Подборка рецензий о крутых детективах американского писателя Лорена Эстелмана.
Мотор Сити Блю
После чреды дебютных и не очень удачных романов, не имевших коммерческого успеха, Лорен Эстелман был вынужден сменить тематику.
Первый романом Эстелмана была история, написанная под впечатлением реальных событий из жизни Уилбура Андербилла (Wilbur Underbill). История была написана в жанре популярного сенсационного гангстерского романа, со стилизацией под документальную стилистику. Роман был напечатан в мягкой обложке и особого успеха среди читателей не имел.
За ним последовали два вестерна — Хайде (The Hider, 1978) и Высокие скалы (The High Rocks, 1979), а также два пастиша, в которых Великий детектив Шерлок Холмс должен был схлестнуться в другими известными героями классических ужастиков: Шерлок Холмс против Дракулы (Sherlock Holmes vs. Dracula, 1978) и Доктор Джекилл и мистер Холмс (Dr. Jekyll and Mr. Holmes, 1979). Последние позволили молодому писателю выделиться из большой группы начинающих писателей, обратить на себя внимание не только критиков, но и читателей, а также обеспечить себя с финансовой стороны.
Но настоящую популярность Эстелману принесли не эти работы. Эффект разорвавшейся бомбы произвел его первый роман, написанный в стиле крутого детектива — Мотор Сити Блю (Motor City Blue, 1980). В своем интервью, данном семнадцать лет спустя, писатель объясняет причины, по которым он выбрал именно жанр крутого детектива. По его словам на тот момент в данном жанре создавались самые яркие романы, и этим жанром никто из критиков в тот момент еще не занимался всерьез.
Подобно именитым предшественникам Лорен Эстелман тщательнейшим образом продумывает не только детали касающиеся его главного героя, но и выбирает место, где будут разворачиваться действия его последующих романов. Подобным городом для Эстелмана стал Детройт, о котором писатель, прежде чем взяться за описание, перелопатил массу материалов. Он внимательно изучил историю Детройта от момента основания в качестве британского форта до сегодняшних дней, а также основательно исследовал географию и массу статистических данных о социальных группах, криминале и различных увлечениях жителей города.
А потому главный герой ставшей самой популярной серии Эстелмана — частный детектив Амос Уокер, почти в каждом романе с кинематографической выразительностью описывает родной город. Надо признаться, что Детройт глазами Эстелмана предстает не в лучшем виде — занесенные снегом и мусором улицы, брошенные автомобили, старые оборванные рекламные объявления и граффити, которыми исписаны большинство городских стен, на которых приходится проводить свои расследования Амосу Уокеру.
В первом романе частный детектив расследует похищение человека, но чем дальше двигается расследование, тем больше Уокер убеждается, что большинство преступлений, совершаемых в городе связано между собой. А люди, которые стоят за этими событиями, знают о нем больше, чем он о них.
Отзывы критиков о романе разделились. Многие были уверены, что являются свидетелями появления нового значительного автора, чье мастерство будет только расти, другие считали роман красивой пустышкой. Но читатели сказали свое веское слово, к концу 1980 года критики из Нью-Йорк Таймс, ориентирующиеся на продажи, признали, что книга стала одним из самых значительных событий прошедшего года.
Амос Уокер
Частный детектив Амос Уокер (Amos Walker) — главный герой более дюжины романов Лорена Эстелмана, написанных в жанре крутого детектива, на сегодняшний день является героем самой популярной серии американского автора.
Уокер в прошлом курсант полиции, вынужден работать частным сыщиком, после увольнения из полиции, связанного с массовыми беспорядками на расовой почве случившимися в Детройте в 60-е годы.
Критики отмечают очевидное внешнее сходство детектива и его создателя. Среднего телосложения, плотный и привлекательный мужчина, темноволосый и с заметными усами, напоминающими усы запорожских казаков. Раздвоенный подбородок. В своем интервью Эстелман признает, что Уокер — собирательный образ всех полицейских, которых ему доводилось знать, не лишенный сходства со мной.
В первом романе серии — Мотор Сити Блюз — Амосу Уокеру тридцать два года, а в последующих детективах ему где-то не больше сорока. Он родился и вырос в маленьком городке к западу от Детройта, но чтобы обеспечить себя вынужден жить и работать в городе, который стал для Эстелмана местом действия большинства романов. Уокер разведен, его жена вышла замуж за другого, а потому он большой эстет, любит старые фильмы и джазовую музыку.
