон Берли, автора серии детективов о Чарльзе Уиклифе, ставшей основой популярного телесериала Уиклиф.
Уильям Джон Берли. Биография
Уильям Джон Берли (William John Burley) родился 1 августа 1914 года в Фалмуте (Корнуолл, Великобритания). Получил образование в Корнуолле. До того как стать писателем, Берли работал инженером, ассистентом менеджера и наконец менеджером в газовой компании на юго-западе Англии.
В 1938 году женился на Мюриэл Вулси (Muriel Wolsey), которая родила ему двух сыновей: Алана Джона и Найджела Филипа.
После окончания Второй мировой войны получил стипендию для изучения зоологии в Баллиолском колледже Оксфорда. Окончив оксфордский колледж с отличием, был назначен преподавателем биологии в Ричмондскую гимназию графства Суррей, а затем и в Школе Ньюкуай в Корнуолле, где и проработал до выхода на пенсию.
Генри Пим и возврат к классике
В 1966 году Берли публикует свой первый детективный роман Склонность к силе (A Taste of Power), в котором появляется сыщик-любитель доктор Генри Пим (Henry Pym), работающий в основное время преподавателем информатики в гимназии. По сути в своем герое он изображает себя, преподавателя с большим педагогическим опытом. Позднее Берли признался, что основным его мотивом стало стремление написать интересный детектив, без использования крайних форм насилия или секса. Берли сознавался, что его идеалом были детективы Золотого века, но их исчезновение и заполнение книжных полок разного рода триллерами, побудило его заполнить освободившуюся нишу.
И действительно, словно намекая на классический детектив, преступлением в его первом романе является отравление. Критики отмечают несомненное сходство Пима с главным героем Дороти Л. Сэйерс Питером Уимзи. Но вскоре Берки понял сюжетную ограниченность своего персонажа и приступил к поискам нового.
Чарльз Уиклиф – настоящий английский детектив
Активно отдавшись литературному делу, Берли после выхода на пенсию в 1974 году, каждый год выпускал по новому роману, причем качество их росло из года в год. Новым героем становится полицейский инспектор Чарльз Уиклиф (Charles Wycliffe). Неожиданная популярность позволила автору создать о приключениях этого героя серию из 22 романов, двадцать третий остался незаконченным. Романы представляли собой традиционное полицейское расследование, написанное в классическом английском стиле. Серия была столь востребована английскими читателями, что по сюжетам романов был снят телесериал, который выдержал 5 сезонов с общим числом в 36 эпизодов.
По мере написания и публикации романов Берли совершенствовал свое литературное мастерство. Постепенно в его романах начали появляться размышления главного героя, как комментарий на современную ситуацию происходящего в Англии. Берли исследует такие темы как вторжение прошлого в настоящее, заставляя своего героя расследовать убийство своей первой жены, совершенное много лет назад.
Критики отмечают, что увлечение автора классическим детективным сюжетом, часто приводит к невольным дублетам. На что писатель возражает, называя свои повторы элементами действительности, которая не так богата разнообразием.
Уильям Джон Берли скончался 15 ноября 2002 года в своем доме в Корнуолле.
О творчестве
После ограниченного школьным пространством преподавателя зоологии Генри Пима, английский писатель Уильям Берли пишет детектив о вдумчивом инспекторе полиции Чарльзе Уиклифе (Charles Wycliffe) — Кошка на трех лапах (Three Toed Pussy, 1968).
Свое имя детектив получил в честь известного богослова XIV века, сыгравшего важную роль в переводе Библии на английский язык.
Уиклиф представляет собой молчаливого и любезного полицейского, среднего возраста из Корнуолла. Человека, который поднялся по полицейской иерархии с самых низов, а потому очень внимательно относящегося к своей репутации, хорошего полицейского, не берущего взятки. Уиклиф несмотря на свои профессию и хорошие рабочие навыки является детективом интуитивного плана, возможно потому что очень эмоционально относится к работе. Большинство запутанных дел ему удается решить благодаря своей развитой интуиции и посредством методичного погружения в атмосферу преступления.
Он включается в работу если дело его заинтересовало, остальные оставляет коллегам, и большую часть работы выполняет ногами, приводя в пример сименоновского Мегрэ. Уиклиф подобно своем французскому коллеге известен своими неортодоксальными интерпретациями преступлений.
Целый ряд романов Берли пишет в классическом стиле, когда детективу приходится расследовать преступления совершенные по законам английского детектива. Обычно преступление происходит в кругу родственников, среди которых кипят обиды накопленные и воспоминания о содеянном. Для расследования такого рода дел Уиклифу приходится полагаться только на улики, нужно разматывать запутанный клубок непростых семейных историй. Поэтому он оставляет формальные полицейские процедуры коллегам, а сам начинает собирать впечатления, воспоминания и фрагменты информации, из которых складывает мозаику ситуации.
Сам детектив пристрастен к решению головоломок и кроссвордов, шарад и других словесных игр. Он большой любитель применить философию для решения дела. Например, во втором романе Убить кошку (To Kill a Cat, 1970) Уиклифу удается решить дело применяя философское правило бритвы Оккама, когда самое простое решение в ситуации и является самым верным. Необычность этого романа в том, что Уиклиф наслаждается человеческим общением, даже с подозреваемым. Для него встреча с людьми не наказание, а награда.
Единственное, что гнетет детектива изменения общества, которые он старается принять и приспособиться к ним, но которые он не может принять с чистой душой. Он отождествляет себя с мифологическими героями Сизифом или Дон Кихотом, которые приговорены к бесплодным попытками остановить прилив.
Последние детективные романы наглядно демонстрируют расцвет литературного таланта Уильяма Берли, чьи произведения становятся все глубже и совершенней с литературной точки зрения. Он не отходит от традиционных классических форм детектива. Следуя веяниям времени в последних романах Беркли все больше внимания уделяет полицейскому отделу, который становится надежной опорой для шефа-индивидуалиста.
Многие критики отмечают превосходное изображение природы родного Корнуолла. А также стремление британского детектива в лице Берли к отходу от процедурного детектива к романам со сложной психологической и этической проблематикой.