В романах итальянских авторов Массимо Фелисатти и Фабио Питтору действует коллективный сыщик — оперативная группа отдела убийств и преступлений против личности римской уголовной полиции, тем не менее можно выделить несколько ведущих героев, которым отданы симпатии авторов. В первую очередь — это начальник отдела Фернандо Сольми и его руководитель, шеф уголовной полиции Антонио Карраро. Карраро — фигура уникальная в своем ведомстве, судя по словам авторов: его назначение на эту должность стало первым и неизвестно на какое время единственным случаем, когда заслуги взяли вверх над семейственностью, а способности — над закулисными сделками. Но и на высоком посту ему зачастую весьма неуютно — в окружении насквозь коррумпированной правящей верхушки и богачей, превыше всего опасающихся предания огласке их темных махинаций. Единственный человек, которому доверяет Карраро, — это Сольми, невысокий толстячок ростом чуть больше метра шестидесяти, истинный неаполитанец и большой любитель спагетти, с живыми, искрящимися весельем глазками, которого можно было принять за Полишинеля… Сольми — вдовец, воспитывающий маленького сына; как ему удается этот делать при почти круглосуточной занятости — одна из его личных тайн, но перспектива возвращаться в пустой дом его не прельщает, а любимая женщина — журналистка левых убеждений по имени Мария — не торопится создавать семью.
У Сольми отличные, сообразительные, неутомимые помощники, среди которых выделяется сержант Аттарди. Обыденная полицейская рутина — слежка, сбор улик, опрос случайных свидетелей во многом лежит на команде Сольми, а сам он отличается нюхом охотничьей собаки (по словам Карраро), блестящей интуицией и способностью красиво блефовать в ситуациях, когда путь прямого следствия невозможен.
Тематика романов Фелисатти и Питтору имеет ярко выраженный итальянский колорит. О коррупции суда и прокуратуры, управляемых при помощи денежного мешка, уже сказано: дела, которые расследует оперативная группа Сольми, — проституция среди несовершеннолетних, наркомания, международные торговые махинации…
Постоянным фоном служит контраст между респектабельной внешностью преступников и предельной безнравственностью, низменностью их тайных интересов.
В Преступлении на озере Альбано жертвой оказывается тринадцатилетняя дочь преуспевающего врача. На фотографии она казалась отнюдь не девочкой: ее вполне можно было принять за одну из тех красоток, которые в обнаженном или почти обнаженном виде то и дело появляются на страницах еженедельников для мужчин…
Неопровержимые улики, добытые следствием, выводят группу Сольми на привилегированный ресторан, поставляющий богатым клиентам юных развратниц пристрастившихся к наркотикам. Отец убитой не заинтересован в огласке скандального дела, и уголовная полиция меж двух огней: верховная юридическая власть, со своей стороны, советует Карраро быть поаккуратнее, ибо следы ведут к очень высокопоставленной особе. Начальнику уголовной полиции приходится хитрить и изворачиваться, чтобы не мешать следствию. Доводить эту информацию до подчиненных он считает излишним. Ему-то можно посоветовать остановиться, ну а кто остановит Сольми? — думает он. — Сам он не имеет ни малейшего намерения останавливать его. Бывают моменты, когда нужно идти до конца. А идти до конца в таких условиях — значит быть готовым и на незаконные действия, и на прямой обман подозреваемого, и на психологическую атаку — ибо интуиция героя еще ни разу не подводила.
Так же, на голой интуиции, избегает ловко подстраиваемых ловушек следствию Сольми в романе Белокурая смерть. Правильность пути становится очевидной для него, когда выясняется, что в скорейшей поимке преподнесенного словно на блюдце убийцы заинтересована и прокуратура. В вопросах, которые задавал заместитель прокурора… и ответах, которые давал обвиняемый… Сольми усматривал что-то вроде тайного согласия…
Работать в таких условиях приходится далеко не многим героям детективных романов. Авторы намеренно подчеркивают этот аспект, максимально приближая свои произведения к правде жизни. Столь же реалистично выглядят и другие темы в Белокурой смерти — борьба левого студенчества против наркомании (капитализм использует наркотики, чтобы ослабить революционный напор молодежи), изображение принципов существования организованной проституции и так далее.
Противопоставить этому Сольми и его коллеги могут только одно — неопровержимые факты. Поэтому в романах важное место уделено технической стороне дела, которая поставлена на высоком уровне. Так, только исследование мельчайших осколков стекол очков, найденных Аттарди (там, где прошелся Аттарди, можно было уже не смотреть: ничто не ускользало от его внимания), в сочетании с анализом весьма случайных материалов выводит расследование на организованную группу наркомафии, захват которой при помощи морской пограничной службы счастливо венчает еще одно запутанное дело.
Герои этой детективной серии — фанатики своего дела. Пока существует работа, существую и я — говорит Сольми, и его друзья думают примерно так же. Авторы же в своей пристрастной любви к героям словно формулируют невысказанную уверенность: пока существуют такие, как Сольми, Аттарди, Карраро, — существует и справедливость. Жизненность этих произведений сполна компенсирует недостаточную, возможно, прихотливость детективных загадок, предложенную в романах Фелисатти и Питтору.