Из позднейших романов серии мы узнаем, что Уокер служил в военной полиции во Вьетнаме, а потому в передрягах он спокоен и готов к любым неожиданностям. Как мы упоминали, он учился в полицейской академии, но был уволен, частично взяв на себя вину своего товарища.
Он вынужден жить в районе синих воротничков, а держать офис в центре, пользоваться традиционным для многих американцев автомобилем, с движком большой мощности. Друзья Уокера из самых разных социальных слоев и кругов, что позволяет автору простор для описания жизни детройтцев. Его закадычный друг — лейтенант, а позднее капитан и инспектор, полиции Детройта Джон Алдедис (John Alderdyce), но Уокер также запросто общается с бывшей героинщицей и проституткой Ирис. Один из его близких друзей — талантливый журналист Барри Стакпол (Barry Stackpole), лишившийся одной ноги и половины руки, отчего живет буквально на чемоданах, и всегда готов все бросить и удариться в бега.
С развитием серии, в более поздних романах, между Амосом Уокером и полицейским лейтенантом Мэри Энн Талер (Mary Arm Thaler), возникает роман. Мэри конечно же также помогает Амосу в его работе.
Уокер в изображении Эстелмана вполне мог стать одним из самых популярных героев журнала Черная маска, флагмана крутого детектива в 20-е — 30-е годы. Подобно знаменитому Оперативнику, описанному Дэшилом Хэмметом, Уокер курит одну за другой сигареты, и тоскует по лучшим временам. Но он редко гасит тоску спиртным, и также редко теряет рассудок. Подобно другим частным детективам, он носит фетровую шляпу, которая постоянно служит предметом шуточек и комментариев со стороны других персонажей.
Уокер — технофоб и стремится избежать любой встречи со сложными техническими приспособлениями. Персонаж Эстелмана вылитый анахронизм, но писатель относится к своему герою как к странствующему рыцарю, уподобляя его героям классической литературы. По-рыцарски он относится к любым женщинам, которые встречаются ему на пути, хотя не все дамы с которыми он встречается и которым пытается помочь являют собой образец невинности. Но это не может разрушить стереотип покровителя и защитника любой представительницы слабого пола. Совершенно иначе он относится к преступникам, и подозреваемым, тем более что благодаря своим наработанным связям ему ничего не стоит найти настоящих биологических родителей или выяснить кредитную историю его «клиента». Эстелман создает идеальное, возвещенное сочетание мужества и рассудительности.
Иногда, вопреки здравому смыслу, Уокер восхищается преступниками, с которыми вынужден столкнуться. Например, его восхищает умный и расчетливый афроамериканец из романа Мотор Сити Блюз и рыжеволосый бандит из романа Леди Вчера (Lady Yesterday, 1987), который подобно снежному барсу, проявляется чудеса храбрости под огнем выстрелов, и никогда не снижает тонус своих мышц. Но он никогда не позволяет своим симпатиям возобладать над простым правилом, преступник должен быть в тюрьме. Его репутация честного детектива никогда не подвергается сомнению, а судьба преступника тоскливо однообразна. Эстелман неизменно следует правилу Чандлера, сформулированному в эссе Простое искусство убивать, где детектив — человек, который никогда не боится и не запятнан.
Лорен Эстелман создает запоминающегося героя, который на фоне других самобытных персонажей серии может проявить свои лучшие качества. Один из самых интересных романов в серии — Сахарный город (Sugartown, 1984), в котором к Уокеру обращается пожилая полька с шероховатыми руками, смущенная царственными апартаментами частного детектива, скромно отдает свои сбережения с просьбой найти внука, которого она не видела девятнадцать лет. Критики отмечали эту сцену, как одну из лучших в истории крутого детектива. Недаром роман был отмечен премией Шамус как лучший роман о частном детективе 1984 года.
Американский писатель несколько раз забрасывал серию об Уокере, но каждый раз спустя несколько лет возвращался к своему любимому герою. Один из самых интригующих романов серии об Амосе Уокере (Every Brilliant Eye, 1986) словно продолжает исследование об обыденности убийства, начатое им в другой серии об убийце Питере Маклине. Писатель словно задает вопрос, может ли обычный человек стать убийцей?
