Соколов Александр Алексеевич

Соколов Александр Алексеевич

Соколов Александр Алексеевич — журналист, прозаик, драматург, театральный критик, мемуарист, автор многочисленных и весьма популярных детективных романов, которые вошли в список ста лучших российских уголовных романов.

Александр Алексеевич Соколов. Биография

Александр Алексеевич родился 25 (13) апреля 1840 в Петербурге. Сын пастуха, крепостного помещика Нелидова, который, выкупившись на волю, стал ко времени рождения сына театральным парикмахером, а к концу 1840-х годов записался в царскосельские купцы 3-й гильдии. В детстве Александр часто жил на родине отца — в деревне Черневщина Новоладожского уезда.

Начало литературной карьеры. Театр

В 1848 поступил в Императорское театральное училище своекоштным пансионером.

В 1853 начал сочинять, в училище издавал и редактировал рукописный журнал «Сотрудники»; в 1854 написал драму о защите Севастополя «Самоотвержение русского народа». По окончании училища (1858) определился на службу в Александрининский театр актером на выходе и суфлером, с 1862 исполнял должность помощника режиссера русской драматической труппы. В 1867 вступил в брак с хористкой Татьяной Венедиктовной Паравовой.

Одновременно сочинял для театра: исторические пьесы «Новгородцы в Ревеле» (совместно с Егоровым (И. Е. Чернышёвым)1), «Зиновий-Богдан Хмельницкий, гетман Малороссии. Историческое представление в стихах» (СПб., 18802), «Мазепа» (СПб., 18803), «Сцены обыденной жизни» «Гласная касса ссуд» 4, комедия «Два поколения» (М., 18915). Заботясь о расширении театрального репертуара, Александр переделывал и переводил с французского, немецкого, английского, в том числе комедию Р. Б. Шеридана «Школа злословия» (под названием «Наследство золотопромышленника» 6, опубликована под названием «Племянники» 7). Написанные живым языком, отмеченные остроумием, пьесы Соколова имели успех.

Газетчик

С 1865 началось многолетнее сотрудничество Александра Соколова с газетами. В газете «Петербургский листок» он с начала года размещал мелкие заметки; там же опубликовал новеллу «Быль» 8, физиологические очерки «Рекрутский набор» 9, «Чужеядные» 10, «Визиты» 11 и другие статьи («Современное состояние русского театра» 12).

В 1866 под псевдонимом Пуд Легкоходов вел в газете фельетонную рубрику «Уличный листок» 13. В 1867-68 печатался и в «Петербургской газете», где поместил навеянную повестью Н. Г. Помяловского «Молотов» комедию «Два поколения» 14, а также вел театральное обозрение 15; возможно, Соколову принадлежат статьи и фельетоны в этой газете, подписанные псевдонимом Саша.

С августа 1868 взял в аренду «Петербургский листок» и стал его фактическим издателем и редактором. Тогда же номинальная издательница газеты О. Гельфрейх обратилась в Главное управление по делам печати с просьбой назначить Соколова временным редактором, но получила отказ, мотивированный тем, что в газете часто помещались статьи, критикующие не только игру актеров, но и распоряжения дирекции, поэтому лицу, состоящему там на службе, непозволительно редактировать подобное издание. В это время Александр Алексеевич сблизился с редакцией журнала «Дело» (Г. Е. Благосветловым, Н. И. Шульгиным), поместил там фельетон «Тысяча и одна ночь — русские сказки» 16. В сентябре 1869 Соколов обратился с прошением уволить его из театра «по болезни и по расстройству зрения» и вскоре покинул службу 17. С 1870 Соколов — издатель «Петербургского листка», в 1872-84 — один из соиздателей; все это время он деятельно сотрудничает в газете.

Впоследствии Александр Алексеевич вспоминал, что он стремился «наладить и утвердить в обществе малую прессу, дешевую, посвященную местным интересам. Надо было создать среднего читателя, втянуть его в круговорот жизни, заставить принять участие в общественном движении» 18. За короткое время Александру Соколову удалось изменить облик газеты, оживив ее, и добиться успеха у публики. Заметное место на страницах газеты занимала уголовная и судебная хроника, а также закулисные новости и сплетни; помешались театральные и журнальные обзоры, регулярно печатались фельетоны.

