Капитолина Назарьева

Капитолина Назарьева

Назарьева Капитолина Валериановна (урожденная Манкошева; 6(18). 10.1847, Петербург — 13(26). 12.1900, там же; похоронена на Волковом кладбище), прозаик, драматург, публицистка.

Капитолина Назарьева. Биография

Капитолина Назарьева происходила из старинного дворянского рода. Отец — капитан, помещик Лужского управления Петербургской губернии. Получила домашнее образование. По другим сведениям, Назарьева — малообразованная дочь мелкого чиновника1. В 1867 держала экзамен на звание домашней учительницы в Петербургском университете. Давала частные уроки, открыла свою школу, преподавала в воскресных шкалах. В 1868 вышла замуж за В. Н. Назарьева, которому она во многом обязана своим образованием; в 1874 брак был расторгнут из-за прелюбодеяния Назарьевой. В дальнейшем она вынуждена была содержать четырех (внебрачных) детей на литературные заработки: переводы и компиляции, редакционная работа в петербургских издательствах (И. М. Хана и других.).

О творчестве

Литературный дебют Назарьевой — повесть «Специалист (Страница из женской жизни)»2, рисующая скандальные перипетии бракоразводного процесса. Вспоминая первый опыт Назарьевой обнаруживший ее тяготение к злободневным проблемам семьи и брака, к протокольной очерковости стиля, П. В. Быков оценил его как «вещь художественную и талантливую».

В 80-е годы Назарьева сотрудничала как фельетонист в журналах «Осколки» (1881—83), «Отголоски» (1881), «Дело» (1883, 1886), «Наблюдатель» (1883—95), «Всемирная иллюстрация» (1883—85), «Иллюстрированный мир» (1884), «Модный свет» (1884—87) и другие, подписываясь псевдонимами Л. Ошво, Вера Зан, К. Елизаров, Альберт, Н. Калина, Энель. Подробнее о вступлении Назарьевой в литературу см. «Первые шаги. Из воспоминаний писательницы (1872—1892)». Исключительно плодовитая, с широким диапазоном тем. Назарьева пробует себя в самых разных жанрах — от подписи к рисункам и гор. хроники до фельетона и святочного рассказа.

Криминальные романы

Романы и повести Назарьевой «Кривой дорогой» («Гражданин», 1883, литературное приложение, № 7—10), «В когтях нищеты» (СПб., 1884), «Из огня, да в полымя» (СПб., 1884), «Тревожное счастье» («Набл.», 1884, № 2—4), «Скорбный путь» (СПб., 1885) отмечены типичными для «дамской» литературы шаблонностью описаний, отсутствием психологизма. Однако среди писательниц-современниц (М. В. Крестовская, О. А. Шапир) Назарьева выделялась оригинальной темой, проблематикой, мастерством рассказчицы. Используя опыт своей пятилетней службы в «Судебном вестнике» (70-е годы), она вслед за А. А. Шкляревским избирает материалом для романов сенсационные криминальные сюжеты, часто имевшие под собой реальные происшествия, легко угадываемые читателями (например, процесс Имшенецкого в ром. «Скорбный путь»; см. речь Н. П. Карабчевского на этом процессе в кн.: Судебные речи известных русских юристов, М.. 1958, с. 358—77). Преимущественное внимание Назарьевой уделяет созданию увлекательной детективной фабулы, способной заинтересовать читателя «совершенно независимо от индивидуальных особенностей, которыми обладают действующие лица» (Чуйко В., Современные женщины-писательницы.). Критика, в основном благосклонная к Назарьевой, находила в ее книгах «беллетристический талант», «хороший литературный язык», «общественное значение», «неожиданные перипетии и сильные ощущения», умение «пользоваться всякой подробностью». Наибольший интерес среди первых романов вызвал «Скорбный путь», в котором Назарьевой пытается раскрыть внутренние причины распада семьи, а также выводит новый (для себя) тип героини (отразивший шестидесятнические симпатии писательницы) — «передовую» девушку, предпочитающую долг чувству, чтение и труд — мелочным интересам окружающей ее обывательской среды. Роман получил разноречивые отклики: от саркастических до вполне положительных.