Сюжет рассказывает о том, как детектив Уокер начинает разыскивать своего друга, репортера Барри Стакпола, который пропал после того, как несколько недель назад они вместе сматывались от полицейских, после закрытия бара. Попав на квартиру репортера, Уокер обнаруживает там незаконченную рукопись, описывающую убийство, совершенное во Вьетнаме. Поскольку рукопись написана от первого лица и содержит множество деталей, которые могут быть известны только убийце. Одновременно редактор газеты, в которой работал репортер, получает рукопись анонима, рассказывающую о человеке, занимавшегося убийством бомжей. Завершая расследование Уокер понимает, что дружеские отношения, какими они были прежде восстановить невозможно, ведь он всерьез начал подозревать своего друга в убийстве.
Детройт
Более чем за двадцать лет литературного творчества, имя Лорена Эстелмана прочно связано с Детройтом. Хотя не все разделяют видение писателя на этот американский город, особенно в связи с описанием грязных улиц, распространения наркомании, поэтичным описанием непристойных граффити и расовых разборок. Но Эстелман великолепный стилист и в своих описаниях даже самых грязных трущоб, он достигает поистине поэтической выразительности.
Его метафоры и сравнения неожиданны и заставляют по-новому взглянуть жителей на привычные городские пейзажи. Например, он сравнивает сверкающие башни, стоящего в центре торгового центра с публичным домом, засветились как публичный дом в ночь с субботы на воскресенье.
Критики подчеркивают, что подобное отношение любви-ненависти возникает, как противовес подчеркнуто нейтральному восприятию многих американцев, закрывающих глаза на темные стороны своего города, в котором они живут и работают каждый день.
В начале 90-х годов Лорен Эстелман написал о любимом городе так называемую Детройтскую трилогию (Detroit Trilogy), рассказывающую его историю со времен сухого закона, освещая события бунта 1960-го и вплоть до современного времени. Роман Река Виски (Whiskey River, 1990), любимая книга Эстелмана, описывает непростую дружбу между журналистом и молодым гангстером. Второй роман серии — Мотаун (Motown, 1991) рассказывает о нескольких месяцах предшествующих разрушительным бунтам 60-х годов. Роман имеет две сюжетные линии. Первая, посвящена противостоянию сицилийской и афроамериканской мафии, а вторая, разборки среди работников завода Форд. Третий роман из Детройтской трилогии — Король Пришелец (King of the Comer, 1992) описывает начало 90-х годов, когда бывший зек, вернувшись после отсидки, оказывается вовлеченным в жизнь семьи брата. Ему приходится столкнуться с религиозной военизированной группировкой, чья деятельность получила одобрение не только религиозных, но и гражданских лидеров Детройта.
В романах Детройтской трилогии Лорен Эстелман пытается смешать факты и вымысел, с единой целью рассказать о ключевых событиях в истории Детройта. Вторую половину 90-х годов писатель продолжает писать романы, в которых исторические события, касающиеся Детройта, занимают видное место. Рецензенты и критики оценили увлечение Эстелмана американским городом, трудно поверить, что Детройт найдет более красноречивого поэта, чем Эстелман, который… наслаждается каждым хрящиком, каждым сухожилием города, о котором у него явно болит сердце. Критики отмечают, что повествование строится тонко и имеет множество точек пересечения, отчего их трудно уловить при поверхностном или одноразовом прочтении.
Книги о Детройте написаны очень визуальным языком, соединяющим личную драму и непростую историю города. Еще больше читатели удивляются, когда узнают, что Эстелман никогда не жил в Детройте или пригороде. Он вместе со своей женой и семью детьми живет в маленьком городишке Уитмор Лейк в штате Мичиган.
Альбом лучших фотографий Детройта вышел именно с цитатами из романов Лорена Эстелмана.
Абсолютное зло и стилистика
В 1984 году Лорен Эстелман пишет роман начинающий серию с другим героем, полной противоположностью Амосу Уокеру. Питер Маклин (Peter Macklin) — мужчина средних лет, с постоянным выражением утомления на лице. Ему принадлежит большой дом в пригороде Детройта, где он живет с женой, страдающей пристрастием к алкоголю и сыном, не способным отказаться от наркотиков. Но дома он проводит мало времени, чаще бывает в дороге, поскольку работает экспертом по эффективности, так на жаргоне называется профессия наемного киллера.
