Серия о Джеке Ричере

Однажды, в то время еще безработный писатель, Джим Грант (Jim Grant), к тому времени осиливший только половину своего первого романа, посетил местный супермаркет. Поскольку Джим отличался своим ростом, пожилая старушка попросила его достать с высокой полки, что-то из продуктов до которых не могла самостоятельно дотянуться, на что жена язвительно заметила: Да, если с литературой ничего не выйдет, ты сможешь стать богачом (reacher) в супермаркете. Но у Гранта с литературой все получилось…

После выхода в марте 1997 первого романа Поле смерти (или в русском Этаж смерти), Джим Грант навсегда завоевал любовь читателей, а главный герой его романа зажил собственной жизнь, продолжив свое путешествие по Америке, в ходе которого он нередко попадет в сложные ситуации из которых всегда выходит с честью.

Джек Ричер и его семья

Джек Ричер (Jack Reacher) родился на военной базе в Берлине в 1960 году, в семье военного. Отец Джека — Стэн Ричер раньше служил в морской пехоте США, побывал в Корее и во Вьетнаме, а его мать Жозефин Мутье Ричер (Josephine Moutier Reacher) вынуждена была мотаться вслед за мужем по всему белому свету, разделив с ним нелегкую карьеру военного. Отец Жозефин и дед Джека — Лорент Мутье (Laurent Moutier) был известным реставратором мебели, который также активно участвовал во всех войнах, которые вела Франция на протяжении полувека, после чего осел в Париже. Воинский запал передался и Жозефин Мутье, которая в свое время активно участвовала во французском Сопротивлении и была даже награждена медалью «За отвагу». У Джека были брат и сестра, но если о сестре мало что известно, по крайней мере пока, то о брате известно многое. Подобно Джеку он также родился на военной базе, но не в Берлине, а на Филиппинах. Он старше Джека на два года. Закончил Вест-Пойнт и несколько лет служил в военной разведке, пока не перешел в министерство финансов. Был убит в возрасте 38 лет во время исполнения служебных обязанностей на территории американского штата Джорджии.

Джек также закончил Военную академию в Вест-Пойнте и отслужил 13 лет в военной полиции в 110 Следственной бригаде, занимавшейся расследованием особо тяжких преступлений в армии США. Он — обладатель множества наград, среди которых есть и орден Почетного легиона и Бронзовая звезда и Пурпурное сердце, а также многих других.

Внешность его хорошо запоминается. Ричер ростом 1 метр 96 см., а весом — от 100 до 115 килограмм1. У него светло-голубые глаза и светло-русые волосы. Армейская подготовка позволила ему набрать порядочную мышечную массу, а также приобрести хорошую выносливость, несмотря на кажущуюся леность. В разных романах он рассказывает о своих шрамах, каждый из которых словно памятная метка, напоминание о непростых историях.

Великан имеет стоический характер, но когда дело касается расследования, можно только позавидовать его интуиции, как говорит сам Ричер, бываю чертовски уверен. Бывший следователь — человек очень немногословный, он не часто даже на вопросы отвечает, предпочитая ответам жестами (кивок головы или покачивание плечами), поэтому фраза Ричер ничего не сказал в ответ неизменно кочует из романа в роман.

Выдержки и хладнокровия ему на занимать, и мало что может его вывести из себя. Он спокойно убивает своих врагов, поскольку почти всегда уверен в своей правоте, особенно сознавая, что таким образом свершается правосудие. Хотя сам герой утверждает, что страдает мягкой формой агрофобии, но специфика именно его фобии в том, что он боится не открытых пространств, а оказаться в толпе людей.

Джек Ричер

Таланты и слабости

Ричер имеет необыкновенную особенность, он в любое время суток может определить время с точностью до минуты, не имея часов, основываясь только на внутреннем хронометре. Иногда он использует этот дар, чтобы с точностью до секунды вычислить реакцию противника.

Но большинство его талантов приобретенные. Например, он прекрасный боец, в совершенстве владеющим приемами боевых искусств и оружием. Он прекрасно держится в драке, умело держит защиту и активен в нападении, как руками, так и ногами. Часто он мысленно проигрывает бой (наподобие как это показал Гай Ричи в своих фильмах о Шерлоке Холмсе) рассчитывая с научной точностью, сможет ли он сломать шею или просто нанести увечья. Благодаря развитой интуиции, он прекрасно чувствует любые перемещения в пространстве, отчего его почти невозможно внезапно атаковать со спины.

Опыт работы в армии позволил ему прекрасно разбирается в любых видах оружия и самому стать неплохим стрелком. Например, он выиграл армейский чемпионат по стрельбе из пистолета. Он никогда не испытывает никаких эмоций по отношению к своим противникам, большую часть своего и без того развитого интеллекта он использует для практических расчетов, часто дающих ему преимущество перед другими.

Среди его слабостей — любовь к музыке, особенно к блюзу. В романе Поле смерти (Killing Floor) выясняется, что он хранит в своей голове целую музыкальную коллекцию, которую регулярно слушает.

В романе Нечего терять (Nothing to Lose) выясняется, что Ричер открыто презирает консервативных христиан, которые оказывают поддержку его антагонистам. А позднее вообще выясняется, что он выказывает презрение к любым формам религии.

Бродяга

Ричер уволился в должности майора, после чего стал бродягой. К этому его подвигло желание ни от кого и ни от чего не зависеть. Он путешествует по стране автостопом или на автобусах, имея при себе зубную щетку, истекший паспорт и банковскую карту. Он никогда не обладал главным документом американских граждан — водительскими правами.

Несмотря на свое бродяжничество, он носит одежду два или три дня, после чего в недорогих магазинчиках покупает новую, а старую выбрасывает. В некоторых романах появляется информация, что он пополняет свой банковский счет, получая деньги от своих противников, но часто полученные деньги идут на помощь больным или увечным солдатам.

Поскольку у него нет постоянного дома или квартиры, питается он в закусочных или недорогих ресторанах, среди его постоянных блюд — кофе, а также он любит яйца, блины и бекон.

Переодетый полицейский

Если посмотреть на приключения Ричера, невольно, но прочно возникает стойкое ощущение, что за маской бродяги скрываются целый ряд разных героев. Причем в каждой из историй из-за маски на нас выглядывает новый герой. Но есть ряд признаков объединяющих всех этих разноплановых и безусловно талантливых персонажей.

Одна из черт регулярно проявляется у Ричера от романа к роману. Военное прошлое героя. Вторая — умение распутывать сложные дела, точнее не умение, а навык, приобретенный и отработанный на сотне дел, которыми приходилось заниматься военному детективу.

Иначе говоря, Джек Ричер всего лишь переодетый полицейский, вводящий в заблуждение окружающих своим видом. Большинство персонажей, которые сталкиваются с военным следователем в первый раз не подозревают о его профессиональных навыках.

Следует также отметить, что как только умение Ричера раскрыто, герой покидает место и перебирается на новое, где его еще не знают.

На мой взгляд, великолепный образчик переодетого полицейского!!!

Интересное

Стивен Кинг несколько раз упоминает Джека Ричера в своем романе Под куполом.