Мастерица беллетристики

Став «истинной беллетристических дел мастерицей», Назарьева использует традиционные художественные приемы в драматургии, перенося на сцену собственные романные сюжеты (например, драма «Тревожное счастье», СПб., 1889; постановка театра Е. Н. Горевой. 1889, — из одноименного романа) или создавая оригинальные (первая ее пьеса — «Два полюса», СПб., 1889; постановка театр Горевой, 1889). Драматические произведения, унаследовавшие и достоинства, и художественные промахи ее прозы, были сценичны, остросюжетны и успешно ставились в театре Корша, в частном петербургском театре, игравшем в зале А. И. Павловой, и других. В книге избранных пьес Назарьевой «Драмы и комедии» (СПб., 1895) анонимный рецензент видел положительный момент в освещении «новых уголков жизни», отмечая вместе с тем присущие автору психологический схематизм и «элементарность красок».

Постоянно материально стесненная, Назарьева неутомимо трудится, создавая себе литературное имя (более 50 романов за 20 лет — в приложениях к «Свету», «Лучу», «Родине»). Сочетание остросюжетности и мелодраматизма, неизменно повторяющихся, но живых и хорошо знакомых читателю современных типов создавало популярность произведений Назарьевой, чутко откликавшейся на запросы публики. В конце 80-х — начале 90-х годов «она была на вершине своего успеха, ее драмы ставились на сцене, ее бульварные романы… расходились в тысячах экземпляров в провинции. Это ее и погубило: умная, добрая и отзывчивая, она вдруг сделалась надменной, начала нестерпимо важничать» (Дмитриева В. И., Так было). Среди ее знакомых — К. М. Фофанов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. А. Лейкин, А. П. Чехов. Однако признанные авторитеты свысока смотрели на популярную «много-писательницу»: имя ее связывалось с представлением о коммерческой литературной поденщине. Н. —  «писательница слабая, наполовину черпающая свои сюжеты не из жизни, а из иностранных романов и повестей». Чехов, разделявший такое мнение, берется тем не менее пересылать книги Назарьевой в Таганрогскую публичную библиотеку, чем приобретает пылкую признательность писательницы.

Лучшее произведение Назарьевой — роман «Дорогой ценой» (СПб., 1898; был переведен на немецкий язык), в центре повествования которого душевная драма героини, женщины-врача, выбирающей между личным счастьем и независимостью, завоеванной ценой великих усилий и жертв. Поднимая вопрос о свободе и семейном долге женщины, автор сводит роман к радикально феминистским выводам. Однако для персонажей, внутренний мир которых изображен очень убедительно, проблема остается болезненной и открытой. Критика в целом сочувственно отнеслась к этому произведению (А. М. Скабичевский), находя в нем положительное влияние публицистики Назарьевой.

Газетная публицистика становится главным делом Назарьевой с середины 90-х годов. С 1896 и до конца жизни под псевдонимом Н. Левин она практически ежедневно помешает в газетах «Сын отечества», «Биржевые ведомости», «Северный курьер» (а также периодически — в «Приднепровском крае», «Новостях дня» и др.) небольшие статьи, привлекавшие обществ, внимание к конкретным проблемам российской действительности (социальная адаптация «людей дна», нужды провинции, потребности полиграфистов и женщин-врачей).

Избранная библиография

Романы и повести

Никулина К. [Назарьева К. В.] Специалист (Страница из женской жизни), 1879

Из огня да в полымя: Роман, 1883

Кривой дорогой: Роман в 2-х ч., 1883

Тревожное счастье: Роман, 1884

В когтях нищеты: Уголов. роман из рус. жизни в 2-х ч., 1885

Скорбный путь: Роман в 2-х ч. СПб., 1885

Напрасные ожидания: Повесть, 1886

Опасные люди: Повесть, 1886

Безправная: Повесть, 1886

Страшная месть. Роман, 1887

Панова И. [Назарьева К. В.] Чужая вина: Роман в 3-х ч., 1888

Расплата: Повесть, 1888

Из-за миллиона, 1888

Черный витязь, 1889

Над пропастью: Повесть, 1889

Мертвая зыбь: Роман, 1889

В тисках; Опасные люди; Две правды: Роман: [Повести]. СПб., 1889

Брак, каких мало: Роман, 1889

Елизаров К. [Назарьева К. В.] Золотые горы: Роман из современной жизни. СПб., 1889

