Все началось с обсуждения на ЛайвЛибе поста о книге Люси Уорсли (Чисто британское убийство) и реалистичных истоках детектива.
В ходе дискуссии, с которой вы можете познакомиться в комментариях к этой статье, меня попросили назвать самых известных авторов русского дореволюционного детектива.
На тот момент я считал себя знатоком дореволюционного детектива, точнее уголовного романа, так называли детектив до Революции в России. Поскольку издал три книги, в одной из которых даже собрал все известные романы популярного Семена Панова.
А потому сел за компьютер и решил пройти простой тест — вспомнить и написать 100 известных мне дореволюционных детективных романов не прибегая к помощи интернета. Легко вспомнил примерно 50 романов, после чего дело застопорилось. После мучительных поисков написал еще десяток. На этом все… выдохся.
И стало обидно за Россию, где в момент небывалого расцвета и популярности детективного жанра, в конце XIX века и начале XX века не набралось даже сотни романов в популярном жанре.
На этом все бы и закончилось, если бы я не решил проверить свой уровень познания в означенной области и отправил своему товарищу, большому специалисту и настоящему знатоку библиотечных архивов, похожий вопрос. Правда, решил усложнить задачу и предложил ему написать не сто романов, а сто авторов, которые писали в жанре русского уголовного романа. И через сутки получил письмо со списком из 120 авторов.
А когда представил, что большинство из них написали не один, а часто не один десяток детективных романов, голова пошла кругом… от объема непознанного, которое было скрыто, забыто из невероятных объемов сокровищницы с русскими уголовными романами.
Вскоре я осознал, что проблема в другом. За тридцать лет после развала Советского Союза было найдено и переиздано от силы 30 романов из этой сокровищницы. Проблем у подобной отрешенности от своего прошлого и в частности русского уголовного романа было несколько.
Первая, пожалуй, самая значимая, нацеленность культуры на западные ценности. Издатели с удовольствием переводили и публиковали западные романы, начиная от Дороти Сэйерс и до кого-то современного, например, Мишеля Бюсси.
Читатели, с не меньшим удовольствием поглощали подобную западные детективы и криминальную литературу. Простой показатель. Сравните объем наименований детективных романов русских и зарубежных в любом книжном магазине. Список зарубежных наименований всегда будет вдвое больше, ведь продажи в нем несравнимы.
Недавно все изменилось. И хотя к этому были предпосылки, но неожиданно для многих 2022 стал переломным. В жизни, оценке окружающего мира, восприятии культуры.
Вторым толчком для меня стал мониторинг ЛайвЛиба, портала, который презентует себя как сайт о всех авторах русских и зарубежных. На нем можно найти странички всех авторов, даже таких малоизвестных как Теодор Лабурье, или Анри Ковен, которых с трудом помнят даже на родине во Франции. Каково же было мое удивление, когда я не обнаружил страниц таких писателей как Николай Ракшанин или Капитолина Назарьева. Первого называли «вторым Достоевским» или родоначальником русского криминального фельетона, вторую можно назвать русской Агатой Кристи. Для меня это открытие стало настоящим шоком.
А потому мы решили запустить долгосрочный проект, в котором позволим познакомиться с русскими дореволюционными уголовными детективам, оценить и также поделиться своими оценками и своим мнением с другими.
Процедура будет следующая. Раз в месяц, наиболее активные читатели с ЛайвЛиба будут голосовать за роман, который будут читать на протяжении месяца и писать на него свои рецензии. Параллельно об этом выборе мы будем сообщать на нашем сайте. Лучшие рецензии и отзывы читателей войдут в альманах, а затем в одноименную книгу. Все новости об этом проекте мы будем сообщать на ЛайвЛибе и на нашем сайте. А пока встречайте первый роман Николая Ракшанина «Тайна Кузнецкого Моста».