Сон Раймонда Чандлера

Один из самых великих американских писателей, основатель крутого детективаРаймонд Чандлер.

Раймонд Чандлер. Биография

Родился Раймонд Торнтон Чандлер (Raymond Thornton Chandler) 23 июля 1888 года Чикаго. Первые годы жизни провел в городе Платтсмут (штат Небраска). Брат матери, из ирландской общины квакеров, успешный юрист, имеющий постоянный доход, предлагает своим родственникам перебраться в Англию, чтобы Раймонд смог получить образование. Его мать разводится с мужем, инженером-алкоголиком и вместе с Раймондом отправляется в 1900 году в Англию.

Чандлер получил классическое образование в Далидж-Коллердже в Лондоне. Он бывает в Париже и Мюнхене, где изучает языки в естественной среде. Для того чтобы устроиться на работу, в 1907 году Раймонд принимает английское гражданство и поступает на работу в Британское Адмиралтейство.

Поскольку Раймонду не нравилось работать конторским служащим, через год он увольняется и становится журналистом в газетах Daily Express и Western Gazette. Но репортерская работа ему тоже не по душе, поэтому он пишет стихи.

В 1912 году Чандлер вместе с матерью возвращается в США. Здесь он обучается на бухгалтерских курсах и находит постоянную работу в Лос-Анджелесе на молочном заводе. После вступления США в Первую Мировую войну, Чандлер записывается добровольцем в Канадскую армию и в составе регулярных войск участвует в сражениях на территории Франции.

После окончания войны, Чандлер возвращается в Лос-Анджелес, где у него завязывается роман с Сисси Паскаль, замужней женщиной, которая старше его на 18 лет. Сисси разводится с мужем, но не может выйти замуж, поскольку мать Чандлера не дает разрешения на брак. Жениться Чандлеру и Сисси Паскаль удается только 6 февраля 1924 года, после смерти матери.

Все это время Чандлер работает бухгалтером в нефтяной компании Dabney Oil, а в 1932 году даже становится вице-президентом. Правда через его увольняют за алкоголизм, прогулы и распущенное поведение с женщинами.

Чандлер подрабатывает написанием детективных рассказов для журналов. Первый рассказ, Шантажисты не стреляют, опубликован в журнале Черная маска в 1933 году, а спустя 6 лет выходит первый роман Раймонда ЧандлераГлубокий сон. Чандлер тщательно изучает работы Эрла Стенли Гарднера и его главного героя Перри Мейсона, но создает свой неповторимый стиль и своего уникального персонажа — Филипа Марлоу. Чандлер активно пишет, практически раз в год выходят его новые романы, которые пользуются большой популярностью. Голливуд приглашает ставшего популярным писателя на работу сценаристом. Вместе с Билли Уайлдером он написал сценарий для фильма Двойная страховка. В 1951 году он работает вместе с Альфредом Хичкоком над сценарием для фильма Незнакомцы в поезде, иронической историей убийства по мотивам романа Патриции Хайсмит. Чандлер считал, что роман страдает излишней фантазией, и на этой почве так разругался с Хичкоком, что они даже не разговаривать. А поскольку Хичкоку доложили, что Чандлер обзывает его жирным ублюдком он демонстративно выгнал Чандлера со съемок и выбросил его сценарий в мусорную корзину. Несмотря на эти раздоры, Хичкок указал в титрах к фильму имя Чандлера как автора сценария.

В 1954 году заболевает и медленно умирает его жена Сисси, в это время Чандлер пишет роман Долгое прощание. После ее смерти Чандлер вновь начинает сильно пить и даже предпринимает попытку самоубийства. За год до смерти его избирают президентом общества Детективных писателей Америки. Чтобы отвлечься он едет в путешествие по Европе, а после возвращения домой заболевает пневмонией и умирает.

Три из семи романов Чандлера считаются литературными шедеврами – Прощай, мой прекрасный (1940), Маленькая сестра (1949) и Долгое прощание (1953), последний считается вершиной детективного творчества, наравне со Стеклянным ключом Дэшилла Хэмметта. Прозой Чандлера восхищались У.Х. Оден, Ивлин Во и Ян Флеминг.

Романы Чандлера неоднократно экранизировались.

О творчестве

Творчество американского писателя Реймонда Чандлера сегодня рассматривают уже как неотъемлемую часть наследия мировой литературы, хотя сам писатель всегда оставался верен жанру крутого детектива.