Когда Том Круз согласился сыграть Джека Ричера, Ли Чайлд заявил, что рост и размеры его героя являются метафорой, которую актер может воплотить на экране посредством актерского таланта.

Серия романов о Джеке Ричере

Этаж смерти

Первый роман о Джеке Ричере — Этаж смерти (Killing Floor2, 1997) является вариацией на южные готические темы, где жуткая подоплека скрывается под глянцевым блеском американской провинции. Ричеру предстоит справиться с городом-болотом, под названием Маргрейв, с вооруженными до зубов злодеями, которые испытывают проблемы с психикой.

Сюжет романа закручивается и развивается очень естественно, а потому читатель не видит трещин и шероховатостей. Чайлд устраивает встречу Ричера со злодеями из Маргрейва по воле случая, углубляя противостояние историей о семейной трагедии. А попадает главный герой в непростую ситуацию из-за своей любви к блюзу, ситуации, которая из бытовой разрастается до поистине апокалипсических масштабов.

Хотя это первый роман Ли Чайлда, но писатель уже демонстрирует талант рассказчика, захватывая читателя с первой сцены, где у читателя формируется описание окружающего пространства. Обыденная сценка, где Джек Ричер с трудом добирается до маленького и уютного кафе в городе, где на него накатывают воспоминания о брате и музыканте по имени Слепой Блейк. Невинная и даже сонная сцена в закусочной прерывается резким и неожиданным арестом по нелепому обвинению, но дальше читателя уже не остановить…

Джек Ричер — бездомный рыцарь, он не привязан к одному городу, он бродит по стране, оценивая каждый новый город или поселок свежим, незамутненным взглядом. Первый роман редкое исключением в этой серии, поскольку написан от первого лица, что создает определенные ограничения для читательского воображения. Большинство романов в серии о Джеке Ричере рассказывают о приключениях исключительно от третьего лица. Но зато мы видим перепады настроения героя от поэтической меланхолии до вспышек ярости, выливающихся в энергичную деятельность.

В первом романе появляется романтическая привязанность, но пока еще очень поверхностная и неглубокая, отчего возникает ощущение, что писатель старается вписаться в некие каноны жанра, основы которого следует искать среди образцов крутого детектива.

Главным достижением Ли Чайлда следует назвать создание правдоподобного героя для триллера XXI века. Почти все герои триллеров, созданных на протяжении второй половины XX века неизменно были украшены фантастическими элементам, отчего читатель испытывал постоянное ощущение недоверия. Начиная с Джеймса Бонда, фантастические эпизоды скрашивались остроумными комментариями или пародийными фрагментами, снимающими у читателя привкус неестественности. Но если для британского или европейского триллера более естественной тенденцией было стремление к реалистичным героям, то для американского — к фантастическим. На перекрестье этих тенденций появилась фигура Джека Ричера, бывшего офицера военной полиции, который как правило использует положительный имидж военнослужащих США, в которой объединилась европейская тенденция к реалистичности и американский фон.

Роман Этаж смерти был награжден премиями Энтони и Барри за лучший дебют года, а также номинирован на несколько престижных премий. Последовавший в 2000 году японский перевод романа также был отмечен как лучший переводной роман.

Ценой собственной жизни

Второй роман Ли Чайлда о Джеке Ричере — Ценой собственной жизни (Die Trying) был опубликован в 1998 году. На этот раз герой-бродяга вынужден остановиться на время в Чикаго, довольно крупном американском городе, поскольку у него закончились финансы. А чтобы прокормить себя он вынужден подрабатывать, здесь его и застает информация о пропаже агента ФБР Холли Джонсон. Холли пропала в городе Йорке в Монтане, где всем заправляет местный авторитет Боркен, психопат и активный сторонник неонацистской идеологии.

Возможно ФБР еще долго ковырялось бы в носу, если бы Холли не была дочкой председателя Объединенного комитета начальника штабов и крестницей президента, и также легко разобралось бы с местной группировкой, подтянув кавалерию, но оказывается, что в рядах хранителей правопорядка работает крот, который сливает всю информацию. Ричер оказывает невольно втянутым в эти разборки, а поскольку он человек со стороны, его кандидатура идеально подходит для внезапной операции.

Повествование идет от третьего лица, но в отличие от поздних романов, автор продолжает рассказывать о чувствах и эмоциях, указывает на ошибки Ричера, отчего герой кажется реальным человеком, а не машиной для убийства. Эффектно описаны сцены подготовки и бегства Джека и Холли, после искусственно вызванного хаоса в рядах неонацистов. Романтические сцены в этой книге сведены до минимума, но вспыхнувшее между беглецами чувство, описано ярко и в отличие от более поздник работ, не по шаблону.

Но не надо думать, что Ли Чайлд не лишил своего героя мощных инструментов для борьбы с противниками. Крепкое телосложение и владение самыми различными видами оружия делают его героя уникальным, писатель же сосредоточивает внимание читателей на другом — таланте розыскника. Каждый роман подобно детективу скрывает элемент загадки или тайны, которую должен разгадать Джек Ричер и для этого у него есть все предпосылки, доведенные до автоматизма навыки работы военным следователем и богатый опыт. До Ли Чайлда аналогичный опыт удалось создать пожалуй только Джону Макдональду, описавшему приключения Тревиса Макги — эксперта по спасательным операциям. Чайлд создает из Ричера эдакого рыцаря, который бродит по просторам Америки и влюбляется в природу и людей, которых встречает, часто даже против своей воли.

Роман по своему стилю поход на романы Флеминга. Стремительный экшн, наполненный яркими и развлекательными сценами, подчеркивает талант рассказчика у Ли Чайлда. Джек Ричер — новый агент 00…, сильный и храбрый, в которого влюбляются все женщины встречающихся ему по пути. Но Чайлд постепенно уходит от эмоциональных переживаний в стиле бонда, его герой со временем испытывает все меньше интереса к слабому полу, и все больше готов помочь любому человеку, оказавшемуся в затруднительном положении.

Ловушка

Третий роман английского писателя Ли Чайлда Ловушка (Tripwire3, 1999) приводит главного героя серии, Джека Ричера в Нью-Йорк. Забавно, что на фоне урбанистических пейзажей герою придется столкнуться с почти волшебным злодеем. Некто Хоби по кличке Крюк, сильно смахивает на Капитана Крюка из детской сказки Д. Барри. Правда в отличие от капитана пиратов, Крюк из триллера Чайлда вытворяет вещи гораздо более жестокие и кровавые.

Ричер, который в очередной раз спасает мир, точнее жителей Нью-Йорка, Манхэттена и посетителей Всемирного торгового центра, ему приходится проявить очередные чудеса мужества при столкновении с отвратительным злодеем.

Герой находит поддержку в лице своего бывшего наставника из военной полиции. Ситуация закручивается, поскольку Ричер проявляет любовный интерес к дочери своего начальника — Леон Гарбер. Финал роман более чем необычен, поскольку американский бродяга находит дом и подругу, хотя постоянные читатели серии знают, что все это ненадолго, ведь уже в следующем романе они встретят своего героя на дороге.

Автор продолжает рассказывать о приключениях Ричера в третьем лице, скрывая эмоции и переживания своего героя. Ли Чайлд утверждает, что повествование от третьего лица дает больше свободы в создании напряжения и придает истории большей динамики. По признанию писателя подобная манера делает его историю более читабельной и позволяет скрыть некоторые неловкие моменты. Видимо, Чайлд не желает выдавать слабости, а также планы и задумки своего персонажа.