Столичные туманы: Роман. СПб., 1899

Елизаров К. [Назарьева К. В.] Рыцарь тьмы: Роман. СПб., 1889

Чортово гнездо: Роман в 2-х ч., 1890

Отец, 1890

Панова И. [Назарьева К. В.] Опекун: Роман в 2-х ч., 1890

Стоянов Марк [Назарьева К. В.] Развенчанная королева: Роман из современной сербской придворной жизни в 2-х ч., 1890

Актриса: Повесть, 1890

Бубновый король: Роман в 2-х ч., 1890

Каждому свое. Повесть, 1890

Мертвая голова, 1890

Искушение, 1890

Любитель искусств: Роман, 1891

Жемчужное ожерелье: Роман в 2-х ч., 1891

Волк в овечьей шкуре. Роман, 1891

Туз червей, 1891

Коршуны, 1891

Старая мыза: Роман. СПб., 1892

Во имя долга: [Скорбный путь]: Роман в 2-х ч., 1892

Ораторы: Роман, 1892

Львица, 1892

Око за око, 1892

Под влиянием аффекта: Повесть, 1893

Надорванные силы, 1893

Легкие деньги: Роман в 2-х ч., 1893

Мститель: Роман: (Из соврем. жизни), 1894

Жертва иллюзии: Роман, 1894

В оковах любви: Роман в 2-х ч., 1895

Круговая порука: Роман в 2-х ч., 1895

Елизаров А. [Назарьева К. В.] Загадочное дело. Повесть, 1895

Круговорот: Роман в 2-х ч., 1896

Жертва за жертву: Новый роман: В 2-х ч., 1896

Любовные цепи, 1896

В цепях: Роман. СПб., 1897

Голос крови: Роман из соврем. жизни / Трагическая развязка: Роман Поля Бурже; [Пер. К. Карелина], 1897

Тайна старого дуба, 1897

По наклонной плоскости: Роман в 2-х ч., 1897

Мелочи жизни: Рассказы. СПб., 1898

Любовь: Роман; Без любви: Повесть; Ракитинская история: Рассказ. СПб., 1898

Дорогой ценой: Роман. СПб., 1898

Золотое руно: Роман: Из современной жизни: В 3 ч. / Невеста короля: Роман Вальтера Безанта: Пер. с англ. [A fountain Sealet], 1899

Гордая воля: Роман, 1901

Будуарная интрига: Посмертный роман в 2-х ч.: Начало // В кн. В. И. Немировича-Данченко: Нежданно-негаданно! СПб., 1901

Потомки титанов. Исторический роман из эпохи Екатерины Великой, 1902

Драматургия

Два полюса (Опасные люди): Драма в 4-х актах. СПб., 1889

Тревожное счастье: Драма (в 4 д. и 5 карт.). СПб., 1889

Жизнь-битва: Воронье гнездо: Пьеса в 4-х д. М., 1890

Чужая: Драма в 4 д. СПб., 1890

Сокровище: Драма в 5 д. и 6 карт. М., 1891

Панова Ив. [Назарьева К. В.] Ураган: Сценка-монолог: Сюжет заимствован. СПб., 1891

Безпомощная (Эскиз) в 3-х ч., 1892

Мелок (Театральные эскизы) в 2-х ч., 1892

Дебютантка (Эскиз из театральной жизни) в 3-х ч., 1892

Правда: Пьеса в 4-х актах. М., 1892

Драмы и комедии. СПб., 1895

Со злости: Комедия в 1 акте: (Сюжет заимствован). М., 1896

Над бездной: [Сюжет заимствован]: Комедия в 3-х актах. СПб., 1902

Прощение: Драм. этюд в 1 акте. СПб., 1903

Рассказы

Не судьба, 1881

Недоразумение, 1881

Сорвалось, 1889

Букет фиалок, 1889

Воскресение счастья, 1892

Наш садик: Рассказы для детей: С хромолит. картинками Э. Гардинг и политипажами в тексте. СПб., М., 1906

Публицистика

Ада Кристен, 1881

К. Н. [Назарьева К. В.] Очерки иностранной жизни, 1881

Каэн [Назарьева К. В.] Очерки иностранной жизни , 1881

Из жизни: Очерк, 1881

К рисункам, 1881

Очерки иностранной жизни, 1881

Прием шведских послов царем Алексеем Михайловичем в Москве, в 1674 г., 1881

Томас Карлейль, 1881

Трещина: Очерк, 1881

Мечты и жизнь: Очерк, 1883

Л-в-н Н. [Назарьева К. В.] Лечебное заведение для чахоточных в Герберсдофе доктора Г. Бремера, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Телефонная станция в С.-Петербурге, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Гибель парохода «Дафна», 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Землетрясение на острове Иския, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Калиостро в Вене, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Лагерный сбор под Красным Селом, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Новая ратуша в Вене и историческая выставка, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Последние минуты графа Шамбора, 1883

