Мистификация и преступление

Французский детектив представлен повестью В заколдованном лесу, написанной двумя авторами, признанными мэтрами жанра — Пьером Буало (Pierre Boileau) и Тома Нарсежаком (Thomas Narcejac). Встретившись однажды в 1948 году, они поняли, что имеют достаточно много общего для того, чтобы писать вместе. Так появился во Франции новый автор детективных произведений — Буало-Нарсежак.

Произведения Буало-Нарсежака хорошо известны русским читателям. На русский язык были переведены большинство их детективных романов. Что наиболее характерно для творчества этих писателей? Известный критик Юрий Уваров совершенно справедливо замечает, что в их произведениях воздвигается сложная инженерия лжи, куда входят и показанное читателям в начале книги убийство, и таинственные, непостижимые, страшные события и обстоятельства, с которыми сталкивается герой романа. Все это в целом является как бы подготовкой к медленному, постепенному свершению еще более утонченного и беспощадного преступления, чем то, что было показано вначале. И это действительно так.

В повести В заколдованном лесу читатель сталкивается с изощренной преступной мистификацией, призванной лишить героя рассудка. Практически до самой развязки событий он так и остается в неведении насчет истинных мотивов разыгранной перед его глазами кровавой драмы в замке. Более того, все настолько пронизано какими-то мистическими, иррациональными мотивами, что заставляет на время забыть, что перед нами детектив, и вспомнить о пресловутом черном романе с его нагромождением ужасов и загадок. И тем не менее, финал, чисто детективный, все расставляет на свои места и развеивает мистические покровы сюжета. Интеллект и интуиция героев позволяют распутать таинственный клубок давних событий.

Произведения Буало-Нарсежака двинули развитие детективного жанра еще на одну ступень вверх. Традиционные мотивы преступления — корысть и алчность — под их пером приобрели довольно усложненную форму, как, наверное, усложнились и сама психология преступника, и способы, к которым он прибегает, чтобы уйти от наказания. Французские писатели стали свидетелями страшного процесса обесценивания человеческой личности, падения многих моральных заповедей, сдерживавших стремление к наживе. Вот отчего раскрывается на страницах их книг изощреннейшая технология совершения преступлений, а сюжетная интрига приобретает характер запутанного ребуса.

Социально-критический характер прозы Буало-Нарсежака, вкупе с замысловатой игрой фантазии и интеллекта, делают произведения этих авторов любимыми у многих почитателей детективной литературы.

Как мы видим, в этой книге собраны довольно разнообразные произведения жанра, которые, хоть и не исчерпывающе полно, но — характеризуют некоторые основные направления в развитии зарубежного детектива XX века. Хотелось бы, чтобы сборник не только расширил представления советских читателей о многокрасочной палитре жанра детективной литературы, о разнообразии путей его развития, не только добавил новые штрихи к облику знакомых и малоизвестных авторов, но и дал бы пищу для серьезных размышлении о времени, в котором мы живем.

Николай Локтев

Оцените статью
Добавить комментарий