Под различными псевдонимами (чаще — Александр С.) вел в «Петербургском листке» несколько фельетонных циклов — «Дневник прапорщика Власа Ловласова» 19, «Листок. Чудеса земли русской» 20, «Петр Васильевич Рогаткин (Из современной жизни)» 21 и другие. Соколов также являлся автором пародийно-сатирической «газеты в газете» «Эхо» (очевидное подражание «Свистку»), а также печатал собственные стихотворения фельетоны и сатирические «сцены». По свидетельству современника, страницы своей газеты Александр Алексеевич «наполнял постоянно, с изумительной плодовитостью и скороспелостью неистового борзописца, своей фельетонной словесностью обо всем и обо вся — иногда метко и остроумно, часто вкривь и вкось, вульгарно и плоско, и еще чаще пристрастно и крайне нецеремонно в пасквилянтском злоязычии на одних лиц и грубом восхвалении других» 22.

В «Петербургском листке» Александр Соколов постоянно выступал и как романист (в том числе уголовный роман «Два мужа» 23).

Успеху «Петербургского листка» во многом способствовало то, что на его страницах с 7 ноября 1868 Александр Алексеевич печатал роман «с ключом» «Театральные болота» (первые главы публиковались в «Петербургской газете» с 5 сентября 1867 по 13 февраля 186824, в котором показал закулисную сторону театральной жизни и вывел руководителей петербургских театров (себя изобразил под фамилией Ястребцов; под этим же именем он был выведен впоследствии в романе С. С. Окрейца «Во мраке»). В примечании к одной из глав Соколов утверждал, что не позволял «вмешаться капле вымысла» 25 в свое повествование. «Театральные болота» «произвели страшную сенсацию» [некролог в «Московской газете»] и имели скандальный успех (было несколько переизданий и перевод на немецкий язык); в дальнейшем последовали продолжения: книга 2 «От берега до берега. Жизнь в провинции» (СПб., 1870), книга 3 «Розы и тернии» (СПб., 1873) и книга 4 «История «розового негодяя»» (СПб., 1882). Очевидно влияние на Соколова «Очерков бурсы» Помяловского, учитывал он также опыт посвященный театру «Перелетных птиц» М. Л. Михайлова (1859) и «Уголков театрального мира» И. Е. Чернышёва (1862). А. И. Сумбатов-Южин в 1912 признавался Соколову: «Из «Театральных болот», прочитанных четырнадцатилетним мальчиком несколько раз подряд, выросла та любовь к актеру, то признание его огромного просветительского значения, то глубокое и не покидающее меня никогда страдание его страданиями и радость его радостями, которые вытеснили из моей души многие другие, более общие переживания» 26.

В 1875 Александр Алексеевич выпустил «Театральный альманах на 1875 год» (СПб.), содержавший историю русского театра, характеристику столичных и провинциальных театров и биографии театральных деятелей.

В 1884 перешел в газету «Минута», печатался также в «Петербургской газете», «Сыне отечества». Со 2-й половины 1880-х годов Александр Соколов сотрудничал в низовом иллюстрированном журнале «Родина» — поместил там много исторических, бытовых и уголовных романов. «Остроумный, наблюдательный, он писал ежедневно помногу, всегда в легком веселом жанре и среди своих читателей имел большой успех» (некролог — НВ), современников восхищали его энергичность и трудоспособность: «Хроникер и романист, / Пишет в час печатный лист, / В день — пиесу, в вечер — повесть, / В ночь — роман, и все — на совесть» 27.

В 1879-86 издавал (с 1882 и редактировал) театральную и литературную газету «Суфлер». Покинув сцену, Соколов не отошел от театра: он работал режиссером в любительских труппах Квадри, а впоследствии Незлобина; построил театральный зал при клубе в Лесном и выступал там как актер. В 1881 организовал постановку оперных спектаклей в саду «Аркадия», с 1891 служил два сезона в труппе Панаевского театра, в 1911 держал театр в Клину.

Человек с радикальным образом мыслей

В молодости Александр Соколов придерживался оппозиционных взглядов. Агент II отделения в 1876 сообщал, что он «известен необузданно-радикальным образом мыслей: человек, для которого ничего не существует святого» 28.