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы (Осмотр санитарною полицею перед праздниками рынка на Сенной площади в С.-Петербурге), 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Пикник с приключением, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Новинки в цирке Чинизелли, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Зоологический сад в С.-Петербурге, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Из жизни русского актера в провинции, 1884

Левин [Назарьева К. В.] Фераморс, 1884

Ле-нъ Н. [Назарьева К. В.] Маргарита Югальд, 1884

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы (Крейсер «Африка» и колесный пароходофрегат «Олаф» у Николаевского моста в С.-Петербурге), 1884

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы, 1884

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Русские виды, сцены и типы, 1884

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Сад «Аркадия» близ С.-Петербурга, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Бал 29-го января, Подданный французской колонией в дворянском собрании, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Число тринадцать, 1884

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Энрико Тамберлик, 1884

Н. К. [Назарьева К. В.] Без названия, 1884

Н. К. [Назарьева К. В.] Богатая добыча: (к рисунку Н. Н. Каразина), 1884

Леви Н. [Назарьева К. В.] Электротехника (в 2-х ч.), 1885

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Брак по приличию, 1885

Ле-н Н. [Назарьева К. В.] У кассы Мариинского театра перед закрытием итальянской оперы, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] В прихожей, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Домашняя война, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Дядюшкины рекруты, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Загулял, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Из окрестностей Вены, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Костюмированный бал французской колонии в С.-Петербурге, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Переполох на петербургской бирже, 1885

Л-н Н. [Назарьева К. В.] Хор испанских студентов в С.-Петербурге, 1885

Н. К. [Назарьева К. В.] Охота на кабанов в средней Азии, 1885

Н. К. [Назарьева К. В.] Угон верблюжьего табуна (к рисунку), 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] «Потешный сад – Кинь-грусть» близ Петербурга, 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] Африканский Ермак, 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] В затопленном лесу (набросок), 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] Выставка в Антверпене, 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] На станции, 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] Понесли!.., 1885

Н. Л. [Назарьева К. В.] Преследование, 1885

Н.-Л-н [Назарьева К. В.] Старый рыбак, 1885

Волк в овечьей шкуре: Очерк, 1887

Папиросница (из типов женского пролетариата): Очерк, 1889

Первые шаги. Из воспоминаний писательницы. (1872–1892 гг.), 1900

Порыв: Эскизы и очерки. СПб., 1891

Переводы

Самаров Г. Без вести пропавший: Роман в 4-х т. / Г. Самаров; Пер. с нем. К. В. Назарьевой. СПб.: И. Л. Тузов, 1879. 512 с.

Гартенбах Е. Искусство приобрести превосходную память: Руководство, сост. по опыту и помогающее удерживать в памяти все слыш., виден. и прочит.: С прил. разнообр. способов запоминания: Для всех возрастов и положений / Е. Гартенбах; Пер. с 13-го доп. изд. К. В. Назарьевой. СПб., 1880. 175 с.

Риеке Г. А. Открытие Америки Христофором Колумбом: Книга для юношества / Г. А. Риеке; Пер. с нем. К. В. Назарьевой. СПб., 1880

Оллендорф Г. Г. Новая метода выучиться правильно читать, писать и говорить на немецком языке в продолжение 6-ти месяцев, 1881

Гартенбах Е. Искусство приобрести превосходную память: Руководство, сост. по опыту и помогающее удерживать в памяти все слыш., виден. и прочит.: С прил. разнообр. способов запоминания: Для всех возрастов и положений / Е. Гартенбах; Пер. с 13-го доп. изд. К. В. Назарьевой. 2-е изд. СПб.: Тип. Дома призрения малолетн. бедн., 1890. 174 с.

  1. см.: Авдонин А., Краснов Н., В. Н. Назарьев и просвещение чувашей. — «Дружба» (Чебоксары). 1983, № 2, с. 266
  2. Под псевдонимом К. Никулина
Оцените статью
Добавить комментарий