В пятницу я попал под ливень. Точнее дело было так. Я гулял с дочкой по парку, когда бухнули первые раскаты грома. Все предыдущие дни метеорологи предупреждали о грозе и сильном ветре, предсказывая оранжевый уровень опасности, тогда как на деле опасность оборачивалась мелким коротким дождичком, иногда даже солнечным.
На этот раз никаких предупреждений не поступало, а потому я подумал, что все будет как обычно — покрапает мелкий дождик, я накину на голову капюшон и дождевик на коляску и мы без особых проблем догуляем «дневной сон». Метеорологи молчали, очевидно, к пятнице предупредительные мероприятия были перевыполнены за предыдущие дни и они дружно обсуждали планы на выходные.
Когда ливануло, я моментально домчался до ближайшего навеса, но было поздно, вся куртка, и джинсы от колен, не говоря уже о туфлях, промокли насквозь. А под навесом разместилась футбольная команда пакистанцев, дружно жующих бананы и шаурму и обсуждающих прерванную игру. Втиснутый между скамейкой и футболистами я принялся размышлять о «Золотом жуке».
Благо дочка крепко спала, убаюканная дождем и гомоном пакистанцев, а я тщетно пытался вспомнить содержание комментария @ca3rp на который грозился ответить несколькими увесистыми вопросами.
Но в голову, словно назойливая капель, стучала одна мысль. Эдгар По выдвинул этот рассказ на конкурс и получил приз в 100 долларов. В Википедии приводится больше подробностей. По планировал продать рассказ в журнал за 52 доллара, но прослышав о конкурсе, отозвал публикацию, пообещав отработать деньги рецензиями и статьями. Рассказ не только занял первое место, но и стал настоящим бестселлером того времени. Не секрет, что и сегодня этот рассказ остается одним из самых популярных в наследии американского писателя.
Эта финансовая «афера» не давала мне спокойно мыслить, между тем я постоянно искал мотив, причину для создания рассказа. И в какой-то момент мне показалось, что игра в криптографию, разгадывание шифра блестящая обертка, скрывающая некое сообщение «зашифрованное» в этом рассказе. Сам не люблю конспирологические теории, особенно основанные на одной посылке.
Прозрение наступило лишь, когда я вернулся домой. Нет, меня не лихорадило, не знобило, и температуры у меня не было. Словом никаких признаков гениального озарения. Ну разве чуть спину прихватывало, хотелось бы наедятся, что до ревматизма еще далеко.
Конечно, первые же строки дают ответ на мотивы Эдгара По, побудившие к созданию рассказа. Автор с первого предложения знакомит читателей с главным героем, Уильямом Леграном: «Он … был прежде богат, но неудачи, следовавшие одна за другой, довели его до нищеты. Чтобы избегнуть унижений, связанных с потерей богатства…». Рассказ, по сути, посвящен обретению несметного богатства.
Мы привыкли считать, что Эдгар По – мистик, человек далекий от реальности, живущий в своем мире фей, привидений и призраков. Мы привыкли, что один из синонимов Ворона – это бедность, которая стучится к поэту и предвещает мистический голод. Но, что если это было не так. Если вдруг Эдгар По отлично ощущал веяния времени. А жил он в эпоху президента Эндрю Джексона, при котором случился банковский кризис, финансовая паника повлекшая депрессию. Как вы догадываетесь, финансовые проблемы США, как это обычно бывает, сказались в первую очередь на культуре, на издательской сфере. В результате, Эдгар По не был неудачником. Он был гением, жившим в тяжелое время, неспособное прокормить свои таланты.
Вы мне не верите, вспомните хотя бы рассказы «Делец» или «Надувательство, как точная наука»…