Подборка рецензий на лучшие романы в серии об Изи Роулинсе, написанной Уолтером Мосли.
Дьявол в голубом платье
Роман Дьявол в голубом платье (Devil in a Blue Dress, 1990), одно из самых известных произведений Уолтера Мосли. Роман открывает серию об Иезекииле Роулинсе (Ezekiel Rawlins) по прозвищу Изи (Easy), а сюжет первой книги посвящен превращению поденщика в детектива. Ветеран Второй мировой войны, вернувшись домой находит Америку, пропитанную расовыми предрассудками. Политическая, экономическая и социальная система буквально выдавливает чернокожих мужчин, не давая им шанса на успех. Изи пытается приспособиться, к данной ситуации создавая из своего дома своего рода убежище, где он всегда может найти спокойствие и умиротворение. После того как его увольняют, в попытках избежать финансовых проблем, связанных с потерей дома, он соглашается разыскать белую женщину Дафну Моне, которая болталась возле богатого бизнесмена Девитта Олбрайта.
Роман – великолепная иллюстрация концепции мира и философии Уолтера Мосли, изображает пропасть между белым и черным мирами, которые охарактеризованные не самым лучшим образом. Среди белых персонажей бизнесмен Олбрайт, с могучим рукопожатием, обвивающим руку собеседника, словно змея, способны легко застрелить человека с другим цветом кожи. А также полиция Лос-Анджелеса которая испытывает непреодолимое желание повесить на Изи или любого черного список нераскрытых убийств. Изи в свою очередь ради пользы дела лжет, манипулирует людьми стремясь выжать из общения с ними максимум информации.
Если Дэшил Хэммет в романе Мальтийский сокол представил читателям частного детектива с шаткой моральной позицией, то герои Мосли по отзывам рецензентов буквально живут и работают на границе между добром и злом.
Амбивалентность и двойственность присущая восприятию чернокожего детектива, мощная метафора афроамериканского опыта двойного сознания. Отзывы критиков, указывают, что уже в первом романе писатель осознает, невозможность построения порядка из хаоса, в виду отсутствия правового порядка. По словам другого рецензента, главный герой вырабатывает свою нравственную позицию в ходе долгих поисков и изменений.
Среди американских критиков бытовала точка зрения на крутой детектив, как форму городского фольклора, где четко обозначены Добро и Зло, но главному герою необходимо пройти через то и другое, прежде чем сделать правильный выбор. С появлением романов Уолтера Мосли этот миф был разрушен, писатель зашел за грань, где роман оказывается ближе к реальности, чем все произведения крутого детектива написанные до этого.
Романы Мосли ясно и доходчиво разворачивают перед читателем картину двойного сознания, свойственного афроамериканскому опыту. Эта двойственность помогает Изи Роулинсу в его сыскной работе. А расследование превращается в бесконечную цепь, где каждый этап проходит сложно и болезненно, где финал непредсказуем, а в ход расследования постоянно вмешиваются события из жизни. Некоторые критики пытались объяснить двойное сознание возможной наивностью и неопытностью в сыскном деле главного героя, или вовсе влиянием гангстеров на события связанные с расследованием. Но подобное упрощение лишь уводит в тень всю глубину проблематики поднятой Уолтером Мосли. Например, дополнительным подтверждением глубины представленных вопросов может служить добровольный помощник Изи — Маус, который опасен и жесток, но помогает детективу лишь из каких-то лучших внутренних побуждений, ставящих его вне привычных рамок, традиционной мотивации и психологических стереотипов.
Финал романа Дьявол в голубом платье столь же неожиданный, как и сам роман. Изи сам вершит правосудие и обнаруживает совершенно неожиданно свалившийся на него дополнительный доход. Он берет на попечение мексиканского мальчика, создавая основы семьи, которая так важна для его внутренней гармонии. Впоследствии он взял еще одного ребенка, создавая по ходу серии лоскутную семью.
По роману в 1995 году был снят одноименный фильм, а в главной роли снялся Дензел Вашингтон.
Красная смерть
Второй роман Уолтера Мосли о частном детектив Изи Роулинсе — Красная смерть (A Red Death, 1991) — пожалуй, самое историчное произведение американского автора. Мосли затрагивает темы уходящие корнями в эпоху маккартизма и паранойи времен Холодной войны.