Многие его произведения встречали цензурные препятствия. В 1863 театральная цензура запретила пьесу «Обыкновенная история», поскольку, как отмечал цензор, там изображен «разлад дочери с отцом. На требуемую отцом беспрекословную покорность дочь во имя какой-то свободы заявляет о своих собственных правах на жизнь…» 29. В 1891 была запрещена к постановке драма «Мазепа» 30.

В 1871 было возбуждено судебное преследование против составленного им сатирического сборника «Блоха» 31. В 1882 его книга «Возмутительницы, или Кто же тут социалисты. Юмористический роман из времен непонимания друг друза» (СПб., 1881), первая часть которой печаталась в «Петербургском листке» 32, дальнейшее печатание было приостановлено «по обстоятельствам, от автора не зависящим»), была запрещена постановлением Кабинета министров на основе доклада цензора, отмечавшего, что «в представленной книге все распоряжения властей относительно преступной пропаганды представляются неумелыми до крайности… исполнители власти — люди невежественные, развращенные, взяточники, старающиеся лишь наружным образом угодить начальству… подозреваемые люди высоконравственные … роман, останавливая внимание читателя на свершившихся печальных событиях, возбуждает в нем лишь осуждение правительственных властей и действий и сочувствие к пострадавшим» 33.

В 1887 была запрещена сказка в стихах «Новый конек-горбунок» (цензор нашел в ней «неудобные в цензурном отношении» «насмешки над дворянством и придворными, окружающими царя, многие речи Иванушки по поводу «обилия горя под царским венцом»» и так далее 34, в 1895 — роман в стихах «Под гром севастопольский».

В середине 1890-х годов Александр Алексеевич перебрался в Москву и до смерти был постоянным сотрудником «Московского листка» (вел фельетоны «Дневник майора Бревнова» и «Дневник мичмана Дырки», ежегодно публиковал два-три бытовых и уголовных романа).

Плодовитый автор

Плодовитый автор, Александр Соколов работал практически во всех популярных прозаических жанрах, выпустив более 100 книг (большей частью в качестве ежемесячных приложений к газете «Свет» и журнала «Родина»), рассчитанных на маловзыскательного читателя. Среди них сборники рассказов, очерков, сценок, анекдотов «Смешное и грустное» (СПб., 1874), «Веселая книга» (СПб., 1888), «Нет веселее книги» (М., 1904), книга для детей «Весна» (М., 1885) и многочисленные романы на различные темы: из крестьянской жизни («Кузьма Миронов», СПб., 1886), о сельском священнике («Отец Алексей из Заозерья», СПб., 1894; переиздан под названием «Мироед из Заозерья» — М., 1904), о раскольниках («В недрах раскола», СПб., 1895; 2-е изд., М., 1905; «Городской голова — убийца», СПб., 1911), о земстве («Земское дело — семейное дело», СПб., 1875; 2-е изд., СПб., 1884), о разных сторонах столичной жизни («Курсистка», СПб., 1888; «Золотая пыль», СПб., 1889; «Старые и новые коммерсанты», СПб., 1889).

Исторические романы

Излюбленные жанры Александра Соколова — исторический и уголовный роман. В истории его более всего привлекали темы народного протеста и народных движений [«Понизовая вольница атамана Стеньки Разина», СПб., 1880; 3-е изд., М., 1906; «Устинья Федоровна (Устя) — атаман волжских головорезов», СПб., 1888; «Пугачевская смута», М., 1901; «Лже-Петр», СПб., 1912; цикл романов об «освобождении Малороссии» (все — СПб.): «Зиновий Богдан Хмельницкий — освободитель Малороссии» (1888), «За честь и свободу» (1888), «Кровью, огнем и железом» (1889), «Привязанный к боярышне» (1894), «Сожженные степи» (1899). Обращался он и к более традиционным темам: «Крестник Петра Великого» (СПб., 1873; 3-е изд., СПб., 1889; сочувственная рецензия: Н. Ф. Бажин — «Дело», 1879, No 5), «Бородино» (СПб., 1887), «Белый генерал» (СПб., 1888; 2-е изд., СПб., 1894), «Севастополь и севастопольцы» (СПб., 1905).

