Детектив — жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ века. Основоположники Детектива — Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе. Почему Детектив именно в ХХ веке получил такое распространение? По-видимому, главный элемент Детектива как жанра заключается в наличии в нем главного героя — сыщика, детектива (как правило, частного), который раскрывает (detects) преступление. Главное содержание Детектива составляет, таким образом, поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ века ряд изменений. Истина в аналитической философии не похожа на истину, как ее понимали представители американского прагматизма или французского экзистенциализма.
Соответственно в истории Детектива можно выделить три разновидности. Первой хронологически был аналитический детектив, связанный непосредственно с гениальными умами Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Это английский Детектив — его особенностью было то, что действие могло и чаще всего происходило в одном месте; часто этим местом был кабинет сыщика-аналитика. Действие вообще могло быть редуцировано к аналитическим рассуждениям о методах раскрытия преступления. Главным здесь является сам механизм, позволяющий раскрыть преступление. Предельным выражением был случай, когда персонажи вместе с сыщиком оказываются в ограниченном пространстве (в поезде — Восточный экспресс Агаты Кристи, на яхте — Смерть под парусом Джона Ле Карре 1, в доме, окруженном снежным заносом, — Чисто английское убийство Джеймса Чейза 2). Тогда задача сыщика упрощается — он выбирает преступника из конечного числа индивидов.
Англия недаром страна, в которой (в стенах Кембриджа) родился логический позитивизм. В то время как Шерлок Холмс разрабатывал свой дедуктивно-аксиоматический метод, Бертран Рассел и Альфред Борт Уайтхед строили систему математической логики. Задача у детектива-аналитика и аналитического философа, в сущности, была одна и та же — построить идеальный метод, при помощи которого можно обнаружить истину. Метод здесь важнее, чем результат.
С точки зрения теории характеров и логический позитивист, и сыщик-аналитик представляют собой яркий образец так называемого шизотимного, или аутистического мышления. Сыщик — аутист-интроверт, погруженный в свой мир благодаря своему углубленному, но узкому интеллекту, во всем видящий символы, разгадывающий преступление. Как правило, этический момент в этом субжанре Детектив редуцируется — в предельном случае убийцей оказывается сам сыщик, как в романе Агаты Кристи Убийство Роджера Экройда.
Второй хронологической (1920-е годы) (и практически во всем противоположной первой) разновидностью Детектива был американский жесткий Детектив Дэшила Хэмита. Здесь все не так. Пространство очень часто меняется. Сыщик активно вовлечен в перипетии интриги, он часто действует с помощью пистолета или кулака, иногда его самого избивают до полусмерти. Убийцей в таком Детективе может оказаться кто угодно, вплоть до ближайшего друга, как в романе Д. Хэмита Стеклянный ключ. Поиск истины здесь проводится отнюдь не при помощи дедуктивных аналитических процедур и сама истина оказывается синонимом не справедливости, а хитрости, силы и ловкости ума. Это прагматический Детектив Истина в прагматизме — это организующая форма опыта (формулировка русского философа-прагматиста А. А. Богданова). С характерологической точки зрения это эпилептоидный Детектив: сыщик — напряженно-агрессивный человек атлетического сложения, очень хорошо умеющий ориентироваться в конкретной обстановке.
Теперь, видя, как прочно массовая культура связана с национальным типом философской рефлексии, мы не удивимся, что в третьем (и последнем) типе классического Детектива — французском — господствует идеология экзистенциализма. Сыщик здесь, как правило, совпадает с жертвой, а поиск истины возможен лишь благодаря некоему экзистенциальному выбору, личностно-нравственному перевороту. Классический автор французского экзистенциального Детектива — Себастиан Жапризо, а один из лучших романов — Дама в очках с ружьем в автомобиле. Герой экзистенциального Детектива не блещет ни умом, ни кулаками. Его сила — в его душевной глубине и неординарности, в гибкости, позволяющей ему не только удержаться на поверхности, выжить, но и разгадать загадку, которая кажется мистически непостижимой.
С характерологической точки зрения такой герой — психастеник (см. характерология), реалистический тревожный интроверт, вечно копающийся в прошлом, откуда ему и удается путем мучительных переживаний добыть истину.
В послевоенные годы жанры перемешались. А постмодернизм дал свои образцы Детектива — пародийного, разумеется: и аналитического (Имя розы Умберто Эко), и экзистенциального (Маятник Фуко того же автора), и прагматически-эпилептоидного (Хазарский словарь Милорада Павича).
В современной массовой литературе и кино первое место у Детектива отнял триллер.
Вадим Руднев
Статья Детектив из Словаря культуры XX века