Хотя в этом романе заметны некоторые недостатки. Например, писатель словно пытается убедиться, что читатели внимательно следят за ходом действия и трижды повторяет одну и ту же информацию. Впрочем, подобные неловкости скрашиваются элементами юмора, которые украшают не только речь главного героя.

Литературное наследие Джека Ричера восходит к героям классических поэм, проходит через эпоху средневекового рыцарства и добирается до ковбоев американского Запада. Неизменная модель в таких случаях, напряжение между индивидуализмом героя и нуждами населения. Появление героя совпадает с появлением нужды, но как только герой начинает доминировать над проблемой, его история заканчивается. Ричер с готовностью признает, что он бродяга. На него давят судьба брата и история его отца и наставника. Но в отличие от родственников для него все истории заканчиваются отлично, и вновь он оказывается в нужном месте, в нужное время.

Ли Чайлд получил в целом положительные отзывы о книги. Начиная с этого романа, рецензенты регулярно отмечают удивительный талант рассказчика у английского писателя. Например, один из них написал, триллер хорош до последней капли. Высокую оценку Чайлд получил и от своих коллег, так Майкл Коннелли написал аннотацию, размещенную на обложке: закрученный триллер, который придает новый смысл тому, что должно быть. Стивен Уайт сказал просто и лаконично, очень стильный триллер. И с этим нетрудно согласиться.

Гость

Начало очередной истории о Джеке Ричере происходит в Нью-Йорке, где героя оставил автор в финале предыдущего романа. Как обычно Ли Чайлд начинает свою увлекательный рассказ с инцидента, который происходит в ресторане где Ричер избивает двух головорезов, собиравших дань за крышевание. Бандиты и сотрудники ФБР принимают его за одного из преступников из соперничающей группировки, но когда выясняется истинная профессия Ричера, бывшему военному следователю поступает предложение, от которого он не может отказаться.

Джек Ричер оставляет свой домик, доставшийся ему в наследство от наставника, и отправляется в академию ФБР, где ему приходится заняться расследованием серии убийств. Здесь же он знакомится с очередной романтической женщиной — Лизой Харпер, которая и помогает поймать убийцу, пока тот готовит нападение на свою пятую жертву. В Федеральном бюро расследований работой Ричера недовольны по двум причинам. Во-первых, убийцей оказался один из агентов, имени мы намеренно не раскрываем, а, во-вторых, Ричер убил одного из агентов.

Роман Гость (The Visitor, 2000) — четвертый в серии о Джеке Ричере. Американские издатели сочли название Гость слишком фантастическим и издали книгу под другим названием — Бег вслепую (Running Blind). Роман был номинирован на несколько премий.

Постоянными героям романов Ли Чайлда, являются женщины Ричера, которых главный герой меняет как перчатки, от романа к роману. Романтические чувства, которые неизменно вспыхивают у главного героя, напоминают классические образцы, этакого байроновского персонажа, где минутная страсть вспыхивает и угасает. Образ женщины почти неизменный — высокая, худощавая, белокурая и профессионал в своем деле. Этот шаблон был многократно подвергнут критике, но писатель, выпустивший на данный момент уже 18 романов, и не думает вносить изменения в этот элемент или удалить его из сюжета.

Критики и рецензенты в целом положительно оценили очередной триллер Ли Чайлда, отметив отличный сюжет, который погружает читателей с головой в историю, полную реальных деталей, но далекую от реальности, настолько, что это даже незаметно. Американские критики хвалили автора за интересный персонаж, складно продуманный и выдержанный на протяжении нескольких романов.

Кровавое эхо

Некоторые критики утверждают, что пятый роман Ли Чайлда о Джеке Ричере — это апогей всей серии. Трудно утверждать это наверняка, тем более, что серия еще не завершена, а Чайлд — мастер рассказывать истории, и каждый раз они выходят у него все лучше и лучше.

Роман Кровавое эхо (Echo Burning4, 2001), действительно намного лучше первых четырех. Как это становится привычным в серии Чайлда, место действия и персонажи пронизаны смыслами, которые хорошо воспринимаются на фоне американских пейзажей.

На этот раз автор обнаруживает своего блуждающего героя в Техасе. К Джеку за помощью обращается молодая женщина Кармен и просит защитить ее дочь от мужа-бандита. Сейчас муж в тюрьме, но грозился расправиться или даже убить дочь после освобождения. И Джек как это обычно отправляется на помощь…

Но муж, распускающий руки, не единственное испытание, которое ждет Джека Ричера. Ему придется столкнуться и с профессионалами. Джек и Кармен приходится выдержать настоящую атаку с применением огнестрельного оружия. Но Чайлд вновь закручивает сюжет, поскольку главной проблемой является даже не отряд профессиональных наемников, а безжалостная система американского правосудия, готовая покарать Кармен за возможное убийство мужа. Именно здесь Ричеру приходится принять настоящий бой. Тем более, что он не вполне уверен в своей подзащитной…

В работе над романом первоначальная идея состояла в том, чтобы написать истории о жене, спасающейся от возвращающегося из тюрьмы мужа. Но писателю так понравился образ Кармен Грир, что он пошел в работе над ним намного дальше, чем обычно, создав из героини нее настоящую роковую красавицу, смотря в глаза которой забываешь о том, что минуту назад ты ей не доверял. Именно образ Кармен еще раз подтверждает близость триллеров Ли Чайлда к истоками — крутому детективу и его стандартным героям.

В ходе работы над романом появился и еще один персонаж, правда менее проработанный и как следствие иллюстрирующий всего лишь одну идею. Алиса Аманда Аарон, адвокат Ричера, вегетарианка и лесбиянка, чье присутствие наглядная иллюстрация того разнообразия мнений и взглядов, которые можно встретить в Америке. Если причуды Алисы в Нью-Йорке принимают за норму, в Техасе она кажется моральным уродом.

Ли Чайлду доставляет особое удовольствие описывать Америку, отчего большинство американских читателей считают писателя американцем, с таким чувством он описывает неродную страну. Впрочем Ли Чайлд не первый, для кого просторы Америки стали площадкой на которой разворачиваются события воображаемых сюжетов. Один из самых знаменитых предшественников — Джеймс Хедли Чейз, также был британским писателем, чьи герои бродили по литературной Америке.

Но если Чейз мог обойтись географическими справочниками, картами и туристическими путеводителями, опираясь на которые он создавал ландшафт воображаемой Америки, сегодняшние читатели требуют большего правдоподобия. Ли Чайлд не дает повода усомниться в том, что он видел все собственными глазами.

Спокойствие и уверенность, с которой Ричер делает свое дело, часто становится заразительным и в некоторых романах персонажи, играющие роль жертв, зараженные примером Ричера также начинают действовать более сознательно и использовать внутренние ресурсы. Характерная черта романов Чайлда в том, что именно беспокойство и бездумное принятие любых условий, неизменный фактор подчинения безжалостным хищникам. Поэтому одна из задач Ричера — научить. А когда жертвы начинают огрызаться — даже на своего защитника — Ричер понимает, дело сделано.

