На протяжении всей серии детективных романов объединенных сквозными героями — инспектором Уэскфордом и его помощником инспектором Берденом, Рут Ренделл довольно подробно рассказывает о личной жизни обоих расследователей. События из личной жизни полисменов часто выступает как зеркальное отражение происходящего в основной линии сюжета. В романе Если совершено убийство (Murder Being Once Done, 1972) это переплетение сюжета или точнее отражение проступает наиболее ярко.
Инспектор Уэксфорд, едва оправившись от сердечного приступа, вынужден по предписанию врача поправлять здоровье под бдительным оком жены и племянницы, которые своим неусыпным контролем готовы лишить его последних крох своеволия и независимости. Он вынужден жить в доме своего племянника в Челси и терпеть семейную тиранию, необходимую для его полного выздоровления. Ренделл великолепно описывает, как эти строжайшие правила приводят к ощущению беспомощности и глубокому чувству своей бесполезности и неуместности. Маниакальное лечение доводит инспектора до сумасшествия и он даже в какой-то момент начинает представлять потенциального убийцу в образе своих врачей-мучителей.
Роман полон великолепных описаний и городских пейзажей лондонского района Челси, а топография города используется писательницей для иллюстрации своих идей. Она также проводит броские параллели между богатым районом и местами преступления, где на несколько миль протянулись трухлявые террасы. На фоне этих жалких лачуг разворачивается настоящая Трехгрошовая опера. Драма описывает поддавшихся религиозному внушению маньяка и садиста женщин, порабощенных не только духовно, но и физически, готовых выполнить любые требования своего владыки, вплоть до полного ухода из мира. Эта симфония неволи и порока звучит до тех пор, пока полиция не находит тело убитой молодой женщины, бывшего члена этого религиозного культа.
Все это неистовство порабощения является контрапунктом к описаниям освобождающегося от медицинской и лечебной зависимости инспектора Уэксфорда. Великолепное психологическое исследование культа и религиозной зависимости в этом детективе, благодаря своей второй линии, позволяет расширить горизонт интерпретации. Лечение инспектора словно, указывает на то, как любое естественное желание защищать или воспитывать может в любой момент перерасти и превратиться в желание контролировать и указывать, а затем убивать непокорных. Намеренно или нет, любой контроль обычно грозит не удержаться в пределах добрых намерений. Родительская любовь или ее гротескное извращение, разрушительный страх утратить эту роль приводят некоторых персонажей романа к непоправимым поступкам.
Рут Ренделл также проводит великолепную параллель между расследованием инспектора и Утопией Томаса Мора, а идеальное общество, описанное в книге, становится лейтмотивом всего романа. Писательница показывает, что существование утопического общества невозможно, развенчивая этот призрачный миф туманной дымкой проносящийся над сюжетом.
Уэксфорд отчаянно пытается вернуть к себе уважение коллег, поэтому вынужден на первых порах вести расследование тайным образом, чтобы в итоге присоединиться к официальным дознавателям. Циничные и лощенные офицеры полиции из столицы, обзывают его деревенщиной, за его просчеты и унизительные поражения, но благодаря упрямству и настойчивости, способности инспектора признавать свои ошибки, преступление оказывается раскрытым. А инспектор возвращается к уверенности, что может работать день и ночь, в умеренных количествах пить виски и бегать в поисках подозреваемых в любое время дня и ночи.
Невероятно сложный по замыслу и великолепно исполненный детективный роман по праву принадлежит лучшим работам английской королевы криминального романа.