Деянов Александр Иванович — беллетрист, прозаик, журналист, автор популярных среди питерских читателей детективных романов.
Александр Иванович Деянов. Биография
Александр Иванович Деянов (возможно Делянов) родился 18 (6) августа 1862 года в Петербурге. Происхождением был из мещан.
Согласно свидетельству (1884), выданному Деянову Николаевским кадетским корпусом, был прикомандирован в том же году в Николаевское кавалерийское училище. В 1886 году выпущен хорунжим в 1-й конный полк Забайкальского казачьего войска (служил в Забайкалье, Туркестане и на Кавказе).
Первая публикация — стихи в журнале «Стрекоза»1. В 1887-88 годы в журнале «Досуг и дело» публиковал рассказы, основанные на наблюдениях, полученных во время службы; они составили книгу «Повести и рассказы из народного быта» (СПб., 1889).
В 1888 вышел в отставку в чине корнета и стал сотрудником и секретарем редакции газеты «Гражданин» и журнала «Воскресенье», где печатал фельетоны, очерки и рассказы.
В 1893 поступил в Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов младшим помощником столоначальника, с 1894 столоначальник, с 1895 по прошению уволен от должности с производством в титулярные советники, оставаясь до 1900 причисленным к департаменту (без жалования).
В 1894 ушел из «Гражданина», публиковался в газете «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Сын отечества», «Петербургская газета», а с 1896 стал постоянным сотрудником «Петербургского листка».
В 1901 активно сотрудничал также в газете «Русское слово» (в том числе опубликовал роман «Мужья и жены»,2 и автобиографический рассказ «Злой дух»,3 — о газетном литераторе-поденщике).
О творчестве
Для Деянова характерна «многоликость», выражавшаяся в большом числе «масок». В «Петербургском листке» под псевдоним Меланхолик публиковал ежедневные фельетоны — наблюдения над повседневной жизнью разочарованного интеллигента; под псевдонимом Капитан Буянов — воскресные фельетоны, в которых события излагаются с точки зрения недалекого и косноязычного солдафона.
Вот как описывает Деянова И. Лазаревский в письме Э. Голлербаху:
«Вспомнилась одна фигура из… «Давыдкинского круга» – поэт Деянов. Дни, вечера и ночи он проводил в отдельном кабинете, грязном и вонючем, этого дешевого трактирчика. Сотрудник «Петербургского листка» – влиятельнейшей газеты для громадного числа петербуржцев – мелкого купечества и чиновничества, мещанства и состоятельного класса ремесленников, он вел еженедельный рифмованный воскресный фельетон. Кроме того, он писал театральные рецензии, причем писал собственно не он сам, а ему в трактир администраторы театров, типа фарсов и опереток, приносили готовые заметки плюс приложения более или менее значительного денежного порядка. По тогдашнему времени суммы эти были не мелкие, и все они, вместе с гонорарами, пропивались у Давыдки, а жена с детьми побиралась крохами, вырванными буквально силой.
А талант у Деянова, поэтический талант, был несомненно, и при иных условиях из этого полупьяного циника вышел бы далеко не заурядный поэт. Он был остроумен, злобно, метко и остро остроумен, его, как огня, боялись даже в условиях тогдашней «бесцензурной цензуры»; Деянов это отлично знал и немало злоупотреблял также по линии получения всяческих даяний, на что охотно шли многие и многие из затрагиваемых им, лишь бы не попасть на страницы «Листка» в очередном деяновском фельетоне под более или менее прозрачными намеками.
Как-то однажды… Деянов в моем присутствии читал отрывок из какой-то своей поэмы, и мы все были поражены… силой, напряженностью, красотой звукового выражения, неожиданностью ритмического построения, свободой и музыкальностью его стиха. Я помню, как на него буквально набросились… с требованием бросить подлую халтуру и работать над собой. Из этих увещеваний никакого толку не получилось, и Деянов не вырвался из того болота, в которое его засосала мелкобуржуазная богема»
Детективные романы Деянова
Под псевдонимами А. Д. Янов и С. Нарский — стилизованные под традиционную газетную продукцию «уголовные» романы, выделявшиеся на фоне рядовых образцов этого жанра большей литературностью, а также включением элементов автопародирования, — «Из-за денег»4, «Директор-Прошка» 5, «Под гнетом раскола»6, «Падчерица» 7, «Горюны» 8, «Железнодорожные громилы»9, «На каторгу»10, «Золотые мухи»11 и другие.
По свидетельству Ю. [Д.] Белова, у Деянова в Петербурге был очень большой круг читателей и поклонников12. Под фамилией Деянов опубликовал в журнале «Театр и искусство» (1897-99) и «Искры» (1903) цикл рассказов (частично вошли в его последнюю книгу «Рассказы», СПб., 1910), отмеченных «сверкающей радостью жизни и грациозной легкостью» (Кугель А. Р., Листья с дерева, Л., 1926, с. 29).
Вот как описывает его Кугель:
«Он был молодой казачий офицер, кажется, служил где-то в Приамурье, вышел в отставку и стал сотрудником в «Гражданине». Писал он повести, а главным образом маленькие рассказы, отмеченные сверкающей радостью жизни и грациозной легкостью. Много таких рассказов Деянов напечатал даром (или почти даром) в «Театре и Искусстве». Это были истории маленьких хористок с большими испуганными глазами, влюбленных в блестящих офицеров или актеров с «роковым взглядом», повестушки о наивных молодых людях, попадавших в сети опытных кокоток, о пьяных басах из семинаристов, о дачных спектаклях, в которых незримо закладывалось зерно жизненной трагедии. Все очень, быть может, простенькое, незатейливое, но залитое поэзией и чувством природы. Никто не издавал этих рассказов отдельным сборником. Не знаю, остались ли у Деянова близкие. Он сошел в могилу, известный только ограниченному кругу журналистов, с которыми работал в мелкой прессе, да нескольким десяткам актеров, потому что писал рецензии. В вертепах журналистики, где он работал, он сохранил облик порядочности, неподкупной честности и независимости. Разумеется, он пил. Преимущественно пил» (А. Кугель. Листья с дерева).
Александр Иванович Деянов скончался 12 (29.9) октября 1903 в Петербурге.
В основе биографии лежит статья А. И. Рейтблата из Библиографического словаря: Русские писатели 1800-1917.