Критики в целом одобрительно отозвались на выход романа Кровавое эхо, рассыпая восторженные фразы о хореографии насилия, блестящем и тревожном романе. В Бостон Глоуб рецензенты признали роман Ли Чайлда лучшей книгой года и хотя он не получил никаких наград, книга лишь закрепила статус автора как поставщика захватывающих бестселлеров.

Без промаха

Убедительный довод

Джек Ричер, сквозной герой романов английского писателя Ли Чайлда регулярно попадает в переделки и экстремальные ситуации, а также радует читателей поисками выхода в безвыходных ситуациях. Подобно своему прототипу — Джеймсу Бонду, Ричер всегда может принести то, не знаю что.

Вот и в романе Убедительный довод (Persuader, 2003) его нанимает Министерство юстиции для не совсем законного дела. Он должен проникнуть в дом к подозреваемому в торговле наркотиками, чтобы выяснить местонахождение агента, от которого уже семь недель нет никаких вестей.

Под домом подразумевается сверхукрепленная и не менее серьезно охраняемая крепость, расположенная на полуострове, что сильно ограничивает к ней доступ. У Ричера есть и своя причина помочь правительству в столь щекотливом задании. На этого наркодилера работает человек, который несколько лет назад убил любимую Ричера. Поэтому месть можно сочетать с операцией, у которой нет никаких норм и ограничений.

Не хотелось бы давать больше информации, поскольку Ли Чайлд скупо, но умело в очередной раз воссоздает напряженную атмосферу, без которой трудно представить его книги. Недаром, его творчество было отмечено Алмазным кинжалом.

Роман написан по традиционной схеме, где хорошие парни противостоят плохим и несмотря на колебание весов по ходу развития сюжета, автор никогда не оставляет победителями негодяев.

В отличие от первых книг серии, роман Убедительный довод написан в более жесткой манере, заставляя читателя по-настоящему нервничать в ряде эпизодов. От детективного расследования здесь осталось ну совсем немного, разве поиски пропавшего агента.

Захватывающий роман, великолепное чтение во время отдыха или если вам хочется отвлечься. Или как пишут рецензенты, умелое сочетание секса, насилия, садизма, шпионской истории, мести, обмана и непрерывного действия.

Враг

Выстрел

Трудный путь

В очередном триллере английского писателя Ли Чайлда (Трудный путь — The Hard Way, 2006; второй русский перевод романа опубликован под названием Похититель) Джека Ричера заносит в Нью-Йорк, где он как обычно останавливается, чтобы выпить кофе, а становится свидетелем похищения.

Ричера находит и нанимает богатый руководитель группы наемников, для расследования инцидента. Пока Ричер тупит над расследованием, неожиданно начинают всплывать старые грешки его нанимателя. В результате Ричер понимает, что его наниматель отнюдь не белый и пушистый поставщик наемников в горячие точки мира, а похищение не более чем инсценировка и попытка сбежать от человека, чья жизненные принципы были скованы военной дисциплиной.

Надо признаться, что иной раз книги Чайлда просто бесят, поскольку в них все окружено насилием, у которого много лиц, а Ричер — очередной Джеймс Бонд, который никогда шагу не сделает, чтобы не найти улики, а убить может без зазрения совести. Подобное сочетание порой выводит из себя, особенно когда читаешь две-три книги Чайлда подряд.

Интрига в романах Чайдла — примитивная, а копания горе-расследователя показаны словно в замедленной съемке, трудно в очередной раз подумать о тугоумном военном следователе. Шаблонные сюжеты триллеров Чайлда подобно книгам Яна Флеминга сочетание насилия и невероятного по своим достоинствам и качествам персонажа. Романы очень стандартно начинаются и также стандартно заканчиваются, Джек Ричер, имея только зубную щетку в кармане, спасает мир от очередного негодяя, или просто город, влюбляется в девушку и снова уходить бродить в финале романа.

Несмотря на эту шаблонность, романы увлекательно написаны и если забыть о рамках, читать их можно даже с интересом, поскольку талант Чайлда-рассказчика не подлежит сомнению.

Сплошные проблемы и неприятности

Если вы впервые беретесь за чтение романов о Джеке Ричере с книги Сплошные проблемы и неприятности (Bad Luck and Trouble, 2007), не расстраивайтесь, что это одиннадцатая история его захватывающих путешествий. Большинство романов Ли Чайлда автономные истории, мало чем связанные с предыдущими романами. Люди же знакомые с ранними романами серии, хорошо знают, как примерно будут развиваться события в очередном триллере, но от этого он не становится менее скучным или предсказуемым. Ли Чайлд мастер увлекательных историй и в этот раз он не разочаровывает своих поклонников.

Когда ищешь аналоги Ричера, на ум приходят Джеймс Бонд или Джек Бауэр из телевизионного сериала «24″. Эти герои целостные внутри и снаружи, и способны подчиниться только внутреннему моральному кодексу. Они патриоты в хорошем смысле слова, безродные, беспокойные, не способные устроить свою личную жизнь, а также пережившие трагедию в прошлом, что часто дает повод для появления новых неприятностей.

Обаяние Джека Ричера в его неприхотливости. Американский одиссей не отягощен ничем кроме зубной щетки, сопровождающей его во всех приключениях и банковской картой. Данный роман начинается с обнаружения лишних средств на счету. Но сумма не круглая, а потому Ричер догадывается, что это не более чем код. Отправитель этого сообщения его армейский коллега, ведь Ричер в прошлом несколько лет служил военным следователем. Впервые в серии, из прошлого появляются друзья и враги. Его армейское прошлое не только источник бесценного опыта как выжить в любых неприятных ситуациях, но иногда и осложнений.

Триллеры Ли Чайлда не содержат головоломных загадок или жестоких убийств, чаще всего Ричер ввязывается в конфликтную ситуацию местного или мирового масштаба, где все действующие лица остаются на виду, но сама ситуация требующая разрешения движет развитие сюжета. Интрига и иллюзия расследования достигаются благодаря неспешному изучению дела Ричером и столько же неторопливому распутыванию сути и мотивов конфликта.

Ричер в очередной раз выяснит причину и разберется в ситуации, заставит читателя не раз напряженно глотать очередные главы, хотя все знают, что кончится все хорошо. Ли Чайлд в очередной раз радует читателей захватывающим триллером, способным заставить забыть о всех бытовых проблемах и заботах.

Нечего терять

Ли Чайлд — плодовитый писатель и ему ничего не составляет отправить своего героя в очередное путешествие. Джек Ричер — одиночка. Его родители умерли как его брат, поэтому он любит путешествовать нигде не останавливаясь надолго. Ричер ехал на автобусах там, где они имелись, или автостопом в тех местах, где автобусов не водилось. Если же остановить никого не удавалось, шел пешком.

Действие очередного романа о Джеке Ричере (Нечего терять — Nothing to Lose, 2009) происходит в городах с яркими названиями Хоуп (Надежда) и Диспейр (Отчаяние) штата Колорадо. Ричер попал в это место случайно, и уже собираясь отправиться дальше после чашки кофе в единственном местном ресторане, но вместо этого его арестовывают и выдворяют из города полицейские. Такое странное поведение местных властей наталкивается на упрямство Ричера, заинтригованного поведением полиции. К тому же у него завязывается очередной роман с женщиной полисменом, и вопреки всему Ричер остается.