После публикации своего первого романа Большой сон в 1939 году, Реймонд Чандлер (Raymond Chandler) был провозглашен одним из лучших авторов американского крутого детектива, но за время своей жизни он так и не получил признания как писатель в серьезной литературе. И хотя признание его таланта росло год от года, поначалу в Англии, затем в США, академические исследования его творчества начали появляться только после смерти. Сегодня же романы Реймонда Чандлера признаны классикой не только детектива, но и литературы в целом, и более того американские школьники изучают его произведения в качестве лучших образцов американской литературы.

Несмотря на обилие работ о Чандлере до сих пор существуют лакуны в изучении его творчества. Например, практически нет исследований или даже статей, где романы Чандлера сравнивали бы с работами других модернистских писателей — Эрнеста Хемингуэйя, Ф. Скотта Фицджеральда, Е. Каммингса и Эзры Паунда. Возможно причина отсутствия подобных исследований в том, что свой первый роман Чандлер опубликовал в 1939 году, когда уже модернистское движение пошло на спад. Но современные исследователи причисляют его к американским иностранцам, большинство которых обитало в Париже и пик популярности которых пришелся на 20-е годы. Чандлер получил то же строгое воспитание, основанное на нормах и принципах викторианской морали, был свидетелем траншейной войны1 и также как большинство модернистов высказывал свое разочарование после ее окончания. Современные исследователи находят все больше сходства с его товарищами модернистами, которые были разочарованы коррупционным обществом и заинтересованы в поиске высоких моральных стандартов, исследовании кодекса поведения, как средстве найти порядок в условиях хаоса.

Дополнительным свидетельством его гения служат восторженные отклики его собратьев по перу. Биограф Фрэнк Макшейн писал, что он превратил слова в танец, Ивлин Во называл Чандлера лучшим писателем Америки, включая его в список из Хемингуэя, Фолкнера, Фицджеральда, Набокова и Сэлинджера, а У. Х. Оден призывал оценивать романы Чандлера не иначе как произведения искусства.

Реймонд Чандлер написал немного — 27 рассказов и 7 романов, в его творческий багаж можно добавить 7 сценариев и несколько эссе о детективном жанре. Но несмотря на очевидные признаки принадлежности его книг к детективу, крутому детективу, основы которого были заложены Дэшилом Хэмметом, а подхвачены Спиллейном, Робертом Паркером и другими ведущими авторами этого жанра, сегодня все больше слышно голосов о включении творческого наследия Чандлера в мировую литературу. Положение двоякое, поскольку в Америке и Англии, писатели криминального жанра давно входят в канон серьезной литературы, подобные заявления чаще звучат из Европы и других не англоязычных стран, где детектив пока остается младшим пасынком серьезной литературы.

Все творческое наследие Реймонда Чандлера не выходит за рамки детективной культуры, в отличие от творческого наследия Хэммета, который если судить по последним публикациям пытался найти себя за рамками детектива. Чандлер был непоколебим в своем стремлении поднять популярный и низкий жанр детектива до высочайшего литературного уровня. И судя по единодушному мнению критиков, его усилия были оправданы. Сверх меры одаренный в творчестве, был очень несчастен в личной жизни, своим гением Чандлер совершил невозможное. В своем эссе о Чандлере Клайв Джеймс пишет, что Оден был прав, когда рассматривал американского писателя как художника, и заявлял, что в другой жизни он (Чандлер) был бы поэтом.

Из рукописей

Гость Лос-Анджелеса

В 1913 году в Лос-Анджелесе появилось два гостя, чей визит будет иметь для города далеко-идущие последствия. Первым гостем стал водопровод, протянувшийся более чем на 350 километров от долины Оуэнс, через долину Сан-Фернандо. Чудо инженерной мысли позволило городу расти и развиваться, стать современным мегаполисом.

Вторым гостем стал человек в модном костюме, соломенной шляпе канотье с лентой, на которой был обозначен герб английской государственной школы и серебряной тростью. Его звали Реймонд Чандлер.

В этом году Реймонду исполнилось 25 лет, и он пытался в течение нескольких месяцев найти постоянную работу. С трудом сводя концы с концами, поддерживая мать, которая приехала к нему из Англии, подрабатывая от случая к случаю. За спиной у него было трудное детство и проблемная юность, а также карьера поэта-неудачника. Впереди у него будут семь романов и несколько киносценариев, которые сделают его одним из самых известных писателей XX века. Но молодой человек пока лишь приехал из Сан-Франциско, чтобы начать новую жизнь на новом месте.

Застенчивый молодой человек родился в Чикаго, вырос в Лондоне и получил образование в английской государственной школе, привыкший к жизни и манерам викторианской традиции, он появился в Лос-Анджелесе, где господствовала совсем иная культура и другие нравы.

