Назарьева Капитолина Валериановна (урожденная Манкошева; 6(18). 10.1847, Петербург — 13(26). 12.1900, там же; похоронена на Волковом кладбище), прозаик, драматург, публицистка.
Капитолина Назарьева. Биография
Капитолина Назарьева происходила из старинного дворянского рода. Отец — капитан, помещик Лужского управления Петербургской губернии. Получила домашнее образование. По другим сведениям, Назарьева — малообразованная дочь мелкого чиновника1. В 1867 держала экзамен на звание домашней учительницы в Петербургском университете. Давала частные уроки, открыла свою школу, преподавала в воскресных шкалах. В 1868 вышла замуж за В. Н. Назарьева, которому она во многом обязана своим образованием; в 1874 брак был расторгнут из-за прелюбодеяния Назарьевой. В дальнейшем она вынуждена была содержать четырех (внебрачных) детей на литературные заработки: переводы и компиляции, редакционная работа в петербургских издательствах (И. М. Хана и др.).
О творчестве
Литературный дебют Назарьевой — повесть «Специалист (Страница из женской жизни)»2, рисующая скандальные перипетии бракоразводного процесса. Вспоминая первый опыт Назарьевой обнаруживший ее тяготение к злободневным проблемам семьи и брака, к протокольной очерковости стиля, П. В. Быков оценил его как «вещь художественную и талантливую»3.
В 80-е годы Назарьева сотрудничала как фельетонист в журналах «Осколки» (1881—83), «Отголоски» (1881), «Дело» (1883, 1886), «Наблюдатель» (1883—95), «Всемирная иллюстрация» (1883—85), «Иллюстрированный мир» (1884), «Модный свет» (1884—87) и другие, подписываясь псевдонимами Л. Ошво, Вера Зан, К. Елизаров, Альберт, Н. Калина, Энель (см. также: Масанов). Подробнее о вступлении Назарьевой в литературу см. «Первые шаги. Из воспоминаний писательницы (1872—1892)»4. Исключительно плодовитая, с широким диапазоном тем. Назарьева пробует себя в самых разных жанрах — от подписи к рисункам и гор. хроники до фельетона и святочного рассказа.
Криминальные романы
Романы и повести Назарьевой «Кривой дорогой» («Гражданин», 1883, литературное приложение, № 7—10), «В когтях нищеты» (СПб., 1884), «Из огня, да в полымя» (СПб., 1884), «Тревожное счастье» («Набл.», 1884, № 2—4), «Скорбный путь» (СПб., 1885) отмечены типичными для «дамской» литературы шаблонностью описаний, отсутствием психологизма. Однако среди писательниц-современниц (М. В. Крестовская, О. А. Шапир) Назарьева выделялась оригинальной темой, проблематикой, мастерством рассказчицы. Используя опыт своей пятилетней службы в «Судебном вестнике» (70-е годы), она вслед за А. А. Шкляревским избирает материалом для романов сенсационные криминальные сюжеты, часто имевшие под собой реальные происшествия, легко угадываемые читателями (например, процесс Имшенецкого в ром. «Скорбный путь»; см. речь Н. П. Карабчевского на этом процессе в кн.: Судебные речи известных русских юристов, М.. 1958, с. 358—77). Преимущественное внимание Назарьевой уделяет созданию увлекательной детективной фабулы, способной заинтересовать читателя «совершенно независимо от индивидуальных особенностей, которыми обладают действующие лица» (Чуйко В., Современные женщины-писательницы.5). Критика, в основном благосклонная к Назарьевой, находила в ее книгах «беллетристический талант»6, «хороший литературный язык», «общественное значение»7, «неожиданные перипетии и сильные ощущения»8, умение «пользоваться всякой подробностью»9. Наибольший интерес среди первых романов вызвал «Скорбный путь», в котором Назарьевой пытается раскрыть внутренние причины распада семьи, а также выводит новый (для себя) тип героини (отразивший шестидесятнические симпатии писательницы) — «передовую» девушку, предпочитающую долг чувству, чтение и труд — мелочным интересам окружающей ее обывательской среды. Роман получил разноречивые отклики: от саркастических10 до вполне положительных11.
Мастерица беллетристики
Став «истинной беллетристических дел мастерицей»12, Назарьева использует традиционные художественные приемы в драматургии, перенося на сцену собственные романные сюжеты (например, драма «Тревожное счастье», СПб., 1889; постановка театра Е. Н. Горевой. 1889, — из одноименного романа) или создавая оригинальные (первая ее пьеса — «Два полюса», СПб., 1889; постановка театр Горевой, 1889). Драматические произведения, унаследовавшие и достоинства, и художественные промахи ее прозы, были сценичны, остросюжетны и успешно ставились в театре Корша, в частном петербургском театре, игравшем в зале А. И. Павловой, и других. В книге избранных пьес Назарьевой «Драмы и комедии» (СПб., 1895) анонимный рецензент видел положительный момент в освещении «новых уголков жизни», отмечая вместе с тем присущие автору психологический схематизм и «элементарность красок»13.