Медленно и вдумчиво он распутывает связи и доискивается до истинных причин произошедшего. Интуиция его не подводит, в городе действительно происходят странные вещи, а вычислить и добраться до человека заправляющего городом помогает военная выучка и богатый опыт военного следователя.

Ричер не из тех героев, кто готовы успокоиться, пустить корни и создать семью, поэтому его мало заботят чувства людей, вызванные его расследованием. Если у него сносилась рубаха или джинсы, он покупает новые, а старые выбрасывает. Эта нестандартная подвижность и своеобразная целеустремленность помогают ему выстоять в бою, даже если соотношение 6 к 1. Именно эти качества помогут выяснить тайну города, где ему не позволено было даже выпить чашку кофе.

Роман написан увлекательно, но предсказуемо. Читатели догадываются, что Джек Ричер сможет решить проблему, какой бы сложно она ни была, и даже если начнется третья мировая, он сможет выжить. А манящая чашка кофе сможет задержать вас на несколько дней, пока вы дочитаете книгу до конца.

Я уйду завтра

Большинство триллеров о Джеке Ричере схожи между собой — сохраняя неизменную структуру, мотивы для конфликта, который герой должен решить в течение времени, отведенного романистом для одной книги. Но каждый раз Ли Чайлд очаровывает своих читателей доводя до белого каления всех героев очередного конфликта, единственным ключом к решению которого служит спокойный, немного недалекий типичный американский парень, обнаруживающий в критической ситуации свои сверхспособности.

Автор никогда не оставляет своему герою возможности для личной жизни, разве только в пределах одного романа, на виду у читателей, заставляя его бесцельно проводить жизнь, колеся на автобусах по дорогам Америки. Чайлд рвет все нити, протянутые из прошлого, когда он служил в армии и работал военным следователем. В случае нужды ему всякий раз подворачиваются люди, которые остались ему должны в прошлом, но которым сам герой ничего не должен, в очередной раз, оставляя их в долгу.

В своих блужданиях Ричер регулярно натыкается на неприятности, с которыми удается справиться, только прилагая усилиям и напряжению, а также благодаря былой военной закалке. Зато он с легкостью справляется с головоломными задачами, которые под силу только бывшему военному следователю. Еще меньше его беспокоят физические препятствия, поскольку он великолепно расправляется с недругами в рукопашном бою и хорошо знаком со всеми видами современного вооружения. В этом он напоминает знаменитого агента 007, Джеймса Бонда, Ли Чайлд не скрывает, что во многом он списал свой образ именно с этого архетипичного героя.

Подобно Бонду, Джек Ричер регулярно знакомится с прекрасными женщинами, но не более чем на один роман. Его удел — блуждать по Америке с зубной щеткой в кармане и потрепанным паспортом. В романе Завтра ты умрешь (Gone Tomorrow, 2009; в русском переводе — Джек Ричер, или Я уйду завтра) действие разворачивается в рамках привычного канона, разве только Ричер вместо автобуса едет на метро. Он замечает женщину, очень похожую своим поведением на террористку-смертницу… Не станем раскрывать секреты очередного увлекательного романа, скажем лишь, что Ричер оказывается лицом к лицу с террористами-смертниками и бандитами, украинской национальности. Ему приходится противостоять слаженной организации, которая столкнувшись в несистематичным Ричером, допускает сбой за сбоем.

Как это обычно бывает, Ричер довольно медленно движется к разгадке, перебирая все возможные варианты. Но главный герой не выглядит глупо, на фоне своих оппонентов, соображающих еще медленнее. А в результате автору удается по ходу дела рассказать о военной стратегии США во время афганской войны 80-х годов и внутренней системе работы нью-йоркского метро, о различных видах оружия и о том где и как можно переночевать в Нью-Йорке бесплатно (книжный магазин, метро, кафе или скамейка в парке).

Так же привычно заканчивается этот роман. Ричер отделяет плохих от хороших и свершает правосудие, после чего отправляется в очередное странствие с банковской картой, зубной щеткой и старым, потертым паспортом, чтобы найти себе очередное приключение в очередном американском городе в другом штате или округе.

61 час

Роман 61 час (61 Hours, 2010) типичный триллер английского писателя Ли Чайлда. Типичный, поскольку в нем происходит ряд событий, в том числе и совершенно неправдоподобных, которые способен проанализировать и разрешить только Джек Ричер, главный герой серии.

Несмотря на динамику и напряженность все события происходят словно в замедленном темпе, а каждая глава заканчивается стандартной фразой, осталось … часов, как вы понимаете, из заглавия герою отводится 61 час на решение проблемы. Напряжение во время чтения, создается благодаря очень характерному для повествовательном манеры Чайлда — недальновидности Ричера, ведь любой читатель идет на шаг впереди героя, хотя глупым обозвать Ричера язык не поворачивается. Писатель неоднократно выступал против причисления его к детективному жанру, возможно подобная техника рассказывания истории создана сознательно, словно вразрез с традициями классического детектива, где читатель обычно отстает на один шаг от сыщика.

Чтобы немного сбить напряжение, Чайлд делает паузы, рассказывая о прошлом Джека Ричера. Он приводит целый ряд историй характеризующих его отнюдь не как крутого парня, начиная с шестилетнего возраста, когда он впервые попал на военную базу. Часто о нем рассказывают свидетели его детства.

События романа происходят в Южной Дакоте, скованной страшными холодами. Авария между легковушкой и пассажирским автобусом, на которых так любит передвигаться Ричер, заставляет его сделать очередную остановку.

После незначительных чудес интеллекта и рыцарства, путешественникам удается добраться до ближайшего городка, где несмотря на суровую зиму полиция почти не оказывает помощи пострадавшим. Оказывается, полицейские готовятся отразить внешнюю угрозу, исходящую от байкеров, обосновавшихся в заброшенном здании на окраине. В полиции убеждены, что байкеры причастны к изготовлению и распространению наркотиков и кроме того арестован глава банды.

В полицейском участке есть свидетель — местный учитель, готовый дать показания против одного из байкеров. Но дело осложняется тем, что весь состав полицейского участка обязан обеспечивать охрану местной тюрьмы в экстренных случаях, а стражи закона уверены, что банда попытается организовать побег или другое экстренный случай, чтобы получить, пусть на ограниченное погодными условиями время, городок под свой контроль.

В этой книге много интересного. Ли Чайлд — автор международных бестселлеров, и поддаться очарованию его романов немудрено. Джек Ричер также чертовски привлекательный персонаж. Детали, описанные в романе интересны сами по себе, даже если они помогают или мешают герою. Финал романа заставляет читателей поволноваться. Не надейтесь увидеть в этом романе больше, чем обычно это бывает у Ли Чайлда. Если вы думаете покопаться и развенчать произведение с помощью логики или здравого смысла, боюсь, он не выдержит и одного часа прочтения.

