Назарьева Капитолина Валериановна (урожденная Манкошева; 6(18). 10.1847, Петербург — 13(26). 12.1900, там же; похоронена на Волковом кладбище), прозаик, драматург, публицистка.
Назарьева Капитолина Валериановна. Биография
Назарьева Капитолина Валериановна происходила из старинного дворянского рода. Отец — капитан, помещик Лужского управления Петербургской губернии. Получила домашнее образование. По другим сведениям, Назарьева — малообразованная дочь мелкого чиновника1. В 1867 держала экзамен на звание домашней учительницы в Петербургском университете. Давала частные уроки, открыла свою школу, преподавала в воскресных шкалах. В 1868 вышла замуж за В. Н. Назарьева, которому она во многом обязана своим образованием; в 1874 брак был расторгнут из-за прелюбодеяния Назарьевой. В дальнейшем она вынуждена была содержать четырех (внебрачных) детей на литературные заработки: переводы и компиляции, редакционная работа в петербургских издательствах (И. М. Хана и других.).
О творчестве
Литературный дебют Назарьевой — повесть «Специалист (Страница из женской жизни)»2, рисующая скандальные перипетии бракоразводного процесса. Вспоминая первый опыт Назарьевой обнаруживший ее тяготение к злободневным проблемам семьи и брака, к протокольной очерковости стиля, П. В. Быков оценил его как «вещь художественную и талантливую».
В 80-е годы Назарьева сотрудничала как фельетонист в журналах «Осколки» (1881—83), «Отголоски» (1881), «Дело» (1883, 1886), «Наблюдатель» (1883—95), «Всемирная иллюстрация» (1883—85), «Иллюстрированный мир» (1884), «Модный свет» (1884—87) и другие, подписываясь псевдонимами Л. Ошво, Вера Зан, К. Елизаров, Альберт, Н. Калина, Энель. Подробнее о вступлении Назарьевой в литературу см. «Первые шаги. Из воспоминаний писательницы (1872—1892)». Исключительно плодовитая, с широким диапазоном тем. Назарьева пробует себя в самых разных жанрах — от подписи к рисункам и гор. хроники до фельетона и святочного рассказа.
Криминальные романы
Романы и повести Назарьевой «Кривой дорогой» («Гражданин», 1883, литературное приложение, № 7—10), «В когтях нищеты» (СПб., 1884), «Из огня, да в полымя» (СПб., 1884), «Тревожное счастье» («Набл.», 1884, № 2—4), «Скорбный путь» (СПб., 1885) отмечены типичными для «дамской» литературы шаблонностью описаний, отсутствием психологизма. Однако среди писательниц-современниц (М. В. Крестовская, О. А. Шапир) Назарьева выделялась оригинальной темой, проблематикой, мастерством рассказчицы. Используя опыт своей пятилетней службы в «Судебном вестнике» (70-е годы), она вслед за А. А. Шкляревским избирает материалом для романов сенсационные криминальные сюжеты, часто имевшие под собой реальные происшествия, легко угадываемые читателями (например, процесс Имшенецкого в ром. «Скорбный путь»; см. речь Н. П. Карабчевского на этом процессе в кн.: Судебные речи известных русских юристов, М.. 1958, с. 358—77). Преимущественное внимание Назарьевой уделяет созданию увлекательной детективной фабулы, способной заинтересовать читателя «совершенно независимо от индивидуальных особенностей, которыми обладают действующие лица» (Чуйко В., Современные женщины-писательницы.). Критика, в основном благосклонная к Назарьевой, находила в ее книгах «беллетристический талант», «хороший литературный язык», «общественное значение», «неожиданные перипетии и сильные ощущения», умение «пользоваться всякой подробностью». Наибольший интерес среди первых романов вызвал «Скорбный путь», в котором Назарьевой пытается раскрыть внутренние причины распада семьи, а также выводит новый (для себя) тип героини (отразивший шестидесятнические симпатии писательницы) — «передовую» девушку, предпочитающую долг чувству, чтение и труд — мелочным интересам окружающей ее обывательской среды. Роман получил разноречивые отклики: от саркастических до вполне положительных.