Реймонда Чандлера будут всегда помнить как автора сумевшего поднять планку криминального чтива до уровня литературы. Начинающий писатель видел в детективных рассказах способ набить руку и постичь механику литературного процесса, он думал, что в один прекрасный день сможет выйти за пределы детективного жанра и забыть о Филипе Марлоу. Но когда он обнаружил свою неспособность осуществить уход от детектива, он попытался публично наказать своего героя и свой талант, сделав из криминального романа нечто иное.

В финале своей жизни Чандлер видимо понял, что именно его неспособность уйти от криминала привела его к успеху. В тщетных попытках написать нечто другое он сумел перешагнуть далеко за границы жанра и превратить детектив в искусство.

Но жизнь писателя была непростой, ему пришлось заплатить многим за свой гений. Алкоголизм Чандлера словно черная полоса проходит через всю его жизнь. Его отец был непробудным пьянчужкой и хотя писатель хорошо знал об этом, ему не удалось избавиться от слабости, доставшейся от отца.

Пьянство и одиночество, воспитанное в ярких традициях британского высокомерия. Писатель не умел дружить, а потому внешне радушные американцы всегда с удивлением взирали на равнодушного к другим гения. Зато в его письмах, мы видим, как он многое принимает на свой счет, вспыльчиво и гордо. Зато Чандлер мог бесконечно обсуждать проблемы и специфические вопросы литературы, кинематографа, политики или даже кулинарии.

После его смерти, многочисленные исследователи обмусолили его произведения, дневники и письма. Писателя превозносили и унижали. В чем его только не обвиняли — в расизме и женоненавистничестве, а в его романах видели одновременно признаки гомофобии и гомосексуализма.

Но даже сегодня многие американцы забывают о культурном контексте, в котором формировались знаменитые романы Вечный сон или Долгое прощание. Реймонд Чандлер как-то пошутил, что в биографиях писатели, больше напоминают собаку в плисовом смокинге. Он догадывался, что его собственная жизнь может стать поводом для появления подобного чудища, а потому постарался приоткрыть темные места своей жизни.

Избранная библиография

Романы

  • Глубокий сон (The Big Sleep, 1939), также издавался как Большая спячка / Вечный сон / Великий сон. В сюжете использованы рассказы: «Killer in the Rain», «The Curtain»
  • Прощай, моя красавица (Farewell, My Lovely, 1940), также издавался как Прощай, красавица! / Прощай, красотка / Прощай, любимая / Прощай, моя прелесть / Прощай, моя прекрасная / Западня. В сюжете использованы рассказы: «The Man Who Liked Dogs», «Try the Girl», «Mandarin’s Jade»
  • Высокое окно (The High Window, 1942), также издавался как Окно наверху / Золотой дублон Брашера / История Брэшерского дублона / Детектив Филип Марлоу / Украденный дублон / Окно в вышине
  • Дама в озере (The Lady in the Lake, 1943), также издавался как Женщина в озере / Девушка в озере / Блондинка в озере / Озерная леди / Леди в озере. В сюжете использованы рассказы: «Bay City Blues», «The Lady in the Lake», «No Crime in the Mountains»
  • Сестричка (The Little Sister, 1949), также издавался как Сестренка / Роковая женщина / Азартные игры в Бэй-Сити / Маленькая сестренка / Младшая сестра / Марлоу
  • Долгое прощание (The Long Goodbye, 1953), также издавался как Долгое «Прощай» / Затянувшееся прощание
  • Плей-бэк (Playback, 1958), также издавался как Еще раз / Прокрутка / Бесконечный поворот / Оправдана по суду / Двойной шантаж / Шантаж / Привычный круг / По суду оправдана / На том стою… Роман основан на сценарии от 1948 г.
  • Пудл Спрингс (Poodle Springs, 1958-59, неоконченный роман). В 1989 был завершен Робертом Паркером (Robert B. Parker) на основе черновика «The Poodle Springs Story» из книги «Raymond Chandler Speaking» (1984, pp. 251-264)