Ради чего стоит умереть

Постоянные читатели серии книг Ли Чайлда помнят, что роман 61 час, заканчивается неопределенной ситуацией — подземным взрывом, и читатель не знает, выжил ли Джек Ричер после этого и каким образом ему это удалось…

В следующем романе серии Ради чего стоит умереть5 (Worth Dying For, 2010) Ли Чайлд не спешит раскрыть тайну волшебной способности Ричера выжить и выбраться из безвыходных ситуаций. Мы встречаем неутомимого героя, который движется автостопом на встречу с очередной женщиной. Единственное, что связывает этот роман с предыдущим, мы узнаем, что Ричер в финале предыдущей истории общался с ней по телефону. Сразу же появляется тревожная нотка, поскольку мы узнаем, что его собеседница взяла на себя роль командующего воинской частью.

Его маршрут пролегает через маленький городишко в Небраске. Поскольку уже поздно Ричер решает заночевать здесь и как обычно попадает в ситуацию, требующую его вмешательства. Помощь и защита нужна избитым женщинам, а после вмешательства Ричера, бытовой конфликт разрастается и конфликтная ситуация перерастает в проблему, удостоенную рассказа в отдельном романе.

Ли Чайлд создает очередной стандарт, с которым хорошо знакомы любители этой серии. Маленькое, изолированное от внешнего мира общество, подконтрольное силе небольшой команды, обеспечивающей себе превосходство с помощью физической силы. Но не все так просто, в этом обществе существует и загадка, пропавшая 25 лет назад девушка, дочь одного из местных жителей. Врожденное чувство справедливости не позволяет пройти мимо и Ричер запускает расследование, попутно выравнивая ситуацию, исправляя несправедливость в маленьком городке.

Криминальная ситуация в городишке не ограничена границами маленького поселения, насилие идет от преступников из Лас-Вегаса, а также еще выше, от итальянских мафиози, или даже русских. Большая часть романа состоит из разборок Ричера с очередной партией бандитов, прибывающих извне, чтобы выяснить или уладить ситуацию.

Не станем раскрывать детали сюжета, поскольку поклонники историй о Джеке Ричере найдут полный набор привычных компонентов, из которых английский писатель выстраивает свои американские истории. Крутой герой, придерживающийся норм своего морального кодекса, отстаивает истинные американские ценности, которые без тени иронии подаются как высшее благо. Стилистика и сюжет этого романа более нагружены, чем некоторые ранние образцы, ставшие бестселлерами, но не создают излишней нагрузки для мозга. Добротный коктейль из тайны и неизвестности, разрешающихся отнюдь не супер-проницательным Ричером, хотя он всегда более догадлив и умен чем его оппоненты.

Не ищите дырки в сюжете, поскольку их очень много, впрочем, если вы нетребовательны к подобным вещам, и предпочитаете зрелищное и захватывающее чтиво, в сочетании с пляжем и открытой водой, безусловно роман именно для вас.

Дело

В марте 1997 года майор Джек Ричер заходит в здание Пентагона, где у него в 12:00 назначена встреча. Он в форме, при всех медалях, начищенных до блеска, также как и его обувь. Но на лице у него щетина, а еще он ожидает неприятностей от доклада по своему последнему делу…

Пять дней назад он получил приказ перебраться из своей части в маленький городишко Картер Кроссинг, который расположен рядом с военной базой в форте Келхам. В городке также расквартированы две роты элитных рейнджеров, выполняющих регулярные рейсы в Косово, на неофициальной основе. Поводом для появления в городке, служит убийство одной из жительниц, которую нашли с перерезанным от уха до уха горлом. Девушка была подругой одного из солдат. Расследованием этого дела занимаются местная полиция, поэтому Ричеру поручено действовать негласно. О результатах расследования ему велено доложить начальству и избегать контактов с местными дознавателями. Дополнительную сложность расследованию придает тот факт, что один из командиров роты рейнджеров — сын влиятельного сенатора, готовый подключить политическую машину и голоса избирателей за своего сына. Поскольку расследованию этого убийства придается особое внимание, Ричеру заранее дана установка, которая грозит разрушить веру в его идеалы.

Итак, Джек Ричер облачается в штатское и с одной зубной щеткой в кармане, после нескольких заминок во время автомобильных переездов попадает в Картер Кроссинг. Его видение, а также ряд фактов не совпадают с версией предложенной ему командованием. Больше ему нравится версия местного шерифа Элизабет Деверо, руководящей полицейским расследованием, а тем временем к одному убийству, добавляется еще два.

Роман Ли Чайдла Дело (The Affair, 2011) — шестнадцатый в серии о Джеке Ричере. Он ретроспективно переносит нас во время, когда Ричер еще служил в военной полиции. События происходят за полгода до расследования, описанном в первом романе серии — Этаж смерти. В период, когда Ричер еще только становится блуждающим самураем, хорошо известным по более ранним романам серии.

Ли Чайлд скупыми средствами создает впечатляющую картину города, разделенного трассой на военную и гражданскую, черную и белую части. Трасса становится своеобразным скелетом романа, местом конфронтации и смерти. Чайлд мастерски рассказывает эту историю, напряжение он создает без внутренних монологов, без эмоций и цветистых метафор. Он лишь тщательно выписывает факты и сообщает о взаимодействии между героями. Подробные описания Чайлда позволяют следовать за Ричером и видеть все происходящее глазами главного героя.

Роман Дело сделан не просто великолепно, а просто неподражаемо. Трудно отрицать, что талант Чайлда растет от романа к роману, хотя и бывают временные спады. Но здесь писатель смог реализовать свой талант рассказчика на все сто процентов. Пейзажи под стать внутреннему состоянию, нужно нагнетают атмосферу, а в другом месте словно снимают напряжение. Небольшие главы и устойчивый ритм книги, идущий по нарастающей к финалу, не дает успокоиться, хотя регулярные читатели серии знают, что Ричер выживет в этой передряге, но роль пешки в большой игре, не дает посторонним мыслям покоя. Как и переживание о том, что после этого дела у Джека Ричера не пути назад, он уже не вернется к прежней жизни.

Разыскиваемый

Джек Ричер возвращается в 17 раз, русские читатели имели возможность познакомиться с крутым и угловатым, а может быть просто неуклюжим парнем, который налегке путешествует по Америке, обремененный только зубной щеткой. 30 августа американские читатели смогли получить новую книгу Ли Чайлда (Lee Child) о приключениях бывшего военного следователя Джека Ричера (Jack Reacher).

Внешняя неуклюжесть не мешает Ричеру всегда докапываться до истинных причин происходящих событий, особенно в тех случаях, когда он ввязывается в непростые истории. Всегда интересно следить за его неторопливыми расследованиям, которые прежде чем добраться до правильного решения, как и положено в детективе, попадают в логические или психологические тупики. Это приземленное свойство героя, нарочно выпячиваемое автором, постоянно попадать в обломные ситуации, прежде чем он найдет единственный выход, так свойственно людям, что делает романы о Ричере, этаком супер-детективе очень человечными, а главного героя похожим на простого недалекого парня из глубинки.

Сюжет романа В розыске (A Wanted Man) продолжает историю начатую в предыдущем романе Ради чего стоит умереть.