Мастерица беллетристики
Став «истинной беллетристических дел мастерицей», Назарьева использует традиционные художественные приемы в драматургии, перенося на сцену собственные романные сюжеты (например, драма «Тревожное счастье», СПб., 1889; постановка театра Е. Н. Горевой. 1889, — из одноименного романа) или создавая оригинальные (первая ее пьеса — «Два полюса», СПб., 1889; постановка театр Горевой, 1889). Драматические произведения, унаследовавшие и достоинства, и художественные промахи ее прозы, были сценичны, остросюжетны и успешно ставились в театре Корша, в частном петербургском театре, игравшем в зале А. И. Павловой, и других. В книге избранных пьес Назарьевой «Драмы и комедии» (СПб., 1895) анонимный рецензент видел положительный момент в освещении «новых уголков жизни», отмечая вместе с тем присущие автору психологический схематизм и «элементарность красок».
Постоянно материально стесненная, Назарьева неутомимо трудится, создавая себе литературное имя (более 50 романов за 20 лет — в приложениях к «Свету», «Лучу», «Родине»). Сочетание остросюжетности и мелодраматизма, неизменно повторяющихся, но живых и хорошо знакомых читателю современных типов создавало популярность произведений Назарьевой, чутко откликавшейся на запросы публики. В конце 80-х — начале 90-х годов «она была на вершине своего успеха, ее драмы ставились на сцене, ее бульварные романы… расходились в тысячах экземпляров в провинции. Это ее и погубило: умная, добрая и отзывчивая, она вдруг сделалась надменной, начала нестерпимо важничать» (Дмитриева В. И., Так было). Среди ее знакомых — К. М. Фофанов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. А. Лейкин, А. П. Чехов. Однако признанные авторитеты свысока смотрели на популярную «много-писательницу»: имя ее связывалось с представлением о коммерческой литературной поденщине. Н. — «писательница слабая, наполовину черпающая свои сюжеты не из жизни, а из иностранных романов и повестей». Чехов, разделявший такое мнение, берется тем не менее пересылать книги Назарьевой в Таганрогскую публичную библиотеку, чем приобретает пылкую признательность писательницы.
Лучшее произведение Назарьевой — роман «Дорогой ценой» (СПб., 1898; был переведен на немецкий язык), в центре повествования которого душевная драма героини, женщины-врача, выбирающей между личным счастьем и независимостью, завоеванной ценой великих усилий и жертв. Поднимая вопрос о свободе и семейном долге женщины, автор сводит роман к радикально феминистским выводам. Однако для персонажей, внутренний мир которых изображен очень убедительно, проблема остается болезненной и открытой. Критика в целом сочувственно отнеслась к этому произведению (А. М. Скабичевский), находя в нем положительное влияние публицистики Назарьевой.
Газетная публицистика становится главным делом Назарьевой с середины 90-х годов. С 1896 и до конца жизни под псевдонимом Н. Левин она практически ежедневно помешает в газетах «Сын отечества», «Биржевые ведомости», «Северный курьер» (а также периодически — в «Приднепровском крае», «Новостях дня» и др.) небольшие статьи, привлекавшие обществ, внимание к конкретным проблемам российской действительности (социальная адаптация «людей дна», нужды провинции, потребности полиграфистов и женщин-врачей).