Прошло пять лет с момента событий, описанных в первом романе. Изи Роулинс, главный герой первого романа Дьявол в голубом платье, вложил в недвижимость деньги, которые смог получить в финале предыдущей истории. А чтобы привлекать к себе как можно меньше внимания, нанял дельца по имени Мофасс, сделавшего себе репутацию в темных делишках, как управляющего всеми сделками с недвижимостью. Сам же делает вид, что работает дворником. Но кольцо вокруг Изи затягивается, его ищут не только афроамериканские бандиты, но и агенты ФБР, которые приписывают детективу сочувствие коммунистическим взглядам. Государственные агенты действуют напористо и уже наступают Изи на пятки. Единственный разумный выход, который бывший детектив может придумать в этой ситуации – сотрудничество с ФБР по выявлению других коммунистических агентов. Изи с легкость разрубает этот гордиев узел, эту моральную дилемму, когда нужно выбрать между собственной безопасностью и работой против других горемык.
Основное задание Изи — сознательно поддаться на религиозную пропаганду и сделать вид вовлеченности в деятельность афроамериканской церкви, где ему надо проследить за бывшим военным. Задание кажется простым, но Изи даже не подозревает, что именно здесь корень всех обрушившихся на него зол. Правда профессионализм выдает бывшего сыщика, когда он из любопытства начинает самостоятельное расследование. А когда руководителей церкви привлекают к уголовной ответственности за мошенничество, Изи невольно навлекает на себя тень подозрения.
Уолтер Мосли показал себя мастером, которому по плечу справиться не только с изображением личных проблем героя. Вопросы, поднятые писателем – проблемы общины, блестяще отражающие страхи и внутренний настрой многих жителей Америки того периода. Интриги, драки, сложные основанные на случайных переплетениях сюжета ситуации – еще одно доказательство таланта рассказывать истории, которым Мосли обладает в полной мере.
К сожалению, на русский язык переведены только два детективных романа американского классика (Дьявол в голубом и Красная смерть). Я прекрасно понимаю переводчиков, справиться с языком этого писателя задача не из легких. Но будем надеяться и ждать, что и остальная часть творчества Уолтера Мосли дойдет до российских читателей.
Белая бабочка
Детективный роман Белая бабочка (White Butterfly, 1992) Уолтера Мосли продолжает рассказывать истории о частном детективе Изи Роулинсе. Сыщик ведет теперь оседлый образ жизни, вместе с женой и маленькой дочкой. Ему принадлежит небольшая недвижимость, но все что окружает героя — мир и время — не дают ему успокоения. Писатель старается показать как можно жить в спокойной обстановке и не чувствовать себя в безопасности.
Критики писали, что Мосли показал как миф об американской мечте, на словах распространявшийся на всю нацию, оказался совершенно недоступен для чернокожих граждан. Неравенство, существующее между черными и белыми, буквально выпирает и бросается в глаза во время чтения этого романа. Расследование, которое ведет полиция постоянно подозревает партийных девочек дочерей чернокожих, тогда как белая дочь прокурора, студентка Калифорнийского университета, несмотря на свою двойную жизнь, оказывается вне подозрений. Полицейские не верят в возможность существования серийного убийцы пока жертвами являются афро-американки, но коренным образом ситуация меняется после убийства белой девушки. Исследователи отмечали, что серия убийств перенесенная Мосли в 1956 год в реальности очень схожа с убийством 29 афро-американских детей, совершенных в Атланте с 1979 по 1981 годы.
Полиция вынуждает Изи Роулинса помогать в расследовании, а в результате брак частного детектива рушится после того как жена обнаруживает, что муж скрыл от нее правду о событиях в свой личной жизни. Писатель словно пытается оправдать своего героя перед читателями, рассказывая о его планах все рассказать жене, но как и в реальной жизни нельзя повернуть события вспять и переиграть все назад, людям не под силу.
Критики сомневаются, что Изи был способен открыть правду жене, если бы не стечение обстоятельств. Он не смог это сделать и в критическую минуту, в результате жена сбегает от него вместе с дочкой к Дюпри Бушару. Но Изи не выносит одиночества, а потому переезжает в новую квартиру вместе со вторым приемным сыном Иисусом.
В своих интервью Уолтер Мосли отмечает, что основной темой этого романа является конфликт мужчины и женщины. Писатель пытался показать разницу восприятия и часто совершенно противоположную реакцию мужчин и женщин на одни и те же события. Он показал, как женщина может раздуть скандал из крохи и как она боится дерьма, оставленного мышью. По признанию писателя, самое сложное во время написания этого романа было не сползти и не стать на одну из сторон конфликта. Надо сказать, что автору действительно удалось соблюсти нейтралитет, буквально поставить читателя перед необходимостью выбора, а простой и даже сентиментальный стиль в котором рассказана эта история, лишний раз подчеркивает весь трагизм безысходности.
