Восходящая звезда криминального романа Дениз Мина (Denise Mina)1 пишет свои книги в стиле шотландского черного романа, прозванного тартан-нуар по аналогии со знаменитой шотландской клеткой (тартан). Подобно основоположникам этого национального жанра Уильямом Макилванни и Иэном Рэнкиным она описывает современную Шотландию и ее жителей без прикрас, стараясь поднять и осветить наиболее наболевшие вопросы и проблемы.
По словам писательницы на ее романы повлияли строгое католическое воспитание, полученное в детстве, опыт работы медсестрой в хосписе и главным образом тщательные и пристальные исследования, проводимые во время чтения лекций по уголовному праву в университете Глазго. Дениз Мина свою докторскую диссертацию посвятила изучению психических заболеваний среди женщин-правонарушителей. Именно во время работы над докторской она и написала свой первый роман.
Мина признается, что шотландцы гордятся ее мировым признанием и покупают ее книги, даже переведенные на иностранные языки, чтобы похвастаться ее именем на обложке, но совершенно неспособны внять призывам, которые она регулярно и усердно повторяет в своих книгах.
Именно среди этих проблем и ужасающих условий выросла ее героиня Морин О’Доннелл (Maureen O’Donnell), воспитанная как и писательница в строгом соответствии с католическими ритуалами, матерью-алкоголичкой, в окружении злобных и завистливых сестер. В юности ей довелось испытать насилие со стороны собственного отца. В результате сознание Морин не выдерживает, и у нее случается временное помрачение рассудка. Столь неожиданному сыщику-детективу, вынужденному бороться не только с алкоголем, но и с собственными сомнениями в адекватности психического восприятия и предстоит поневоле взяться за расследование.
Морин часто злоупотребляет алкоголем и вынуждена справляться не только со своими психическими проблемами, но и с унижениями мужчин, которые регулярно напоминают ей о прошлом.
В первом романе Ганетхилл2 (Garnethill, 1999) Морин предстает пред читателем как хрупкое и недоедающее существо, которая спустя восемь месяцев после освобождения от 3-летнего курса принудительного лечения в психиатрическом учреждении, попадает в криминальную историю. Ее бой-френд, сын известного шотландского члена Евро-парламента, обнаружен сидящим привязанным к стулу в ее гостиной с почти оторванной головой и изуродованным телом.
Официальные дознаватели, полицейские детективы тут же причисляют Морин и ее брата, подозреваемого в торговле наркотиками к числу основных подозреваемых. Морин просто вынуждена заняться поисками настоящего преступника, поскольку кроме ее самой это больше никому не интересно. Расследование приводит ее к скандальному открытию, об изнасиловании беспомощных пациенток в отделении Северной больницы Георга I, где она и сама когда-то лежала.
В итоге неофициального расследования выясняется, что настоящим убийцей и насильником был доктор Ангус Фаррелл (Dr. Angus Farrell), против которого готовится обвинительный приговор, а он на протяжении следующего романа продолжает пугать Морин своими угрожающими письмами. В следующем романе Изгнание (Exile, 2001) Морин О’Доннелл продолжает оказывать невольную помощь, очередным женщинам неудачницам.
Но настоящие проблемы у героини начинаются, во время суда над доктором Фарреллом, который описан в третьем романе Резолюция (Resolution, 2002), описывающим события, происходящие спустя год после первого убийства. На этот раз Морин приходится справляться не только с уловками адвокатов в суде, но и с проблемами в ее семье. Возвращается ее жестокий отец и оказывает, что одна из ее сестер беременна. Несмотря на прошлые обиды и унижения, Морин единственная кто борется за разрешение непростой ситуации.
Сочетание благопристойной католической жизни, исполняющей все положенные религиозные обряды и неистовая брань с пьяными грубостями и описанием сексуальных извращений в рамках одной семьи, создают неповторимое ощущение. Чтение романов Дениз Мина не оставляет равнодушными ни мужчин, ни тем более женщин.
История Морин О’Доннелл прошедшей через сложности неблагополучной семьи, безразличие, а часто и предубежденное подозрение полицейских, часто встречает человеческое сострадание от других, совершенно незнакомых ей людей. Путь Морин — это не только расследование, но и победа над алкогольной зависимостью, состоящая из маленьких, ежедневной борьбы и стремления изменить свою жизнь. Несмотря на разруху, которую мы видим по ходу чтения трилогии Дениз Мина, финалом становится триумф человеческого духа способного найти правильный путь из любых проблем гнетущих современное общество.
Ганетхиллская трилогия (Garnethill trilogy) отличается от привычных детективных историй. По сути детективная загадка во всех трех романах одна, и получает она предварительное решение уже в конце первого романа, а окончательное в финале третьего. Больше внимания писательница уделяет внутренним психологическим проблемам Морин, причины и мотивы которого кроются в семейных отношениях. Героине с большим трудом удается вскрыть инциденты, связанные с насилием отца по отношению к дочерям, поскольку те, несмотря даже на очевидные факты все отрицают. Более того, победа пусть и в рамках одной семьи возможна и именно к этому призывает шотландская писательница своих читателей.