В своем интервью 1997 года Эстелман объясняет, что думал об исследовании мышления профессионального убийцы без осуждения и героизации. Слишком часто в художественной литературе убийцы представлены как настоящие психи, — говорит Эстелман в интервью, — но по моим наблюдениям, большинство убийц ведут удручающе обычную повседневную жизнь и как большинство людей выполняют свою работу очень профессионально и без лишнего пафоса, никогда не заикаясь об этом дома. Сочетание обыденной рутины в быту, стремительного, аналитического мышления и полное отсутствие уважение к человеческой жизни являет по мысли автора — абсолютное зло.
Романы о Питере Маклине составляют идеальную трилогию, где в каждом из них главный герой вынужден решать кроме профессиональной задачи, домашние проблемы, терпеть истерики жены-алкоголички и пытаться отвадить своего сына от наркотиков. Именно чтение романов из этой серии показывает каким великолепным талантом обладает американский писатель.
Лорен Эстелман — один из лучших стилистов современного крутого детектива. И хотя его романы полны заимствований, он мастерски использует этот прием и даже подчеркивает влияние детективных и классических авторов. Среди наиболее заметных влияний — сильные духом герои Джека Лондона, а также очевидно подражание автора классику детективного жанра Эдгару Аллану По, чье влияние видно еще в ранних романах о Шерлоке Холмсе.
Автор рассыпает по своим книгам ссылки на классических авторов — Сервантеса, Робинсона и Ричарда Коннелла. Меньше явных отсылок к творчеству классиков крутого детектива. Например, влияние одного из основателей жанра Реймонда Чандлера ощущается только по косвенным признакам (гангстер в инвалидной коляске, жадно вдыхающий запах сигарет, которые курит Уокер или бутылка в ящике стола).
Многие критики указывают на тот факт, что возможно Амос Уокер больше похож на кинематографического Филипа Марло в изображении Хамфри Богарта, чем на одноименного книжного персонажа.
Трудно свыкнуться с мыслью о том, что на творчество блестящего стилиста, которым является Лорен Эстелман, больше повлияли сочинения классиков, чем соратников по жанру. С другой стороны сравнение разных авторов, стилей и произведений всегда проще сделать для одного жанра, а потому исследователи более внимательно изучают сравнение Эстелмана и Чандлера, чем его сравнение с Сервантесом. Критики отмечают сходство второстепенных героев или любовь детектива к метким афоризмам и абстрактным сравнениям. Они также указывают, что Эстелман пытается подражать Чандлеру не столько на уровне сюжета или героев, сколько в использовании ритма и тональности фрагментов. Еще большее сходство с романами Чандлера получают поздние произведения Эстелмана.
Стилистика Эстелмана настолько отточена и плавно выстроена, что автор может описывать самый жестокий кулачный бой словно танец. Повествование отполировано настолько, что в нем нет ни единого лишнего слова, словно в поэме все строго подчинено ритму и рифме.
Вниз по реке
Роман Вниз по реке (Downriver, 1988) одна из удач Лорена Эстелмана в серии о частном детективе Амосе Уокере. Главный герой серии одинокий крутой парень, как описывает его сам автор, помятый частный детектив. Уокер вызывает восхищение своей твердостью, остроумием и умением добиться цели независимо от обстоятельств. По ходу серии детектив бывало вспоминает о своем боевом опыте во Вьетнаме. И если в романе Вниз по реке Уокер напоминает настоящего боевика, со временем его боевой лоск сходит на нет, уступая место усталости.
Роман рассказывает о том, как детектива нанимает бывший осужденный Ричард Девре, который буквально накануне вышел из тюрьмы, после двадцати лет заключения. Девре попал за решетку после того как во время Детройтского бунта 1967 года бросил зажигательную бомбу в то время как рядом грабили бронированный автомобиль. Ограбление списали на Девре, и он хочет найти украденные 200 тысяч долларов, считая, что поскольку он отсидел за ограбление, деньги принадлежат именно ему.
Расследование выводит Уокера на Альфреда Хендрикса, работающего администратором магазина и мало похожего на подозреваемого. Попытка навести справки о прошлом, вскрывает факт, что Хендрикс был далеко не единственный человек, который причастен к ограблению. В итоге частному детективу приходится столкнуться с группой молодых радикалов, которые за годы, прошедшие с момента ограбления лишь стали жестче и безбашенней.
Роман Вниз по реке — сочетание двух тем, очень близких Лорену Эстелману. Интерес к автомобильной промышленности и промышленные районы Детройта, города о которых писатель рассказывает с особой любовью, вероятно, позволили Эстелману создать продукт, который получился на голову выше, чем остальные романы в серии. Мне лично, особенно понравились сцены перестрелок на автомобильных заводах.