Вместе с публикацией этого романа к писателю пришла широкая известность, поскольку именно в 1992 году тогда еще президента США Билла Клинтона застукали с книгами Уолтера Мосли и репортеры вынудили его признаться в любви к этому автору. Вполне естественной реакцией большинства средних американцев было желание познакомиться с авторов, который до этого был хорошо известен только специалистам и литературным критикам.
Роман Белая бабочка был номинирован на премию Эдгар, но выиграл Золотой кинжал.
Черная Бетти
Роман Уолтера Мосли Черная Бетти (Black Betty, 1994), начинается со сцены в которой бывший частный детектив Изи Роулинс просыпается от тревожного сна. Он вспоминает об убийстве мыши, которое произошло на спор за двадцать пять центов.
Я сел, пытаясь сбросить с себя кошмар. Прошло почти пять лет с момента, когда во сне умер Бруно. Воспоминание возвращалось ко мне по крайней мере раз в месяц. Я никогда не забуду как ружейный выстрел буквально пришпилил моего друга к стене.
Я пытался думать о лучшем. О новом молодом президенте с ирландскими корнями, о Мартине Лютере Кинге, о том как мир меняется к лучшему и о том, что у черного в Америке впервые за сотню лет появился шанс. Но в это же время мир потрясали новые угрозы, слухи о подземных ядерных взрывах и угрозе войны.
Финансовое положение Изи довольно шаткое. Его вложения в недвижимость разбиты и для поддержки приемных детей требуются деньги. В поисках работы он вынужден согласиться на предложение богатой семьи. Позднее осмысливая свой роман как бы со стороны Мосли называет его черной надеждой.
Одновременно Изи встречает Черную Бетти, широко известную акулу бизнеса, которую он помнит еще по Хьюстону. Непростая ситуация, в которую попал Изи осложняется выходом из заключения Мауса, который поклялся найти человека выдавшего его полиции, а у детектива есть время для маневра, поскольку Маус не догадывается, что именно Изи донес о нем властям.
Роман Черная Бетти получил высокую оценку критиков и множество положительных отзывов. Рецензенты отмечали отличное сочетание действия и стиля, а также оригинальное отображение фона. Как сказал один из критиков, события описанные в романе всегда были под боком, но никогда не были в центре внимания. Другие более точно отмечали, что Мосли описал хорошо знакомый читателям момент американской истории, увиденный глазами черного. Этот фокус позволяет оживить действие, представить перспективу редко встречающуюся в криминальном детективе. В этом романе мы чувствуем знойные ветры, которые в конечном итоге привели к воспламенению и беспорядкам, в основе которых лежали расовые вопросы. Но описано это было не абстрактно, а эмоционально с болью и горечью в сердце, ясно показывая что волнует людей с другим цветом кожи. Но писатель в своем интервью рассказывает, что пытался в этом романе максимально дистанцировать Изи от его привычного окружения, показать героя в совершенно иной обстановке.
Рецензенты указывают, что реалистично показаны бесчинства и беспричинное насилие белых полицейских, применявших не только кулаки, но и оружие как доказательство права сильного. Писатель признавался, что для описания симпатичной еврейской семьи в этом романе и в романе Поцелуй с корицей (Cinnamon Kiss, 2005) он использовал свои наблюдения за семьей матери. Исследователи творчества Мосли из этого заявления делают вывод, что в семье матери были интеллектуалы, социалисты и возможно сочувствующие коммунистами, отчего писатель неприкрыто и совершенно несдержанно передает довольно критические разговоры на кухне, осуждающие американскую демократию и идеалы капитализма. Мосли настолько сближает евреев и афроамериканцев, что позволяет себе даже высказывание, евреи — не белая раса.
Роман был выбран в Publishers Weekly как одна из лучших книг 1994 года. Этот роман планировал издать в легендарной серии Мастера остросюжетного детектива издательство Центрполиграф, о чем свидетельствуют рекламные проспекты серии, но к большому сожалению работа над серией была прекращена, а русскоязычные читатели могу оценить мастерство Уолтера Мосли только по первыми двумя романами американского писателя.
Маленькая желтая собака
Вернувшись к жанру криминального романа, после личного романа об отце, Уолтер Мосли пишет очередную историю о частном детективе Изи Роулинсе — Маленькая желтая собака (A Little Yellow Dog, 1995).
Действие романа происходит в 1963 года, когда Изи пытается начать новую жизнь. Он больше не пьет и пытается вести респектабельный образ жизни. Бывший детектив устроился работать директором охранного агентства, точнее эта должность ему досталась благодаря услуге, оказанной одному из членов Совета по образованию, которого он защитил от шантажистов.