На этот раз его подпирают трое неизвестных, двое мужчин и женщина, что дает Джеку лишний повод для беспокойства, ведь непросто подобрать человека, который голосует на дороге с носом заклеенным скотчем серебряного цвета, да еще со столь неуклюжими манерами. Но вот машина попадает на контрольно-пропускной пункт и становится ясно, что ситуация с тремя неизвестными более чем загадочная. Зачем они посадили Ричера? потому что ищут трех неизвестных, или может Ричер просто приманка?

На этот раз Ричеру придется столкнуться с террористами и правительственными агентами, но рубаха-парень как всегда остается в роли одинокого рейнджера, решающего мировые конфликты, почему-то разворачивающиеся в американской глубинке. Впрочем, все как всегда ему помогает симпатичная красотка, которая ему на первых порах не доверяет. Немного шаблонный сюжет, описывающий плохих парней и их мотивацию, не вызывает в этом романе чувство оскомины, все скрашивается очередным ироничным описанием тыканий Ричера, прежде чем он возьмет след. А вот динамичность описания кажется уже не столь стремительной, а сюжет увлекательным, как это было во время чтения первых романов Ли Чайлда, поскольку мы видим множество риторических и сюжетных приемов знакомых нам по предыдущим работам.

Если вы планируете только познакомиться с романами Ли Чайда, особенно в свете готовящейся выйти на экраны очередной экранизации с Томом Крузом, роман нисколько не хуже остальных, но если вы уже прочли несколько романов об слоняющемся по Америке сыщике-по-неволе, думаю, вы будете немного разочарованы.

Никогда не возвращайтесь

После публикации последнего романа Ли Чайлда о Джеке Ричере (В розыске), поклонники этого крутого героя смогли наблюдать неоднозначную интерпретацию одного из ранних романов в исполнении Тома Круза, а англоязычные поклонники смогли получить ряд историй в виде кратких рассказов. За это время Ли Чайлд был награжден Алмазным кинжалом как мастер криминального жанра. Но все поклонники этой серии с нетерпением ждали выхода очередного романа.

Наконец мы вновь видим Джека Ричера в романе Никогда не возвращайтесь (Never Go Back, 2013). А если в противовес совету, звучащему в названии вернуться немного назад, мы можем вспомнить, как Ричер боролся с мексиканским криминальным авторитетом, по прозвищу Платон в романе 61 час, как ему пришлось схлестнуться с бандой байкеров в Южной Дакоте. Он отлично справляется со своей ролью одиночки, расправляясь с кланом Дункана в сельском районе Небраски, и когда разбирается с клубком интриг, сплетенных ФБР, и когда путешествует автостопом в Чикаго.

Но вот очередная точка на карте Америки, где мы обнаруживаем не способного сидеть на месте героя — 110 рота военной полиции, место его прежней службы. Как это бывает во всех книгах Ли Чайлда, герой собирается просто выпить кофе вместе с очаровательной знакомой, но вместо радушного приема Джека Ричера ожидает очередная неприятность. Его знакомая под арестом, а его самого обвиняют в прошлых грехах. Его разыскивают, чтобы допросить о смерти заключенного, которого он некогда допрашивал. Ричер может, как всегда просто взять и уйти, но он делает непростой выбор, он делает попытку разобраться в интриге, которая искажает его прошлое.

Поклонники этой серии знают, что Ричеру на пути к разгадке встретятся не только и не столько интеллектуальные задачки. Его попытаются «уговорить» силой, но недаром Ричер прошел армейскую школу, а затем побывал в стольких передрягах, чтобы сдаться перед сильным противником. Он доводит все до конца. Очевидная тенденция последних книг — нити интриг уходящие на самый верх, остаются нераскрытыми…

В очередной раз мы можем убедиться в мастерстве автора. Большая часть книги читается будто бы это лучший роман в серии. У Ли Чайлда явно не занимать умения рассказывать простые истории так чтобы дух захватывало. Но время для финальной схватки еще не настало, поэтому писатель также мастерски гасит напряжение. Джек Ричер не может ничего добиться в Вашингтоне, а нам остается только ждать дальнейших историй, в одной из которых писатель явно подхватит оставленную ниточку.

Очевидный успех последнего романа подтверждает тот факт, что в качестве основы для второго фильма о Джеке Ричере в исполнении Тома Круза избрали именно эту книгу. Наконец кинокомпании признали, что финансовые аргументы перевесили все сомнения и возражения, возникавшие после первого фильма.

Личное

Очередной, девятнадцатый эпизод в карьере Джека Ричера, о котором с большим мастерством рассказывает Ли Чайлд в полной мере оправдывает американскую поговорку, Вы можете оставить армию, но армия вас не оставит.

Новый роман Личное (Personal, 2014) нарушает сразу несколько канонов в устоявшейся серии. В очередной раз бродяга, путешествующий по Америке, имеющий с собой из багажа только зубную щетку делает вынужденную остановку. На этот раз поводом для очередного дела становится книга Армейское время, оставленная кем-то из группы военнослужащих возвращающихся на базу. Ричер поднимает забытую книгу и видит в ней надпись, сделанную жирным шрифтом: Джек Ричер позвони Рику Шумейкеру.

Ричард Шумейкер — бригадный генерал армии США, который сообщает Ричеру о том, что на французского президента объявлена охота. Некий искусный убийца, сильно смахивающий на Шакала из знаменитого романа Фредерика Форсайта, готовит покушение на президента, который должен встречаться с лидерами других стран в Лондоне на встрече G8.

ЦРУ дает Ричеру наводку, что Джон Котт, бывший оперативник чешско-американского происхождения, отсидевших за убийство рейнджеров, готовит покушение во Франции. Ли Чайлд старательно пытается убедить знающих читателей, что его история очень похожа на историю Шакала. Поскольку не только Франция, но и способ убийства президента сильно смахивают на роман Форсайта.

В очередной раз во время своего расследования Ричер знакомится с симпатичной помощницей, на этот раз это гламурная Кейси Ницца. Действия романа, наконец выходит за рамки США, в Европу. Лондон и Париж — фон для нового романа, а события больше напоминают приключенческий роман или фильм о Джеймсе Бонде. Невероятные злодеи, с которыми герой расправляется легко, одной левой. Окружают роман фантастической дымкой неправдоподобных событий.

Понятно, что именно Джеку Ричеру удается остановить убийцу, который идет на невероятные ухищрения. Более того ему удается пробиться к тайне через массу невероятных героев, но все же перед нами новый герой. И несмотря на кажущуюся легкость сюжета, а отсюда и краткого пересказа, многие критики начинают отмечать все больше сходства в триллерах Ли Чайлда с захватывающими и невероятными историями Короля саспенса — Альфреда Хичкока.

Вечерняя школа

Заставь меня

Вечерняя школа

Двадцать первый роман Ли Чайлда о Джеке Ричере все также радует своей непредсказуемостью сюжета и свежестью идей.

На этот раз история, в которую влип Ричер разворачивается после того как начальство направляет майора на переподготовку. Казалось бы, вернувшегося с секретного задания со свеженькой медалью на груди Ричера отправляют просто отдохнуть, но в школе учат агентов ФБР и аналитиков ЦРУ. А потому это не школа вовсе.

Как и положено в школе, Ричер получает задание — разведать за что некому американцу террористы выплатили 100 миллионов долларов. Точнее от «ученика» требуют ответа на три вопроса. Кто он? Что он продает? И кто его покупатели?