Избранная библиография
Романы и повести
Никулина К. [Назарьева К. В.] Специалист (Страница из женской жизни), 1879
Из огня да в полымя: Роман, 1883
Кривой дорогой: Роман в 2-х ч., 1883
Тревожное счастье: Роман, 1884
В когтях нищеты: Уголов. роман из рус. жизни в 2-х ч., 1885
Скорбный путь: Роман в 2-х ч. СПб., 1885
Напрасные ожидания: Повесть, 1886
Опасные люди: Повесть, 1886
Безправная: Повесть, 1886
Страшная месть. Роман, 1887
Панова И. [Назарьева К. В.] Чужая вина: Роман в 3-х ч., 1888
Расплата: Повесть, 1888
Из-за миллиона, 1888
Черный витязь, 1889
Над пропастью: Повесть, 1889
Мертвая зыбь: Роман, 1889
В тисках; Опасные люди; Две правды: Роман: [Повести]. СПб., 1889
Брак, каких мало: Роман, 1889
Елизаров К. [Назарьева К. В.] Золотые горы: Роман из современной жизни. СПб., 1889
Столичные туманы: Роман. СПб., 1899
Елизаров К. [Назарьева К. В.] Рыцарь тьмы: Роман. СПб., 1889
Чортово гнездо: Роман в 2-х ч., 1890
Отец, 1890
Панова И. [Назарьева К. В.] Опекун: Роман в 2-х ч., 1890
Стоянов Марк [Назарьева К. В.] Развенчанная королева: Роман из современной сербской придворной жизни в 2-х ч., 1890
Актриса: Повесть, 1890
Бубновый король: Роман в 2-х ч., 1890
Каждому свое. Повесть, 1890
Мертвая голова, 1890
Искушение, 1890
Любитель искусств: Роман, 1891
Жемчужное ожерелье: Роман в 2-х ч., 1891
Волк в овечьей шкуре. Роман, 1891
Туз червей, 1891
Коршуны, 1891
Старая мыза: Роман. СПб., 1892
Во имя долга: [Скорбный путь]: Роман в 2-х ч., 1892
Ораторы: Роман, 1892
Львица, 1892
Око за око, 1892
Под влиянием аффекта: Повесть, 1893
Надорванные силы, 1893
Легкие деньги: Роман в 2-х ч., 1893
Мститель: Роман: (Из соврем. жизни), 1894
Жертва иллюзии: Роман, 1894
В оковах любви: Роман в 2-х ч., 1895
Круговая порука: Роман в 2-х ч., 1895
Елизаров А. [Назарьева К. В.] Загадочное дело. Повесть, 1895
Круговорот: Роман в 2-х ч., 1896
Жертва за жертву: Новый роман: В 2-х ч., 1896
Любовные цепи, 1896
В цепях: Роман. СПб., 1897
Голос крови: Роман из соврем. жизни / Трагическая развязка: Роман Поля Бурже; [Пер. К. Карелина], 1897
Тайна старого дуба, 1897
По наклонной плоскости: Роман в 2-х ч., 1897
Мелочи жизни: Рассказы. СПб., 1898
Любовь: Роман; Без любви: Повесть; Ракитинская история: Рассказ. СПб., 1898
Дорогой ценой: Роман. СПб., 1898
Золотое руно: Роман: Из современной жизни: В 3 ч. / Невеста короля: Роман Вальтера Безанта: Пер. с англ. [A fountain Sealet], 1899
Гордая воля: Роман, 1901
Будуарная интрига: Посмертный роман в 2-х ч.: Начало // В кн. В. И. Немировича-Данченко: Нежданно-негаданно! СПб., 1901
Потомки титанов. Исторический роман из эпохи Екатерины Великой, 1902
Драматургия
Два полюса (Опасные люди): Драма в 4-х актах. СПб., 1889
Тревожное счастье: Драма (в 4 д. и 5 карт.). СПб., 1889
Жизнь-битва: Воронье гнездо: Пьеса в 4-х д. М., 1890
Чужая: Драма в 4 д. СПб., 1890
Сокровище: Драма в 5 д. и 6 карт. М., 1891
Панова Ив. [Назарьева К. В.] Ураган: Сценка-монолог: Сюжет заимствован. СПб., 1891
Безпомощная (Эскиз) в 3-х ч., 1892
Мелок (Театральные эскизы) в 2-х ч., 1892
Дебютантка (Эскиз из театральной жизни) в 3-х ч., 1892
Правда: Пьеса в 4-х актах. М., 1892
Драмы и комедии. СПб., 1895
Со злости: Комедия в 1 акте: (Сюжет заимствован). М., 1896
Над бездной: [Сюжет заимствован]: Комедия в 3-х актах. СПб., 1902
Прощение: Драм. этюд в 1 акте. СПб., 1903
Рассказы
Не судьба, 1881
Недоразумение, 1881
Сорвалось, 1889
Букет фиалок, 1889
Воскресение счастья, 1892
Наш садик: Рассказы для детей: С хромолит. картинками Э. Гардинг и политипажами в тексте. СПб., М., 1906
Публицистика
Ада Кристен, 1881
К. Н. [Назарьева К. В.] Очерки иностранной жизни, 1881
Каэн [Назарьева К. В.] Очерки иностранной жизни , 1881
Из жизни: Очерк, 1881
К рисункам, 1881
Очерки иностранной жизни, 1881
Прием шведских послов царем Алексеем Михайловичем в Москве, в 1674 г., 1881
Томас Карлейль, 1881
Трещина: Очерк, 1881
Мечты и жизнь: Очерк, 1883
Л-в-н Н. [Назарьева К. В.] Лечебное заведение для чахоточных в Герберсдофе доктора Г. Бремера, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Телефонная станция в С.-Петербурге, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Гибель парохода «Дафна», 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Землетрясение на острове Иския, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Калиостро в Вене, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Лагерный сбор под Красным Селом, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Новая ратуша в Вене и историческая выставка, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Последние минуты графа Шамбора, 1883