Повести и рассказы

  • Шантажисты не стреляют (Blackmailers Don’t Shoot, декабрь 1933 в журнале «Черная маска»)
  • Наглое убийство (Smart-Aleck Kill, июль 1934, в журнале «Черная маска»), также рассказ издавался как Хитрое дело / Удар в спину / Чистая работа / Убийство хлыща
  • Наводчик (Finger Man, октябрь 1934, в журнале «Черная маска»), также издавался как Свидетель / Свидетель преступления / Нечестная игра
  • Убийца под дождем (Killer in the Rain, январь 1935, в журнале «Черная маска»), также издавался как Убийство во время дождя / Дождливым вечером… / Убийство в дождь / Убийца приходит в дождь / Головорез и дождь
  • Невадский газ (Nevada Gas, июнь 1935 в журнале «Черная маска), также издавался как Газ из Невады / Газ приговоренных к смерти
  • Испанская кровь (Spanish Blood, ноябрь 1935 в журнале «Черная маска»)
  • Выстрелы у «Сирано» (Guns at Cyrano’s, январь 1936 в журнале «Черная маска»), также издавался как Стрельба у Сирано / Пушки Сирано
  • Человек, который любил собак (The Man Who Liked Dogs, март 1936 в журнале «Черная маска»)
  • Засада на Полуденной улице (Noon Street Nemesis, 30 мая 1936, в журнале «Detective Fiction Weekly»); также издавался как Pick-Up on Noon Street (1950). В публикации «Detective Fiction Weekly» вопреки желаниям автора, были уничтожены все яркие индивидуальные особенности персонажей этого рассказа. Для версии, опубликованной в сборнике The Simple Art of Murder (Boston: Houghton Mifflin, 1950) Чандлер восстановил по памяти уничтоженные пассажи, поскольку оригинальная рукопись была потеряна].
  • Также издавался Засада на Нун-Стрит / Засада на Ноон-стрит / Возмездие на Нун-стрит / Встреча на Нун-стрит
  • Золотые рыбки (Goldfish, июнь 1936 в журнале «Черная маска»), также издавался как Две жемчужины
  • Занавес (The Curtain, сентябрь 1936 в журнале «Черная маска»), также издавался как Исчезновение / Мишень в шляпе / Цена молчания
  • Найти девушку (Try the Girl, январь 1937 в журнале «Черная маска»), также издавался как Ищи девушку / Ищи девицу / Проверь эту девчонку
  • Китайский жадеит (Mandarin’s Jade, ноябрь 1937 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Китайский нефрит / Нефрит мандарина
  • Горячий ветер (Red Wind, январь 1938 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Знойный ветер / Кровавый ветер / Рыжий ветер / Красный ветер
  • Король в желтом (The King in Yellow, март 1938 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Происшествие в отеле «Карлтон»
  • Бэй-Сити блюз (Bay City Blues, июнь 1938 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Блюзы Бэй-Сити
  • Дама в озере (The Lady in the Lake, январь 1939 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Девушка в озере / Женщина в озере / Леди в озере / Блондинка в озере
  • Суета с жемчугом (Pearls Are a Nuisance, апрель 1939 в журнале «Dime Detective Magazine), также издавался как Суета вокруг жемчуга / Держи карман шире / Неприятности с жемчугом
  • Опасность — моя профессия (Trouble Is My Business, август 1939 в журнале «Dime Detective Magazine»), также издавался как Неприятности — мое ремесло / Неприятности — моя специальность
  • Я буду ждать (I’ll Be Waiting, 14 октября 1939 в журнале «Saturday Evening Pos»), также издавался как Я дождусь / Долгое ожидание / В ожидании
  • Бронзовая дверь (The Bronze Door, ноябрь 1939 в журнале «Unknown»
  • В горах не бывает преступлений (No Crime in the Mountains, сентябрь 1941 в журнале «Detective Story»), также издается как В горах преступлений не бывает / В горах народ спокойный
  • Порошок профессора Бинго (Professor Bingo’s Snuff, июнь-август 1951 в журнале «Park East Magazine») также издавался как Нюхательный табак профессора Бинго
  • Английское лето (English Summer, 1957 в сборнике «The Notebooks of Raymond Chandler»)
  • Карандаш (Marlowe Takes on the Syndicate, октябрь 1958 в журнале «Daily Mail»), также издавался как Марлоу наступает на хвост Синдикату / Марлоу разбирается с синдикатом

