Главный герой серии технотриллеров Дугласа Престона и Линкольна Чайлда — Алоизиус Пендергаст, очень необычный персонаж, выделяющийся своими сверхспособностями на фоне реалистичных героев.
Алоизиус Пендергаст и его друзья
Алоизиус Пендергаст (Aloysius Pendergast) — агент сверхсекретного отдела ФБР. Впервые появился как второстепенный персонаж в первом романе Реликвия, но с продолжением серии получил место главного героя. Алоизиус имеет примечательную внешность, высокий, худой, мускулистый, блондин, имеет светло-голубые глаза и чрезвычайно бледный цвет лица, отчего резко выделятся на фоне окружающих. Агент обычно носит однотипные черные шерстяные костюмы, отчего его бледность еще более бросается в глаза, а окружающие дали ему прозвище Альбинос. Все это следствие его южного происхождения (имеется в виду Юг США), что подтверждает его южным акцентом.
Престон и Чайлд раскрывают некоторые подробности его биографии. По их сведениям Алоизиус родился в 60-е годы в Новом Орлеане, где и провел все свое детство. Получил образование на антропологическом факультете Гарвардского университете, где защитил докторскую степень. Вторую докторскую в области философии защитил также в Оксфордском университете. Некоторое время служил в войсках спецназначения, но большая часть информации об этом засекречена. За несколько лет до событий описанных в романах Алоизиус был женат на Хелен Эстерхази, которая скончалась после несчастного случая на охоте в Африке, но как позднее выясняется, она не умерла и появляется в трилогии о Елене.
Алоизий выделяется из массы агентов своими энциклопедическими знаниями и своим феноменальным умением маскироваться. Он не только все знает, но и отказывается принимать на веру любые ответы, которые не проверены им лично. Прекрасно ориентируется в любой местности, и великолепно осваивается в любой социальной группе, будь это врачи, интеллигенты, бомжи или специалисты конкретной узкой области. Мастер переодевания и психологической манипуляции. Полиглот. Владеет несколькими языками — французским, итальянским, латинским, греческим, португальским, разговорным китайским диалектом и частично японским.
На фоне множества идеальных черт, бросается в глаза его психическая и эмоциональная нестабильность, унаследованная им от родителей.
Алоизиус настоящий знаток и ценитель прекрасного не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Например, он предпочитает пить только дорогое вино, лучшие блюда или на худой случай зеленый чай. Хорошо ориентируется во всех областях искусства, но питает настоящее отвращение к опере.
Обычно живет в своей квартире в Нью-Йорке, позднее писатели упоминают о его особняке неподалеку от Гарлема, где Алоизиус предпочитает проводит время в саду дзен медитируя перед Новым вызовом.
Подобно своему создателю признается, что среди его предков были люди, осужденные за ужасные преступления.
Винсент Д’Агосто
Второй по уровню внимания герой серии Престона и Чайлда — полицейский детектив Винсент Д’Агосто (Vincent D’Agosto). Его можно охарактеризовать как труженика, не обладающего талантами Алозиуса, отчего Винсент в большинстве случаев полагается на своего напарника. Это доверие Алоизиусу стоит Винсенту отношений с женщиной, которая была для него столь важна.
Винсент настоящий полицейский, среднего роста и средней комплекции. Известно, что в прошлом он пытался оставить работу в полиции и начал писать детективные романы, но позднее понял, что поскольку ему не хватает воображения, проще будет работать полицейским.
Билл Смитбек
Третий герой серии — писатель журналист Билл Смитбек (Bill Smithback) — полное противоречие здравому смыслу. Журналист появляется в самых неподходящих местах, в самое неподходящее время. Дерзкий, абразивный и несколько грубоватый, Билл тем не менее привлекает к себе неким наивным очарованием.
Внешность Смитбека не менее противоречива. Он носит дорогие итальянские костюмы и кошелек из свиного уха. Журналист целиком и полностью доверяет Пендеграсту, но каждое его появление проходит на грани, журналист всегда ходит по краю.
Рецензии
Реликт
Без всяких сомнений главным героем первого романа Дугласа Престона и Линкольна Чайлда Реликт (Relic, 1995) можно назвать музей, во всех его аспектах — как здание, организацию или институт.
Похожий опыт попытался еще в 1959 году осуществить другой писатель Ширли Джексон, использовавший особый уклад музея в своем романе Призраки дома на холме (The Haunting of Hill House). Престон и Чайлд были не первыми по времени, но зато им удалось в полной мере раскрутить историю об убийстве, где главным императивом является стремление сохранить уникальную музейную культуру.
Главный парадокс романа Реликт в том, что первым свое навязчивое желание сохранить музейные ценности высказывает монстр, готовый на все, а конкретно, он планирует создать невероятную выставку, способную потрясти, эмоционально и интеллектуально финансовых спонсоров, буквально шокировать покровителей музея, чтобы получить дополнительное финансирование для дальнейшего развития.