Сотрудниками охранного агентства являются персонажи уже знакомые по прежним романам. Один из них, Маус также пытается наладить свою жизнь, после того как он в соперничестве за женщину убил Свита Уильяма Доукса – своего соперника, который вероятно был его отцом. Мы видим признаки раскаяния в содеянном, но отказаться от криминальных привычен непросто, как это видно из наставлений, которые Маус дает сыну Изи и репутации, о которой говорят другие способен убить человека, а потом без задней мысли пойти вздремнуть. На примере этого персонажа, Мосли показывает как насилие может стать частью человеческой природы, сродниться с самим человеком.
Судьба стучится к Изи в виде миссис Идабелль Тернер, школьной учительницы, которая однажды утром просит бывшего детектива присмотреть в течение дня за ее маленькой желтой собачкой. Как и следовало ожидать внезапно все выходит из под контроля. Роулинс внезапно преображается в преступника, стреляет в людей, завязывает романтические отношения с убийцей, а все заканчивается тем, что он вынужден признать этот факт. Но кульминацией становится сообщение об убийстве Кеннеди — символе рухнувших надеж для Изи и всей американской нации.
Изи в этом романе меняет свое отношение к Маусу. Он рассказывает, что начинает буквально отождествлять себя с Маусом. Бывший детектив пытается дистанцироваться от насилия, исходящего от Мауса, но понимает как прочно связывает их прошлое. Маус соглашается присмотреть за детьми детектива и читает с ними Остров сокровищ, преображаясь в примерного семьянина, зато Изи буквально пьянеет, когда Маус пьет, нервничает и преображается в преступника. Предвосхищая историю из следующего романа, которая хронологически предшествует событиям, о которых писатель рассказывается в этом романе, следует сказать, что Мосли углубит тему связи между Изи м Маусом, от которой детектив сможет оторваться лишь после клинической смерти Мауса. Лишь после смерти своего двойника Изи начинает свои эксперименты по смене мест работы и поискам своего места в обществе.
В своих интервью Уолтер Мосли говорит, что маленькая желтая собака – это дух преступления, живущий в каждом человеке, а его роман посвящен рассказу о победе одного человека над стремлением к насилию и соблазном к преступлению. В это понятие автор включает и идею расизма, которая до сей поры жива в США и победить которую не смогли даже идеалы равенства и демократии. В своих интервью после выхода романа, писатель описывает мрачный дух, опустившийся на Америку, погрузившуюся в гонку вооружений.
В этом романе Мосли впервые касается проблемы наркотиков. Тема сразу переходит из второстепенной, в разряд наиболее важных. Изи пытается помочь Идабелл Тернер, которая хочет уйти от мужа, а она открывает ему глаза на то, какой размах имеет торговля наркотой в обычной школе. Мосли подчеркивает, что усилия властей, почти всегда неуместны и вступают в реальное противоречие с реалиями жизни на улице или традициями афроамериканцев. Мосли достаточно жестко описывает социальную среду улица — это дикое место и сострадание там дороже, чем золото.
Тем заметнее другая тема — любование городом. Лос-Анджелес — красочный, разнообразный, богатый на культурные противоречия и немыслимые истории, доставляет настоящее эстетическое наслаждение. Юг Лос-Анджелеса — это пальмы и бедность, аккуратные газоны, за которыми ухаживают потомки бывших рабов и истребленных индейцев. Это красивое и дикое место, сформировавшее свою нацию, нацию потерянных народов, о которой вы никогда не прочтете в газете или не услышите по телевизору. Возможно, вы читали о марше за свободу, но вероятнее, вы читали о неудачной попытке ограбления винного магазина (если при этом был ранен белый). Зато вы никогда не слышали о Томми Джонсе, выращивающем самые большие розы в мире или Фионе Робертс спасшей соседку, столкнувшуюся лицом к лицу с тремя вооруженными мужчинами…
В финале романа звучат две ноты, тревожная и обнадеживающая. Маус, который вел жизнь, игнорирующую общественную мораль, умирает, так и не узнав о смерти Кеннеди. А Изи заводит знакомство со стюардессой Бонни Шей, подругой убитой Идабелл, которая также была вовлечена в нелегальные схемы поставки героина. Финальным аккордом звучит телефонный разговор Изи и Бонни, из которого можно догадаться об их предстоящем свидании. Частный детектив с облегчением произносит, когда я повесил трубку, то почувствовал себя астронавтом, который вышел на свою орбиту и теперь был прижат к земле новой тяжестью среди холодной и чистой тьмы.