Статьи и эссе

  • The Trench Raid (manuscript, n.d.). Неопубликованный фрагмент воспоминаний о 1-й мировой
  • The Genteel Artist (19 Августа 1911, «The Academy» [London literary weekly])
  • The Remarkable Hero (9 Сентября 1911, «The Academy»)
  • Realism and Fairyland (6 Августа 1912, «The Academy»)
  • Простое искусство убийства (The Simple Art of Murder, Декабрь 1944, «The Atlantic Monthly») (1946 — пересмотренная версия статьи).
  • (Простое искусство убивать). (Нехитрое искусство убивать).
  • Писатели в Голливуде (Writers in Hollywood, ноябрь 1945, «The Atlantic Monthly»)
  • The Hollywood Bowl (Январь 1947, «The Atlantic Monthly»)
  • Critical Notes (Июль 1947, «Screen Writer»)
  • Ночь вручения Оскаров в Голливуде (Oscar Night in Hollywood, март 1948, «The Atlantic Monthly»; июнь 1950 «Sight and Sound»)
  • Studies in Extinction. Рецензия на книгу «Murder Plain and Fanciful» James Sandoe (Октябрь 1948, «The Atlantic Monthly»)
  • Ten Greatest Crimes (Октябрь 1948 october, «Cosmopolitan»)
  • Casual notes on the mystery novel (1949; впервые опубликован в июле 1963 в «The Writer», Boston, vol.76 no.7)
  • A Couple of Writers (27 января 1950 [La Jolla]; впервые опубликован в 1984 в книге «Raymond Chandler Speaking»)
  • Нехитрое искусство убивать (The Simple Art of Murder, 15 апреля 1950, в «Saturday Review of Literature») (новое эссе) Предисловие к сборнику рассказов «Простое искусство убийства».
  • The Hollywood Ten (весна 1951, «The Author»)
  • Десять процентов твоей жизни (Ten Percent of Your Life, февраль 1952, «The Atlantic Monthly»). Статья о работе литературных агентов
  • Crosstown With Neil Morgan (1956-58; Опубликован в двух частях посмертно 25 & 26 Августа, 1959 «San Diego»). Письма и статьи Реймонда Чандлера, адресованные Нилу Моргану с выражением признательности за его колонку «Crosstown» в «San Diego Evening Tribune»
  • Bonded Goods. Рецензия на книгу Яна Флеминга «Бриллианты вечны» (1956)
  • My Friend Luco (1958, неопубликованная статья для «London Sunday Times»)
  • Рецензия на книгу «Dr. No» Яна Флеминга (1958, «London Times»)
  • Bang to Rights. Предисловие к книге Frank Norman (1958, London by Secker & Warburg)

Сценарии

  • И наступило завтра (And Now Tomorrow, 1944). Совместно с Frank Partos (Основан на романе Rachel Field)
  • Двойная страховка (Double Indemnity, 1944; опубликован в 1946). Совместно с Билли Уайлдером. Основан на романе Джеймса М. Кейна
  • Невидимое (The Unseen, 1945). Совместно с Hager Wilde. Основан на романе «Her Heart in Her Throat» by Ethel Lina White
  • Синий георгин (The Blue Dahlia, 1946; опубликован в 1976). Чандлер был номинирован на «Оскар» за этот оригинальный сценарий и получил премию «Эдгар»
  • The Innocent Mrs. Duff, 1946, незавершенная адаптация для «Paramount», основан на романе Elisabeth Sanxay
  • Raymond Chandler’s Unknown Thriller: The Screenplay of Playback (1947-48, впервые опубликован в 1985. Сценарий написанный по заказу кинокомпании «Universal». Фильм так и не был снят, а в 1958 переделан в роман
  • Незнакомцы в поезде (Strangers On A Train, 1951), совместно с Whitfield Cook, Ben Hecht, Czenzi Ormonde. Основан на романе Патриции Хайсмит, режиссер – Альфред Хичкок

Стихи

  • The Unknown Love («Chambers’s Journal», 19 декабря 1908) [1st poeme]
  • A Woman’s Way («The Westminster Gazette», 22 апреля 1909)
  • The Quest («The Westminster Gazette», 2 июня 1909)
  • When I Was King («The Westminster Gazette», 9 июня 1909)
  • The Clay God («Westminster Gazette» или «Academy», 1911 -?)
  • The Fairy King («Westminster Gazette» или «Academy», 1911 -?)
  • A Pilgrim in Meditation («Westminster Gazette» или «Academy», 1911 -?)
  • The King («The Westminster Gazette», 1 марта 1912)
  • Improvisation for Cissy (Октябрь 1935)
  • Requiem. Эта поэма была написана в январе 1955, была заказана и оплачена журналом «Atlantic Monthly», но никогда не была опубликована
  • Sonnet 13 [рукопись. Весна 1958]

Экранизации

  • 1944 — Двойная страховка
  • 1944 — Это убийство, моя милая!
  • 1946 — Глубокий сон
  • 1946 — Синий георгин
  • 1947 — Женщина в озере
  • 1969 — Марлоу
  • 1973 — Долгое прощание
  • 1975 — Прощай, моя красавица
  • 1978 — Большой сон
  • 1998 — Большой Лебовски (вольная экранизация романа Большой сон)
  • 1998 — Частный детектив Марлоу
  • 1984—1986 — Филип Марлоу: Частный детектив (сериал)
  1. Имеется в виду Первая мировая война.
Оцените статью
Добавить комментарий