Та, чье имя остается тайной и не может быть названо скоро вероятно станет первой женщиной, во главе ЦРУ — крупнейшей разведывательной службы мира. Подобный шаг отражает новшества в ранее закрытом мужском шпионском клубе и следующий виток развития спецслужб, которые столкнулись с терроризмом и вынуждены были в корне пересмотреть представление о мире секретных служб.
В истории встречаются имена невероятно храбрых и столь же привлекательных женщин-агентов. Мы хорошо знаем имя легендарной разведчицы Мата Хари, шпионившей на немцев. Специалисты досконально знакомые с историей разведки назовут нам имя голландской женщины-агента Маргарет Гертруды Целле (Margaretha Geertruida Zelle).
В подобные веяния слышны в современном искусстве, в частности в кинематографе. Например, женский образ разведчицы встречается в последнем фильме Цель номер один, яростной ниспровергательницы стереотипов Кэтрин Бигелоу, рассказывающем о женском участии в поисках легендарного террориста или в сериале Родина (Чужой среди своих), с Клэр Дейнс в роли роковой женщины также принадлежащей к миру спецслужб.
Но для большинства зрителей и читателей шпионаж остается исключительно мужским делом. Такими были первые шпионы, отраженные в романах основателя жанра Джона Бьюкена, использовавшего в качестве фона для шпионской игры исключительно мужской клубный мир Лондона 30-х годов.
Нудноватые шпионские истории Сомерсета Моэма, где безнадежно сплетены в единый сюжет вымысел и реальность. В этих историях о британском агенте Эшендене, от проницательных читателей не могут укрыть гомосексуальные пристрастия автора. Писатели, которые подхватили и продолжили рассказывать шпионские истории до и после Второй мировой (Эрик Эмблер, Джеффри Хоусхолд и Грэм Грин), углубляются они или просто развлекают читателей, поднимают ли темы верности, патриотизма или двуличия, предательства, остаются в рамках мужских историй, где женщина служит лишь фоном.
Несмотря на проникновение в ряды авторов представителей прекрасной половины человечества, таких как Роза Маколей и Шарлотта Бингхэм, среди персонажей, включенных в большую игру остаются только мужские представители. Сегодня список женщин, повествующих о мире шпионажа, разрастается, появляются новые представительницы жанра — Гейл Линде, Лесли Силберт, Рейлин Хиллхаус, но их имена малоизвестны русскоязычному читателю.
Единственным исключением является британская шпионка и диверсантка Модести Блейз, чьи приключения гениально описаны Питером О’Доннеллом. Но эта скромница 1 не может составить серьезного перевеса для супер-мужской компании.
Поэтому новые назначения в ЦРУ, возможно, придадут новый виток шпионскому роману, авторы которого любят озвучивать идеи, что именно шпионский роман является наиболее адекватным отражением социальных и политических процессов современности.
- Блейз в буквальном переводе с английского скромная. ↩