Наиболее успешным творением Эдварда Эронса (Edward S. Aarons), несомненно, является серия шпионских романов, объединенных общим главным героем — несгибаемым сотрудником секции К ЦРУ Сэмом Дареллом (Sam Durell). За двадцать с небольшим лет оперативной работы Сэм практически не постарел, разве что его густые черные волосы чуть засеребрились на висках. В первых книгах он работал в структурах разведслужб Джи-2 и ОСС, хотя ни та, ни другая организация ни разу прямо не назывались. Будучи выпускником Йельского университета, Дарелл предпочитал носить темно-синие пли серые костюмы, белые рубашки с воротничком на пуговицах и строгие галстуки. Воспитывал его дед, капитан речного судна, который обучил внука искусству азартных игр и премудростям управления штурвалом.
Эронс намеренно лишил романы, описывающие ответственные задания, которые приходилось выполнять Сэму Дареллу, даже малейшего намека на юмор и придал им нарочито строгий, крутой характер. Он пытается представить своего героя холодным, рационально мыслящим человеком, тщательно взвешивающим все за и против и ставящим интересы родины выше, чем жизнь отдельного человека. Но внимательный читатель легко обнаружит существенное расхождение между этими словами и реальностью: несмотря на всю свою риторику, Сэм Дарелл то и дело бросается на выручку друзьям и коллегам, особенно если в беду попала женщина, не считаясь с возможными последствиями, старается спасти их от коварных происков врагов и вырвать из лап гнусных злодеев. Часто встречающиеся в романах серии сцены насилия отличаются подробностью проработки и особой жестокостью. Злодеи самыми различными способами пытают и убивают героев, действуя безжалостно и грубо. Жестокость же самого Дарелла, напротив, проста и эффективна: он убивает быстро — кулаком, ножом, пистолетом или бомбой. Впрочем, и ему самому тоже крепко достается. Практически в каждом романе его как минимум дважды избивают до потери сознания, после чего ему предстоит встреча с главным злодеем: окровавленный, но не сломленный, он все равно оказывается сильнее своего лютого врага.
Так, в Девушке в гондоле (The Girl in the Gondola) Дарелл соглашается быть подвергнутым пыткам с целью выиграть время для успешного завершения своей миссии. В этой книге обращает на себя внимание весьма занятная трактовка психологических аспектов жестокости, когда автор пытается увязать с ней явную эмоциональную холодность Дарелла. В данном романе шрамы, оставшиеся на теле Дарелла и его спутницы, как бы символизируют те потери, которые неизбежно влечет за собой работа секретного агента. В итоге, как и обычно, Дарелл находит в себе силы, чтобы преодолеть и собственную боль, и сопротивление противника.
Главные супостаты, архизлодеи в романах Эронса представляют собой угрозу как минимум для целой страны. В частности, это Алжир в Мадлене (Madeleine), США в Ангелине (Angelina) и Стелле Марни (Stella Marni), Таиланд в Убийстве в Конг-Хае (Cong Наi Kill); в Черном золоте (Black Gold) в качестве потенциальной жертвы выступает уже вся африканская нация, а в Девушке в гондоле, Похитителях звезды (Star Stealers) и Королеве Амазонки (Amazon Queen) — практически вся наша планета. Высшее зло в романах Эронса олицетворяют либо варвары-садисты, наделенные небывалой физической силой, — Ль-Эуро (L’Heurcux) в Мадлене, Слаго (Slago) в Ангелине и террористы Агпака (Agpak) в Черном золоте, — либо умные и коварные теоретики насилия, стоящие за этими выродками, вроде доктора фон Ханделя (Von Handel) из Похитителей звезды или Пайо Чу (Paio Chu) из Убийства в Конг-Хае. Иногда суперзлодей как бы сочетает в себе черты и тех и других — например, как Динов (Dinov) из Девушки в гондоле или Агосто (Agosto) из Королевы Амазонки.
В ранних книгах серии отрицательными персонажами подчас становились и женщины, например Джесси Корбен (Jessie Corbin) из Ангелины и Стелла Марии из одноименной книги. Позже, однако, фигурирующие в серии женщины превратились в нуждающихся в защите, уступчивых существ, часто принадлежащих к респектабельным слоям общества, а порой и обычных простолюдинок. Вместо того чтобы вступать в полемику с Эронсом по поводу его кажущегося мужского шовинизма, его стоит поздравить за попытку создать на страницах своих книг образ женщины первого из вышеупомянутых типов. Его дамы не принадлежат к числу непорочных девственниц, они оказываются вполне компетентными и решительными особами, обладающими недюжинным интеллектом и физической силой. В различных романах персонажи вроде владелицы гигантского предприятия по производству электронной аппаратуры, вдовы итальянского министра обороны или королевы Салдувы из Пакуры неизменно выступали в роли очаровательных и любящих помощниц Дарелла, несмотря на то, что сам он с большей или меньшей последовательностью демонстрировал свою привязанность к одной лишь Дэйрдри Пэджет, обладающей многими талантами женщине, которая, по замыслу писателя, происходила родом из состоятельной семьи с восточного побережья Мэриленда. До поступления на работу в ЦРУ Дэйрдри была газетным репортером, после чего неоднократно появлялась в ряде романов автора в качестве умного и надежного оперативного работника, помогающего Дареллу в выполнении его миссий.
Сами по себе романы Эдварда Эронса оказывались, как правило, не менее актуальными, чем хроника последних событий. Так, в основу многих сюжетов легли алжирский конфликт, напряжение времен холодной войны, китайское влияние в Албании, разоблачение спутников-шпионов, индокитайские войны и нефтяной кризис. Схема его произведений такова: начать роман с описания сцены какого-то насилия и окутывающей его тайны, затем представить читателям Дарелла, перенести его на территорию какой-нибудь чужеземной страны, после чего провести своего героя через вереницу ложных версий и предательств, пока он не повстречается с архизлодеем и не вступит с ним в решающую схватку, из которой выйдет с триумфом и женщиной под ручку.