Неуловимый

Нынешний болгарский детектив, имеющий свои богатые традиции (вспомним творчество Павла Вежинова, Богомила Райнова, Андрея Гуляшки и других), отличается значительным жанровым разнообразием — от более или менее изящных шпионско-сыскных ребусов, где все подчинено игровому моменту, разгадыванию загадки, до психологических романов, в которых на первый план выдвигаются социальные и нравственные проблемы, а детективной интриге отводится второстепенная роль. О таком разнообразии свидетельствуют и рассматриваемый роман.

Роман Неуловимый известного в этом жанре автора Димитра Начева тематически и композиционно связан с его книгой Происшествие у старой мельницы (1986). Похоже, что писатель задумал целую серию о скромном и наивном Иване Тихове, добровольном помощнике решительного и находчивого капитана милиции Андонова. Повествование так же, как в предыдущем романе, ведется от имени Ивана, действие происходит в небольшом селе у подножия гор (кстати, автор обнаруживает отличное знание быта и социальной обстановки современной деревни). Сюжет развивается по традиционной схеме, блестяще отработанной еще Агатой Кристи: преступление, экспозиция вовлеченных в действие персонажей — подозреваются все!, — неожиданный финал-разгадка.

Безмятежная атмосфера крошечного пансионата, чьи обитатели коротают ненастные осенние дни и вечера у телевизора или прогуливаются по окрестностям, резко контрастирует с обстановкой в соседнем селе. А там между тем происходят вещи не совсем обычные. Одна из отдыхающих, например, становится свидетельницей эксгумации трупа старика Василева, еще при царе бывшего здесь лесничим. По слухам, старик, по прозвищу Царский, погиб насильственной смертью. Вскоре главные герои романа, Иван и Леля (естественно, самая красивая из отдыхающих женщин, к которой неравнодушен и рассказчик), оказываются в еще более странной ситуации: во время вечерней прогулки они, вломившись на женский крик в сельский дом, находят там перепуганную Райну, повариху пансионата из местных, которая уверяет, что ее только что пытался придушить покойный Царский… Отдых продолжается: наутро в лесу эта же пара неожиданно обнаруживает и висящий на дереве труп Райны. По официальной версии это самоубийство, но Иван и Леля уверены, что совершено преступление, и пытаются сами выследить преступника, хотя кто-то явно стремится им помешать, а в Ивана даже стреляют.

Автор вместе с героем иронически подсмеивается и над стереотипными ситуациями детективного романа (в книге есть прямые параллели с Агатой Кристи), и над игрой в сыщиков влюбленных молодых людей, которых порой больше занимает выяснение собственных отношений, чем обстоятельства происшедшего. Иван, кому не дает покоя образ идеального сыщика — логика и железные нервы, блиц-партия с невидимым противником, в то же время кажется себе Иванушкой-дурачком: ему морочит голову Леля, куда-то исчезающая по ночам, и старый знакомый капитан Андонов, поручивший ему следить за комнатой девушки.

Разгадка, как и следует ожидать, — на последней странице: Райну убил Царский. Он, оказывается, жив, а вместо него похоронен бывший муж Райны, которого тоже убил Царский. Женщина была свидетельницей этого преступления, и, боясь разоблачения, Царский убрал и ее. На совести лесничего не одна жизнь, он давно разбойничал в горах, но до сих пор прямых улик против него не было. Поймать неуловимого помогла наблюдательная Леля, приручившая собаку Царского.

Все, что полагается иметь ироничному детективу, в книге Начева есть, и однако же чисто детективным наполнением книга не исчерпывается; немало места в ней остается и для бытовых зарисовок, нравоописательных и морализаторских пассажей по поводу извечных людских пороков (жадности, черствости, равнодушия к ближнему и тому подобное). Так, в поле зрения автора попадают прискорбные, но, увы, не столь уж редко встречающиеся в жизни явления: забытые детьми родители (Райна), одинокий старик, повесившийся от тоски (о нем мы узнаем по рассказу одного из персонажей книги), пожилая влюбленная пара, которой собственные дети из корыстных соображений мешают пожениться.

Оцените статью
Добавить комментарий