Артур Конан Дойль (1859—1930) сам достоин был стать героем захватывающего приключенческого романа. Как-то он бросил фразу: Если и был Холмс, так это я сам. Через Шерлока Холмса Конан Дойль смог выразить свой протест против однообразия и уныния жизни, свою страсть к деятельности, приключению.
За всю жизнь мою у меня было много приключений. Но самое сильное и удивительное ждет меня теперь, — сказал Конан Дойль перед смертью. Эту же фразу мог произнести и его герой.
Презирая пошлость, деляческий практицизм буржуазной жизни, Конан Дойль ратовал за неоромантизм, но сочетал его с рационализмом своего века. Характерно высказывание Холмса: Чтобы отыскать непонятные явления и необычные ситуации, мы должны обратиться к самой жизни, ибо она была всегда способна на большее, чем любое усилие фантазии. Поэтому его герой одновременно ученый и рыцарь, математическая машина и психолог, рационалист и романтик, враг буржуазного миропорядка и в то же время защитник его. Он покрывает преступников, сам вершит суд, отпускает виновных, отказывает в помощи богатым, помогает беднякам, но это не мешает ему оставаться поборником частной собственности, колониализма. Это, так сказать, его общественное свойство. Не менее любопытны его профессиональные качества, кстати сказать, тесно связанные и с его характером, и с его убеждениями. Научный анализ, дедукция, процесс логических умозаключений, интуиция, основанная на специальных знаниях, умение мыслить синтетически — все это следствие определенного исторического этапа развития буржуазии и соответствовавшего ему уровня культуры и цивилизации. Поэтому так богат интеллектуальный заряд детективных сочинений Конан Дойля, поэтому не угасает интерес к ним и по сей день, а снова и снова возникает в новых уже не только литературных воплощениях.
Конечно же, кинематограф не мог пройти мимо столь привлекательного героя. Первый фильм с Шерлоком Холмсом был снят еще в младенческий период кино — в 1903 году. Произошло это в Америке. Там же в 1905—1907 годах было снято еще четыре фильма с Холмсом. В 1908 году к этому герою обратились итальянцы, в 1910 — немцы, в 1911 — французы, и только в 1914 году был создан первый английский фильм о Великом детективе с Бейкер-стрит. Англичане долго раскачивались, но зато, раскачавшись, начали массовое производство — с 1920 по 1930 год они экранизировали около двадцати рассказов Конан Дойля 1. Писатель еще при жизни успел вступить в контакт с кинематографом. На закате своих дней он написал сценарий Ринг (1927). В настоящее время снято в мире около двухсот Шерлоков, не считая такого же количества подделок типа Шерлок Холмс-младший, Дочь Шерлока Холмса, Наследник Шерлока Холмса и других.
Кино в немалой степени способствовало феноменальной популярности героя. Со всего света до сего дня поступают письма по адресу: Лондон. Бейкер-стрит, 221б, Шерлоку Холмсу. Существуют клубы поклонников Холмса. Количество научных трудов о Холмсе и его создателе, говорят, равно количеству исследований о Шекспире. В разных странах штампуются бесконечные телевизионные серии о Холмсе (первая была показана в Англии в 1950 году). Герой перемещается из повестей Копан Дойля в сочинения других авторов, и в фильме Шерлок Холмс и таинственное оружие (Англия, 1942, режиссер Рой В. Нейл), например, он успешно разоблачает гитлеровскую шпионскую сеть, во главе которой стоит его смертельный враг — Мориарти. В фильме Шерлок Холмс и голос террора (1941) он обнаруживает тайную радиостанцию немцев в Лондоне.
И все же преобладала и преобладает классическая экранизация новелл и повестей Конан Дойля с их викторианским духом, старомодной атмосферой, с героями, характерными для ранней стадий капитализма. В этой традиции Великого Детектива сыгран многими исполнителями. Среди них Эйли Норвуд, Джон Барримор, Клайв Брук, Раймонд Месси, Реджинальд Оуэн, Безил Ретбоун, Питер Ганг, Кристофер Ли, Дуглас Уилмер и другие. В одном из последних фильмов — Частная жизнь Шерлока Холмса, — снятого в Лондоне голливудским режиссером Билли Уайлдером, знаменитого сыщика играет Роберт Стивенс. Фильм Уайлдера так далеко ушел от Конан Дойля, что это вызвало серьезную тревогу в кругах поклонников писателя и его героя. Британское общество друзей Шерлока Холмса официально выступило с протестом против изображения частной жизни Великого Детектива, в том числе его сексуальной жизни. Режиссеру пришлось на специально организованной пресс-конференции заверять всех в своем уважительном отношения к Холмсу, которого он ставит выше Гамлета.
Трудно сказать, почему ни один фильм о Холмсе не стал выдающимся произведением кинематографа. То ли причина кроется в том, что они недостаточно талантливо воплощались на экране, то ли ответ надо искать в литературном характере этих повестей и их героя, проигрывающих при экранизации.
- Эти фильмы-пантомимы вследствие своей немоты едва справлялись с фабулой рассказов, но даже и они требовали большого количества надписей. Все это были лишь опыты создания нового жанра, экранные иллюстрации скорее даже кинокомиксы, а не кинодетективы. ↩