Окно во двор

1 августа 1954 года состоялась премьера фильма Окно во двор (Rear Window), снятого Альфредом Хичкоком. Фильм был снят по рассказу Корнелла Вулрича Должно быть это было убийство (It Had to Be Murder).

Эта амбразура является еще одним ярким доказательством того, что кинематография — это искусство подглядывания.

Сюжет

Фоторепортер Джеф сломал ногу и вынужден безвылазно находится у себя в комнате. Его окно выходит во внутренний дворик. От нечего делать он при помощи телеобъектива рассматривает, что происходит в квартирах фасада напротив. Там живут: композитор, молодожены, празднующие свой медовый месяц, пара стариков с собакой, одинокая девица, танцовщица. Его внимание привлекает странное поведение супружеской пары и их постоянные ссоры, но тут жена исчезает, и Джеф уверен, что муж ее убил. Он делится подозрениями со своими близкими, которые соглашаются с ним, — несомненно, произошло убийство, а труп, по-видимому, разрезан и спрятан. Джеф отправляет на разведку свою приятельницу Лайзу, и она находит доказательство совершенного преступления. Но разоблаченный убийца переходит через двор и нападает на своего чересчур любопытного соседа, у которого в результате сломана вторая нога.

О фильме

Этот фильм является блестящей иллюстрацией к высказыванию Рэймонда Беллаура о фильмах Хичкока: Его приемы постановки прямо противоположны приемам большинства кинематографистов, так как он исходит из субъективной позиции своих героев и пользуется их взглядами для построения собственного рассказа. Отсюда — особое отношение к сюжету, приближение к зрителю места действия и персонажей — можно сказать, до предела, — благодаря чему этот зритель сам становится сообщником или, лучше сказать, любителем подглядывать. В фильме Окно во двор прикованный к своему креслу фотограф становится как бы двойником зрителя, сидящего перед экраном, и в то же время двойником самого режиссера, который строит сюжет и монтаж, исходя из ряда кадров, подсмотренных во дворе — иначе говоря, в жизни. Сам Хичкок так сказал об этом: Это самое убедительное выражение замысла кинематографиста.

Таким образом, мы приходим к некой высококачественной абстракции, к игре в прятки между явным и скрытым, где каждый является ловцом, и где все выражено в очень непривычной манере, объединяющей реализм, поэзию, мрачный юмор и чистейшую феерию (Франсуа Трюффо).

Пари

Сама постановка фильма Окно во двор является своеобразным пари, потому что камера почти все время остается в квартире свидетеля и вынуждена вместе с героем фильма фиксировать события, которые перед ней происходят. Такое высокое напряжение напоминает другой фильм Хичкока — Веревка (Rope, 1948), где Хичкок следует за своими героями в непрерывном тревеллинги. В дальнейшем он отказывается от этих чисто виртуозных приемов ради более глубокого исследования поведения человека, и пользуется техническими средствами для головокружительного погружения в область подсознания.

Оцените статью
Добавить комментарий