Мы привыкли, что Джек Ричер действует на благо общества, но всегда это делает один. Вот и в этот раз, Ричер начинает собственное расследование, посвящая в детали только заместителя советника по национальной безопасности доктора Марианну Синклер.

Здесь тоже все как по сценарию. Между Синклер и Ричером возникает симпатия, дальше больше. Но в отличие от ранних работ Ли Чайлда, здесь романтические и сексуальные сцены между героями ничего не добавляют к расследованию и выглядят от этого они несколько неуклюже словно наросты на хорошо продуманной истории. Что это? Попытки отдать дань традиции, сформированной в рамках серии? Стремление сохранить читателей, для которых любовная линия не менее важна, чем расследование? Может быть, это свидетельство ожидаемого спада?

Последний вопрос, пожалуй, лишний. Ли Чайлд лихо закрутил интригу и если вы любите подобное чтиво, не останетесь разочарованными. На мой взгляд, английский автор еще не достиг верхней точки в творчестве, после которой скатывание в повторение самого себя уже неизбежно.

Большой неожиданностью для серии, является переброска главного героя в Европу. Мы привыкли, что Ричер колесит по дорогам Америки и никогда не выбирается за пределы комфортной зоны. Здесь большая часть действия разворачивается в Гамбурге.

Второй приятный бонус — попытка Ли Чайлда осмыслить такое явление как терроризм, что в последнее время очень актуально. Писатель дает свои ответы на ключевые вопросы — почему? и зачем?

Третий бонус — сходство со шпионскими романами. Но в истории нет места интернету или использованию высоких технологий. Словно автор переместил нас на 20 лет назад. Это очень интересно, поскольку можно сравнить современные 007-подобные триллеры с воспоминаниями о недалеком, но совершенно ином прошлом.

Минус этого романа, как и нескольких предыдущих в снижении темпов экшена. Очевидно, Ричер вместе с автором постарел, а потому уже нет бесконечной погони, потасовок и перестрелок. Ну, может быть это и к лучшему.

Линия полуночи

Линия полуночи

В очередной раз Джек Ричер отправляется в путешествие. На этот раз он едет в Милуоки, где на берегах озера Супериор главный герой серии романов Ли Чайлда встречается с новым приключением.

Во время очередной остановки автобуса, Ричер выходит, чтобы размять ноги от долгого сидения в пассажирском кресле. Он ходит туда-сюда и неожиданно замечает на витрине обычного ломбарда кольцо. Это не просто украшение, выпускное кольцо — символ выпускников Вест-Пойнта, который Ричер закончил много лет назад.

Судя по размеру, кольцо принадлежало женщине. Ричер также понимает, что кольцо случайно попало в этот ломбард. Предчувствие беды его не обмануло.

Джек покупает кольцо и обнаруживает на внутренней стороне инициалы владельца — СР. А также получает информацию от продавца, что кольцо заложил некий Джимми Рэт, постоянный завсегдатай местных баров. Ричер остается, и старается найти этого самого Джимми.

Как и ожидалось, Джимми Рэт проводит время в одном из захудалых баров в компании друзей. Ричер пытается расспросить об истории кольца, но поведение Джимми идеально совпадает с его фамилией (Рэт (Rat) — крыса). Приходится Ричеру прибегнуть к проверенному методу.

Он подначивает компанию и кладет в противостоянии всех шестерых друзей Рэта. Проверенный метод срабатывает и Джимми наконец признается, что получил кольцо от Артура Скорпио, который работает в прачечной.

Джек садится на первый автобус и отправляется на поиски Скорпио, которого Рэт успел предупредить, прежде чем Ричеру удается найти работника прачечной. От Скорпио наш герой получает следующую информацию…

Кажется, что роман очень похож на банальный боевик, где главный герой укладывает одного негодяя за другим, чтобы в финале схватиться с главным злодеем и решить ключевую проблему.

Но за этим путешествием Ричера скрывается почти детективный сюжет, согласно которому сыщик должен по крохам информации добраться до преступника. Это схожесть с классическим детективом настолько очевидна, что когда я добрался вместе с героем до Линии полуночи, мой интерес заметно ослаб. Интрига во второй части истории заметно слабее, а попытки Ли Чайлда довести повествование до конца теряются в массе разнородных событий. Единственное утешение для поклонников серии — проблема описанная автором, очень актуальна в современной Америке.

Роман «Линия полуночи» заметно интереснее двух своих предшественников («Ночная школа» и «Заставь меня»). Фанаты серии наверняка будут упиваться новыми приключениями Ричера, но становится все более очевидно, что автор теряет талант удивлять!

Прошлое время

Прошедшее время

Лето заканчивается и Джек Ричер садится в автобус, чтобы отправиться на юг, где ночи теплее. Он отправляется из штата Мэн в Калифорнию … но все идет не так как задумано.

Читаешь роман и поначалу, кажется, что Ли Чайлд решил просто описать Америку — Сиракуза, Цинциннати, Сент-Луис, Оклахома-Сити, Альбукерк мелькают за окнами автобуса.

Но в Бостоне оказывается, что человек управляющий бизнесом Ричера должен вернуться, поскольку бизнес сделка, требует его присутствия. Ричер прощается и меняет маршрут. Так волей судьбы он оказывается в маленьком городке под названием Лакония, который он никогда не видел, только слышал, поскольку его отец отсюда родом.

Джек решает, что у него есть день на экскурсию по городу и поиски родных, но как догадываются читатели, здесь его настигает очередное приключение. В Лаконии нет ни следа от родных Ричера.

Вторая линия сюжета — путешествие молодой пары из Канады в Нью-Йорк. Пэтти и Шоти везут чемодан с таинственным грузом, который имеет огромную ценность. Но поломка машины вынуждает их остановится в жутком мотеле, где случается беда.

К грандиозному финалу читатели подходят с двумя вопросами. Первый, почему Ричер не может найти никаких следов своего отца в Лаконии и второй, что находится в чемодане Пэтти и Шоти?

Ли Чайлд отлично умеет сплести историю из стремительного экшна и детективной головоломки. Наверняка поклонники серии уловят моменты сходства этого романа с дебютной историей Ли Чайлда.

Роман «Прошедшее время» (Past Tense) словно очередная колонна, подпирающая парадный вход в популярную серию. А разборки в том, что творится внутри серии, романа или в воображаемых мыслях героя, оставлю на долю читателей. Скажу только, что этот роман достоин своих предшественников, он не выпадает из хорошо знакомой канвы, а потому доставит немало удовольствия поклонникам американского бродяги с исключительно непростым прошлым.

  1. Кинокритики много иронизировали сравнивая эти параметры с данными Тома Круза.
  2. Буквально это выражение означает место для забоя скота.
  3. Это словно буквально означает растяжку от мины. Рабочее название книги было Крюк (The Hook), но издатели настояли на более звучном названии.
  4. Буквально фразу можно перевести как Повторение поджога.
  5. Роман вышел в России под странным названием — Джек Ричер, или Это стоит смерти.
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. DennisPed

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста

    Ответить
    1. А. Владимирович

      Какого рода подсказка вам нужна, уточните, пожалуйста.

      Ответить