Зловещее наследство

В своем втором романе Зловещее наследство (A New Lease of Death, 1967; был издан в США как Грехи отцовSins of the Fathers, 1970) Рут Ренделл исследует тему, нагоняющую страх с древних времен — об ответственности детей за грехи отцов и о передаче по наследству этих грехов от отцов к детям. Ренделл излагает эту проблему в новаторской интерпретации, грехи предков переходят по наследству не столько благодаря влиянию окружающей среды, а главным образом благодаря генетическому наследству.

Ренделл продолжает знакомить читателя со своим Детективом. В этом романе она заставляет инспектора Уэксфорда вспомнить о своем первом расследовании, убийстве пожилой женщины, которая была забита насмерть топором. Убийца был пойман, арестован и посажен на пятнадцать лет. И вот пятнадцать лет спустя, уже другой человек пытается разобраться прав ли был Уэксфорд в этом деле или в давнем расследовании были допущены промахи.

Писательница старательно представляет нам разные точки зрения на проблему вины, так что даже забывает о традиционном детективном расследовании, поскольку после ряда откровенных исповедей, тайны перед читателем никакой не остается, неизменным остается лишь главный вопрос. Этот прием снижает таинственность и загадочность в романе, но все эти откровенные признания лишь прибавляют реалистичности художественному тексту, перед читателем рисуется картина из событий как в реальной жизни.

Ренделл мастерски дает точные описания страданий, последствий детской травмы, а в описании квартиры вмещается психологический портрет всего среднего класса. Загнанные жизнью мать-алкоголичка и наркозависимая дочь в мизансценах с битой посудой, покрытой липкой грязью или пригоревшим яичным желтком, нестираное постельное белье, прокисшее молоко и пепельница с горой окурков. Писательница доводит читателя до исступления подобными описаниями, словно заставляя искать ответ на вопрос: почему люди выбирают такую жизнь.

Английская писательница в своем творчестве отстаивает точку зрения, что сексуальное напряжение лежит в основе большинства преступлений, и в качестве аргументов приводит сюжеты из своих романов. Но в книгах вопросы о сексе подаются ненавязчиво, не отвлекая читателя от основного вопроса о причинах преступления. Например, в своем первом романе С любовью насмерть, Дун Ренделл рассматривает вопросы о гомосексуализме и лесбиянстве, во втором романе Зловещее наследство сексуальный подтекст скрыт от читателя и прослеживается не насколько явно, поскольку проблема незаконнорожденных детей, остро стояла только в XIX веке. Но и здесь бремя наследственности тяжелым грузом лежащее на плечах молодого поколения не дает возможности реализовать себя, жить с чистого листа, начать новую жизнь.

Рут Ренделл без раскачки вошла в клуб авторов детективов, поднимая самые острые проблемы своего времени. Она нелицеприятно расставляла вопросы, которые требовали ответа. Сегодня, возможно, ряд проблем нам кажутся не столь актуальными, как это было в 60-е и 70-е годы XX века, но ее творчество не оставляет равнодушными большинство читателей, способных глубоко мыслить, не испугавшихся взяться за чтение романов и оказаться лицом к лицу с трудным вопросами.

Оцените статью
Добавить комментарий