Роман представляет собой экскурсию по музею, не только и не столько по внешней его стороне, сколько по внутренним помещениям. Писатели обеспечивают своим читателям близкое знакомство с сотрудниками, которые показаны во всей своей красе. Коллектив пронизан внутренними схватками за гранты и дополнительное финансирование личных проектов, а сотрудники подобно членам других коллективов готовы пойти на мелочную конкуренцию, подлое соперничество, поскольку все они такие же обычные люди. Престон и Чайлд показывают, как эта атмосфера губит и разрушает светлые идеи музея.
Параллельно с этим в поисках монстра объединяются настоящие таланты. Впрочем главному герою (Алоизиусу Пендергасту) последующих романов серии Престона-Чайлда здесь еще уделяется слишком мало внимания, а на первый план выходят Винсент Д’Агосто и Билл Смитбек, которые делятся с читателями собственными впечатлениями.
Первый роман американских писателей задает тон и атмосферу для всей последующей серии. Интеллектуализм в самом широком смысле этого слова, эксцентричные герои и не менее вызывающие злодеи сходятся в схватке за глобальную идею. И хотя Пендергаст пока еще не проявился во всей своей красе забыть этого героя, из-за яркой внешности и других необычайных способностей уже трудно.
Синий лабиринт
Новая история об эксцентричном сотруднике ФБР Алоизиусе Пендергасте начинается с неожиданного стука в дверь резиденции на Риверсайд-драйв в Манхэттене.
Дверь открывает его помощник Констанс, и видит лежащего молодого человека. Это – умирающий сын Пендергаста Альбан. Молодой человек умер от отравления, а неизвестный тем самым оставил смертельное предупреждение.
Позднее, при вскрытии, в желудке Альбана обнаружат необычный кусок бирюзы. Эта подсказка зовет Пендергаста в очередное расследование. И хотя отец и сын были непримиримыми врагами, о чем рассказывалось в предыдущих романах, отцовский долг побуждает героя найти убийцу сына и отомстить.
Путешествие ведет Пендергаста в калифорнийскую шахту, откуда родом бирюза, а затем в подвалы заброшенного казино и другие экзотические места.
А между тем лейтенант полиции Нью-Йорка Винсент Д’Агоста расследует другое убийство, совершенное в Американском музее естественной истории, который также очень хорошо знаком читателям серии.
Д’Агоста в ходе расследования подозревает профессора, который весьма интересовался одним человеческим скелетом. Лейтенанту требуется помощь специалистов, чтобы понять причину этого интереса к человеческим костям. В результате оказывается, что тот самый необычный скелет хранится в шкафу Пендергаста.
Далекий предок сотрудника ФБР отравил немало народа, родные которого хотят отомстить.
Пока Пендергаст путешествует, Констанс рыскает по семейным архивам Пендергастов, и в результате мы знакомимся с целой группой ранее неизвестных персонажей из прошлого. А Престон и Чайлд закручивают в единый клубок очередной сюжет, сплетая историю из прошлого и настоящего.
Роман был опубликован на английском языке еще в 2014 году, а потому большинство впечатлений стерлись под воздействием от более поздних романов. Единственное воспоминание, что этот роман я прочел на одном дыхании. Если до этого романы из этой серии я читал со словарями и энциклопедиями, поскольку в самом тексте подобных подсказок откровенно не хватало, «Синий лабиринт» — первый очень сбалансированная истории, сочетающая детективные загадки, экшн и научные экскурсы.
Библиография
- Реликвия (Relic, 1995)
- Реликварий (Reliquary, 1997)
- Кабинет диковин (The Cabinet of Curiosities, 2002)
- Натюрморт с воронами (Still Life with Crows, 2003)
- Штурвал тьмы (The Wheel of Darkness, 2007)
- Танец на кладбище (Cemetery Dance, 2009)
- Белый огонь (White Fire, 2013)
- Синий лабиринт (Blue Labyrinth)
- Темно-красный берег (Crimson Shore, 2015)
- Обсидиановый зал (The Obsidian Chamber, 2016)
- Город вечной ночи (City of Endless Night, 2018)
- Стихи для мертвых (Verses for the Dead, 2019)
- Злая река (Crooked River, 2020)
- Bloodless, 2021
- The Cabinet of Dr. Leng — готовится к публикации
Трилогия Диогена
- Огонь и сера (Brimstone, 2004)
- Танец смерти (Dance of Death, 2005)
- Книга мертвых (The Book of the Dead, 2006)
Трилогия Хелен
- Наваждение (Fever Dream, 2010)
- Холодная месть (Cold Vengeance, 2011)
- Две могилы (Two Graves, 2012)
Рассказы
- На рыбалку (Gone Fishing, 2006)
- Добыча (Extraction, 2009)
- Довести до безумия (Gaslighted, 2014) также как Slappy the Ventriloquist Dummy vs. Aloysius Pendergast в соавторстве с Р. Л. Стайном