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы (Осмотр санитарною полицею перед праздниками рынка на Сенной площади в С.-Петербурге), 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Пикник с приключением, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Новинки в цирке Чинизелли, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Зоологический сад в С.-Петербурге, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Из жизни русского актера в провинции, 1884
Левин [Назарьева К. В.] Фераморс, 1884
Ле-нъ Н. [Назарьева К. В.] Маргарита Югальд, 1884
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы (Крейсер «Африка» и колесный пароходофрегат «Олаф» у Николаевского моста в С.-Петербурге), 1884
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Петербургские виды, сцены и типы, 1884
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Русские виды, сцены и типы, 1884
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Сад «Аркадия» близ С.-Петербурга, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Бал 29-го января, Подданный французской колонией в дворянском собрании, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Число тринадцать, 1884
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Энрико Тамберлик, 1884
Н. К. [Назарьева К. В.] Без названия, 1884
Н. К. [Назарьева К. В.] Богатая добыча: (к рисунку Н. Н. Каразина), 1884
Леви Н. [Назарьева К. В.] Электротехника (в 2-х ч.), 1885
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] Брак по приличию, 1885
Ле-н Н. [Назарьева К. В.] У кассы Мариинского театра перед закрытием итальянской оперы, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] В прихожей, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Домашняя война, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Дядюшкины рекруты, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Загулял, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Из окрестностей Вены, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Костюмированный бал французской колонии в С.-Петербурге, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Переполох на петербургской бирже, 1885
Л-н Н. [Назарьева К. В.] Хор испанских студентов в С.-Петербурге, 1885
Н. К. [Назарьева К. В.] Охота на кабанов в средней Азии, 1885
Н. К. [Назарьева К. В.] Угон верблюжьего табуна (к рисунку), 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] «Потешный сад – Кинь-грусть» близ Петербурга, 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] Африканский Ермак, 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] В затопленном лесу (набросок), 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] Выставка в Антверпене, 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] На станции, 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] Понесли!.., 1885
Н. Л. [Назарьева К. В.] Преследование, 1885
Н.-Л-н [Назарьева К. В.] Старый рыбак, 1885
Волк в овечьей шкуре: Очерк, 1887
Папиросница (из типов женского пролетариата): Очерк, 1889
Первые шаги. Из воспоминаний писательницы. (1872–1892 гг.), 1900
Порыв: Эскизы и очерки. СПб., 1891
Переводы
Самаров Г. Без вести пропавший: Роман в 4-х т. / Г. Самаров; Пер. с нем. К. В. Назарьевой. СПб.: И. Л. Тузов, 1879. 512 с.
Гартенбах Е. Искусство приобрести превосходную память: Руководство, сост. по опыту и помогающее удерживать в памяти все слыш., виден. и прочит.: С прил. разнообр. способов запоминания: Для всех возрастов и положений / Е. Гартенбах; Пер. с 13-го доп. изд. К. В. Назарьевой. СПб., 1880. 175 с.
Риеке Г. А. Открытие Америки Христофором Колумбом: Книга для юношества / Г. А. Риеке; Пер. с нем. К. В. Назарьевой. СПб., 1880
Оллендорф Г. Г. Новая метода выучиться правильно читать, писать и говорить на немецком языке в продолжение 6-ти месяцев, 1881
Гартенбах Е. Искусство приобрести превосходную память: Руководство, сост. по опыту и помогающее удерживать в памяти все слыш., виден. и прочит.: С прил. разнообр. способов запоминания: Для всех возрастов и положений / Е. Гартенбах; Пер. с 13-го доп. изд. К. В. Назарьевой. 2-е изд. СПб.: Тип. Дома призрения малолетн. бедн., 1890. 174 с.