Якоб Пальме

Шведский писатель Якоб Пальме известен как автор политических детективов.

Якоб Пальме. Биография

Творчество Якоба Пальме (Jacob Palme) лежит в русле традиций классического шведского детектива Пера Валё и Май Шёваль. Для него также характерно внимание к социальным и личным проблемам неблагополучных слоев шведского общества, решение детектива с жанре процедурного полицейского романа, сдержанная ирония. В чем-то схожи со знаменитым Мартином Беком и его друзьями инспекторы Петер Сюндман и Берндт Фаландер — герои романов Якоба Пальме.

Сюндман спокоен и рассудителен, но, при необходимости, проявляет высокую готовность к активным действиям, интеллигентен, обладает ценным даром вступать с людьми в контакт, любящий муж и отец; Фаландер по отношению к Сюндману часто выступает на вторых ролях, но его помощь незаменима в экстремальных ситуациях; в отличие от коллеги, он не прочь приударить за каждой симпатичной девушкой…

Но сыщики Пальме — все же другое поколение; они и решают задачи другого характера, чем команда Бека, и отношение к людям несколько иное, что автор однажды даже счел возможным подчеркнуть.

Дверь медленно отворилась, и Сюндман вошел в прихожую, где стояла рыжеволосая женщина в ночной сорочке.
Полицейский инспектор Мартин Бек, всегда придававший большое значение внешней стороне дела, сдержанно попросил бы женщину надеть более подобающую одежду, но Петер Сюндман принимал людей такими, какие они есть: хочет эта дева демонстрировать свои телеса — ради бога, это ее личное дело, его это не касается…

Автор предпочитает в качестве криминальных сюжетов психологически мотивированные ситуации, коренящиеся в прошлом своих персонажей. В некотором смысле их можно расценивать как жертвы обстоятельств — тяжелого детства, ожесточившего сердце молодого человека (Человек, который ограбил банк), дурного воспитания (Взрывы в Стокгольме), длительного прозябания на дне общества (Тайная сила). Во многих случаях (не только по отношению к центральным персонажам) Якоб Пальме стремится создать хотя бы эскиз характера, логически увязать, взаимоподчинить разнородные события и поступки.

Писатель внимателен к характерным приметам жизни окружавшего его общества; он не преминет напомнить и о правилах поведения банковских служащих при ограблении (Жизнь человека дороже денег), и о нравах общества, где водитель может сообщить в полицию о пьяном, позволившем себе в автобусе громко восхвалять… снег и зиму, ибо шуметь считается неприличным в стране, где незнакомым не принято вступать даже в беседу, где распространена система типсов — каждый желающий может позвонить в полицию и поделиться своими соображениями о расследуемом преступлении (таким образом, кстати, у сыщиков появилась мысль о националистических мотивах непонятных взрывов в Стокгольме).

Желание охватить побольше разных характерных сюжетов приводит автора к некоторой рыхлости повествования, но его стремление придать законченность каждому из них (в юмористическом, мелодраматическом или ином ключе) в какой-то степени искупает эту не слишком приветствуемую в детективе черту.

О творчестве

Социальные и политические детективы Пальме

Значительное место в детективах шведского писателя Якоба Пальме занимает его пристрастие к социальным, моральным, бытовым сентенциям, наблюдениям, зарисовки разрастающиеся чуть ли не в самостоятельные сюжеты (некоторые при желании можно истолковать как ложные следы), например, в романе Взрывы в Стокгольме. Повествование все время балансирует на грани драмы и комедии, словно автор, затронув сверх-серьезную тему отношения шведов к иммигрантам и решительно заняв в ней позицию подлинного гуманиста, опасается, как бы не напугать читателя, и перемежает повествование то историей о набожном любовнике, сваливающем свою нерешительность на промысел Божий, то описанием самой знаменитой операции стокгольмской полиции под названием Великая распродажа сыра, то расположением очередного взрыва в огромной рекламной чаше с мороженым…

Человек, который ограбил банк

На фоне других произведений шведского писателя Якоба Пальме, роман Человек, который ограбил банк выделяется разработанной детективной интригой. Линия расследования ограбления, в результате которого случайной жертвой стала тринадцатилетняя девочка, грозит быстро зайти в тупик, так как максимум информации о неизвестном, действовавшем в одиночку, содержит указания на его потрепанный внешний вид и искусственную бородку, купленную неким взволнованным провинциалом незадолго до происшествия в близлежащем магазине театральных принадлежностей.

Но в руки следствия попадает случайная ниточка другого криминала — торговля наркотиками. Слежка за некоей мадам Лейонхювуд проясняет личность того, за кем охотится полиция. Лассе Экстрем не профессионал, но человек, в безвыходном положении готовы к любым решительным действиям. На одном из этапов полиция настигла его: В дверях перед Сюндманом стоял сам грабитель… Внезапно парень узнал полицейского, гнавшегося за ним от ворот гавани… Он отпрянул назад как от удара, схватил с полки на стене автомат и направил на Сюндмана:

— … Стой, полицейская морда! — закричал он. Вздумаешь бежать, нажму на спуск!
Сюндман не побежал. Он стоял и спокойно смотрел на парня… Самое лучшее сейчас, думал он, это сделать все, что велит парень. Героизм не имеет никакого смысла для полицейского, желающего дожить до пенсионного возраста. А преступника все равно поймают…

Несколько раз ему еще удастся уйти из рук преследователей, и каждый раз все ярче будет проявлена автором и его зависимость от Лейонхювуд (которой тоже грозит арест), и его деформированное злобой ожесточением на весь мир сознание, которое не в силах изменить даже ангел во плоти, сама любовь и женственность — случайно встреченная юная спутница Карен.

Экстрем оказывается преследуем с двух сторон — и полицией, и людьми Лейонхювуд, но автор, словно предвидя возможный всплеск сочувствия к загнанному в тупик герою, недаром повязал его бессмысленным убийством девочки-подростка: этические принципы Пальме не допускают возникновения такого чувства по отношению к преступнику.

Отличительная черта этого и других романов Пальме — в коренном вопросе детектива, который довольно рано из формы кто убил? переходит в форму когда поймают?. Соответственно усиливаются элемент приключенческого романа с погонями, засадам, расширением территориального действия (из Стокгольма — в провинцию, краткосрочно — и в сопредельные Данию и Норвегию).

Тайная сила

Тайная сила — дань Якоба Пальме политическому детективу. Автор поставил своей задачей показать провал попытки американских спецслужб организовать сопротивление левым силам в Швеции. Специальный агент, Моррисон, рассчитывающий активизировать шведских антикоммунистов, политически и экономически внедриться в парламент, выглядит довольно бледно как центральная фигура, несмотря на отличное техническое обеспечение. Сюндману, конечно, есть где показать и личное мужество, и сообразительность, но его противник обречен, ибо Моррисону (даже не подозревая о том) противостоит народ — начиная от наблюдательных детей и подростков. И даже нанятый им убийца, оказавшись в руках полиции, полон раскаяния: Как он, Экенгрен, мог оказаться настолько никудышным, что дал себя одурачить и втянуть в сотрудничество с этим фанатиками с их блаженными идеями? Как могла мечта о богатстве и власти победить способность здраво мыслить и предусматривать все заранее?..

С. Бавин

Из сборника Зарубежный детектив XX века

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Зейнал

    Вы бы хоть указали, что взяли текст из книги Сергея Бавина.

    Ответить
    1. Дэш автор

      Исправил!

      Ответить