Постоянно материально стесненная, Назарьева неутомимо трудится, создавая себе литературное имя (более 50 романов за 20 лет — в приложениях к «Свету». «Лучу», «Родине»). Сочетание остросюжетности и мелодраматизма, неизменно повторяющихся, но живых и хорошо знакомых читателю современных типов создавало популярность произведений Назарьевой, чутко откликавшейся на запросы публики. В конце 80-х — начале 90-х годов «она была на вершине своего успеха, ее драмы ставились на сцене, ее бульварные романы… расходились в тысячах экземпляров в провинции. Это ее и погубило: умная, добрая и отзывчивая, она вдруг сделалась надменной, начала нестерпимо важничать» (Дмитриева В. И., Так было. М.—Л., 1930. с. 274). Среди ее знакомых — К. М. Фофанов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. А. Лейкин, А. П. Чехов. Однако признанные авторитеты свысока смотрели на популярную «многописательницу»14: имя ее связывалось с представлением о коммерческой литературной поденшине15. Н. — «писательница слабая, наполовину черпающая свои сюжеты не из жизни, а из иностранных романов и повестей»16. Чехов, разделявший такое мнение, берется тем не менее пересылать книги Назарьевой в Таганрогскую публичную библиотеку, чем приобретает пылкую признательность писательницы.
Лучшее произведение Назарьевой — роман «Дорогой ценой» (СПб., 1898; был переведен на немецкий язык), в центре повествования которого душевная драма героини, женщины-врача, выбирающей между личным счастьем и независимостью, завоеванной ценой великих усилий и жертв. Поднимая вопрос о свободе и семейном долге женщины, автор сводит роман к радикально феминистским выводам. Однако для персонажей, внутренний мир которых изображен очень убедительно, проблема остается болезненной и открытой. Критика в целом сочувственно отнеслась к этому произведению (А. М. Скабичевский17), находя в нем положительное влияние публицистики Назарьевой18.
Газетная публицистика становится главным делом Назарьевой с середины 90-х годов. С 1896 и до конца жизни под псевдонимом Н. Левин она практически ежедневно помешает в газетах «Сын отечества», «Биржевые ведомости», «Северный курьер» (а также периодически — в «Приднепровском крае», «Новостях дня» и др.) небольшие статьи, привлекавшие обществ, внимание к конкретным проблемам российской действительности (социальная адаптация «людей дна», нужды провинции, потребности полиграфистов и женщин-врачей).
Другие произведения
«Чужая вина» (СПб., 1888), «Развенчанная королева» (СПб., 1890), «Над пропастью» (СПб., 1889, 1890), «В тисках. Опасные люди. Две правды» (СПб., 1889), «Брак, каких мало» (СПб., 1890), «Чертово гнездо» (СПб., 1890), «Порыв». Эскизы и очерки (СПб., 1891, 1898), «Со злости» (М., 1896), «Мелочи жизни» (сборник рассказов) (СПб., 1898), «Личное счастье» («Родина», 1901, № 1), «Потомки титанов» (СПб., 1902), «Наш садик». Рассказы для детей (СПб., 1906), критические статьи («Литературные вечера «Нового мира»», 1899, № 1, 3, 12; 1900, № 1—5, 8, 11).
- см.: Авдонин А., Краснов Н., В. Н. Назарьев и просвещение чувашей. — «Дружба» (Чебоксары). 1983, № 2, с. 266 ↩
- BE, 1879, № 1, подпись К. Никулина ↩
- БВед, 1900, 15 дек. ↩
- «Вестник всемирной истории», 1900, № 9; подпись К. В. Н.; эти воспоминания атрибутированы ей в некрологе: БВед, 1900, 15 дек. ↩
- «Наблюдатель», 1889, № 4, с. 41 ↩
- «Новь», 1884, № 3, с. 187 ↩
- РМ, 1886, № 2, с. 73, 76 ↩
- «Набл.», 1884, № 11, 2 паг., с. 59 ↩
- Чуйко. с. 44 ↩
- СВ, 1886, № 3, с. 178 ↩
- РМ, 1886, № 2; см. также: Ф. Змиев — «Новь», 1886, № 5, с. 105; там же, № 6. с. 335 ↩
- НВ, 1894, 6 апр. ↩
- НВ, 1894, 6 апр.; см. также: «Новости и биржевая газета», 1895, 8 марта ↩
- Дорошевич, с. 65 ↩
- см.: Чехов. Письма. V. 32; ЛН, т. 68. с. 346 ↩
- Лейкин — см. в кн.: Чехов. Письма, VI. 525 ↩
- СО, 1898, 24 апр.; «Новости и биржевая газета», 1898, 5 мая; «Новь», 1898, № 9 ↩
- Б. Глинский — ИВ, 1898, № 9 ↩