Сегодня, 23 июля 1888 года, ровно 125 лет назад родился Рэймонд Чандлер, величайший мастер американского детектива, один из создателей направления крутого детектива, писатель давший понять, что у детектива есть возможность подняться этажом выше.
Когда Рэймонд Чандлер начинал писать для бульварных журналов, он стразу же планировал сменить чтиво на литературу. Большинство журналов того времени потчевали своих читателей смесью насилия и секса. Противопоставив стальным автоматам кружевные трусики, с удивлением обнаружили, что это приносит хорошую прибыть, — писал С. Д. Перельман. Но у Чандлера была задумка более весомая, чем просто пощекотать нервы читателей. Он планировал пропитать свои рассказы ощущениями, которые смогут воздействовать не только на ощущения, но и на сознание.
Это переворот, совершенный Чандлером, отчетливо виден именно в романах. Его герой, Филип Марло, в своей жестокости ничем не отличается от других частных детективов своего времени, того же Шамуса, Дика или других похожих друг на друга героев из журнала Черная Маска. Но Марло совершенно иначе реагирует на все происходящее, его восприятие — основное отличие от других головорезов крутого детектива. Сегодня критики также отмечают отсутствие в романах Чандлера сексуальных сцен, этот отказ был вызовом традициям того времени. Это прекрасный материал, как шоколад или мороженое,— говорил Чандлер. — Но наступает момент и даже оно не лезет к вам в горло.
Все хорошо понимали, что творчество Чандлера — гениально, но к какому жанру его определить или на какую полку книжного магазина поставить его книги, все ломали голову тогда и не могут дать ответа до сих пор. В марте 1959 году, когда он умер, Нью-Йорк Таймс писала, что Чандлер стал автором детективов для высоколобых. Оден также заметил, что его мощные, но крайне угнетающие книги следует читать, и оценивать не как бегство от литературы, а как произведение искусства.
«Чайковский, Пушкин, Толстой — это не просто красота и прелесть гармонии. Это ещё и правда жизни, к которой всегда тянулся народ».