Детектив есть один из немногих чисто христианских жанров в литературе.
Детективы:
а) всегда исходят из принципов нравственности, основанной на Десяти Заповедях;
б) в чистом виде трактуют о борьбе добра со злом; в) внедряют в сознание людей идею достоинства каждой отдельной человеческой личности, имеющей право на защиту по закону, а при беззаконии — на самозащиту;
г) проникнуты пафосом индивидуализма и примата частной жизни над общественной;
д) являются продуктом либерально-демократической идеологии и могут создаваться лишь в рамках такой цивилизации. Поэтому родина жанра — Америка, Франция и Англия. В Испании, Германии, Италии, Австро-Венгрии, России этот жанр так и не сложился по-настоящему — не было свободы, а следовательно, и уважения прав человека;
е) построены на принципе тайны, раскрывающейся благодаря работе человеческого разума;
ж) исходят из таких понятий, как преступление, грех, закон, наказание, преступление, вина, воздаяние;
з) являют взору читателей сложную мозаику общественно-психологических отношений и целую гамму самых разнообразных характеров;
и) рассказывают о работе полиции, суда или частных сыщиков, то есть институтов, призванных обеспечивать организацию закона и порядка в человеческом сообществе;
к) рассматривают в обнаженном виде такие экзистенциальные понятия, как неведомая угроза, одиночество, ночной город, ночь вообще, темнота, повседневная обстановка и детали в отчужденном от человека ракурсе, страх, тоска, поиски, вина, ответственность, правосудие и так далее.
Структурное построение детективов: темная тайна, смертельная опасность, дальнейшее погружение во тьму — постепенное восхождение к свету благодаря силе человеческого разума и здравого смысла — очень близко к типологическим элементам христианской аскетики и мистики. А центральная ценность детектива — отдельная и автономная человеческая личность, не желающая смириться со злом — есть центральная земная ценность и христианства тоже.
Детективы были официально запрещены в СССР, гитлеровской Германии и фашисткой Италии (в Германии книги Агаты Кристи сжигали на костре, а в России даже Шерлока Холмса начали издавать снова только во время оттепели, при Хрущеве; до этого — до 1917 года). Запрещены они были за пропаганду либерального индивидуализма (формулировка в гитлеровской Германии) и за пропаганду защиты буржуазных ценностей (формулировка в советской России). Интересно, что первое и изначальное значение слова буржуазный — городской. Детективы, действительно, являются как бы волшебно-бытовыми сказками и легендами большого города. А традиционные ценности и жизненные основы больших городов прошлого века — время возникновения детектива — неоспоримо были ценностями христианскими.
Неудивительно, что русский христианский писатель, сильно повлиявший на становление этого жанра во всем мире — Федор Михайлович Достоевский — нередко выбирал криминальные и почти детективные сюжеты для многих своих романов (Преступление и наказание, Бесы, Братья Карамазовы, Идиот). Это же касается и другого великого христианского писателя — Чарльза Диккенса.
Неудивительно и то, что детективы были запрещены в Италии, Германии и России. Там, где есть порядок, но нет закона, там, где ведется борьба с традиционными ценностями и индивидуализмом, там, где царит беззаконие, у власти находятся убийцы, а полиция служит политике и идеологии — детективному жанру нет места.
НАЧАЛО ДЕТЕКТИВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Итак, предтеча детектива — писатель Уильям Годвин, отец Мэри Шелли (его роман Калеб Вильямс переведен на русский), а отец детективной литературы, как хорошо известно — Эдгар Аллан По. Первый удачный, хотя и старомодный ныне ученик Эдгара По, появился во Франции — Эмиль Габорио. Первый из романов Габорио — Дело Леруж — недавно издали по-русски под названием Убийство вдовы Леруж. Несмотря на старомодность и достаточную простоту его романов, они бесспорно в конечном счете должны быть все переведены на русский язык, ибо это классика.
В большую литературу жанр окончательно ввели и укрепили его с точки зрения изящной словесности, обрисовки характеров и так далее:
Чарльз Диккенс — Холодный дом и Тайна Эдвина Друда. Кстати, вокруг Эдвина Друда существует большая литература, которую тоже со временем можно издать.
Уилки Коллинз — автор двух блестящих детективных романов, также входящих и в общий свод мировой литературы: Лунный камень и Женщина в белом. Но у него есть и другие детективные романы, не менее пяти-шести, не столь замечательные, но тоже весьма неплохие, а также довольно-таки много детективных, полудетективных и таинственных повестей и рассказов. Разумеется, все это надо тоже переводить. В США его детективные романы (помимо двух лучших, итак стоящих во всех магазинах) сейчас активно переиздаются для знатоков и любителей, поэтому и стоят они очень дорого.
Роберт Льюис Стивенсон — Домик на дюнах его серия о принце-детективе Флоризеле. Все это издано в России, хотя вообще-то переведен не весь Стивенсон.
Шеридан Ле Фаню — великий и даже утонченный фантаст-британец, абсолютно неизвестный в России. Его роман тайн и детективной интриги Дядя Сайлас обязательно должен быть издан в России.
Бальзак разрабатывал элементы детективного жанра во Франции, создав своих героев-сыщиков Корантена и Перада и каторжника Вотрена (прообразом которого был известный парижский преступник, впоследствии ставший полицейским — Видок; он же был прототипом Жана Вальжана в Отверженных Гюго и в Больших надеждах Диккенса). Если в Блеске и нищете куртизанок есть лишь элементы детектива, то Шуаны — это начало шпионского детектива, а Темное дело — уже вполне приличный детективный роман. Можно сказать, что Бальзак первым применил принципы детективного жанра в литературном романе. Есть у Бальзака и повести такого типа (например Красная гостиница).
Понсон де Террайль, другой французский писатель, был когда-то популярен и в России и в Европе. Создал своего криминального злодея Рокамболя, впоследствии тоже ставшего сыщиком и перешедшего на службу добру и закону. Написал массу романов, многие из которых со временем стоит издать в культурно-исторических целях.
Другие предтечи жанра во Франции — Александр Дюма-отец и Эжен Сю (Парижские тайны), а элементы детективного расследования встречаются уже и в Задиге Вольтера.
Андрей Бессмертный-Анзимиров
Фрагмент эссе О детективной литературе