Уголовные романы

Среди уголовных романов Соколова: «Бескровное убийство» (СПб., 1884), «По локоть в золоте, по локоть в крови» (СПб., 1887), «За что ее убили» (СПб., 1888), «Без следа» (СПб., 1890), «Скрытое преступление» (СПб., 1892), «Под властью тьмы» (СПб., 1898), «Руки вверх!» (М., 1911), «Совесть замучила» (СПб., 1912).

Сюжет книг банален и схематичен, персонажи обрисованы стереотипно, и литературная критика их обычно игнорировала, но подход писателя к жизненному материалу и способы его осмысления отвечали установкам читателей. Низововые романы Александра Алексеевича пользовались в этой среде определенной известностью, нередко переиздавались.

Временами Соколов выступал и в роли составителя. Выпускал сборники «На светлый праздник. Подарок хозяина — работнику» (книги 1-17, СПб.-М., 1892-1909), «Рыдание и хохот. Сборник новых стихотворений для чтения на концертах и лит. вечерах» (ч. 1-3, СПб., 1883-95); подготовил сборник стихов разных авторов «Памяти Пушкина» ([М.], 1899), сборник сказок русских писателей «Тридцать и одна ночь» (М., 1905).

Воспоминания

Долгое время работал над воспоминаниями, публикуя фрагменты в разных изданиях («Луч», «Колосья», «Театральный мирок» и других), почти целиком поместил их под названием «Из моих воспоминаний» в иллюстрированных прибавлениях к «Московскому листку» 35. Легко и живо написанные мемуары повествуют об учебе Александра Соколова в театральном училище и о посещении его Николаем I, о закулисной жизни петербургских театров, о журналистской работе в «Петербургском листке», содержат сведения о многих писателях и журналистах (Н. А. Некрасов, Н.С. Лесков, А. Ф. Писемский, В. М. Гаршин, С. Н. Терпигорев, А. Н. Плещеев, В. А. Слепцов, А. С. Суворин, М. И. Пыляев и других), картины нравов петербургской литературной богемы.

Александр Алексеевич скончался  12 августа (30 июля) 1913 в Петербурге. Похоронен на Митрофаньевском кладбище.

На основе статьи А. И. Рейтблата, при участии А. Ю. Балакина

Примечания

  1. постановка 1862, рукопись — СПб ГТБ
  2. пост. 1865
  3. пост. 1866
  4. пост. 1867; рукопись — СПб ГТБ
  5. пост. 1864
  6. пост. 1872
  7. «Колосья», 1885, No 8
  8. 1865, 20-24 июля
  9. 1865, 17 авг.
  10. 1865, 28 авг.
  11. 1866, 8 янв.
  12. 1865, 23 дек.; см. также: 1866, 5, 12 апр., и другие
  13. 14 июля, 13 августа
  14. 1867, 28 марта… 11 апр.; поставлена в том же году и имела успех
  15. ««Гроза» и ее исполнение» — 1867, 25 мая, и др.
  16. 1869, No 10, б. п.
  17. РГИА, ф. 497, оп. 2, д. 16618
  18. «Московский листок», иллюстрированное прибавление 1909. No 1
  19. 1868, 7, 25 апр., 12, 26 мая, и многие другие
  20. 1868, 10 нояб., и другие
  21. 1868, 5… 16 мая
  22. Михневич, с. 204
  23. 1883, 8 нояб. … 1884, 15 мая; отд. изд. — СПб., 1885
  24. отдельное издание — СПб., 1869
  25. 1869, прил. к No 1
  26. СПб ГТБ
  27. Мартьянов П. К., Цвет рус. интеллигенции, СПб., 1893, с. 245
  28. ГАРФ. ф. 109. СА. оп. I. д. 2176, л. 2 об.
  29. цит. по: Ковалева, с. 202
  30. РГИА, ф. 777, оп. 4. д. 152, л. 126. 145-47
  31. РГИА. ф. 777, оп. 2. 1871. л. 40
  32. 1881, 1 янв. … 25 марта
  33. РГИА. ф. 777, оп. 3, д. 5
  34. РГИА. ф. 777, оп. 4. 1887, д. 13
  35. 1907, No 43 … 1909, No 50
Оцените статью
Добавить комментарий