Триллеры Харлана Кобена делятся на две большие группы. Первая — серия о Майроне Болитаре, вторая — автономные романы, действие которых никоим образом не связано с другими. Читательское признание американский писатель получил после публикации первого романа из серии о бывшем баскетболисте Болитаре превратившемся волей судьбы в частного детектива. Он продолжал радовать поклонников этой серии на протяжении двух десятилетий, но надо признать, что автономные триллеры Кобен писал не из желания забыть на время о надоевшем герое. Успех, которым пользовались эти произведения, был не меньшим, чем у серийных романов, если не сказать большим. Очевидно, не желая себя сковывать рамками дозволенными возможностями своего героя, Харлан Кобен поднимал острые проблемы и вопросы современности, которые курсировали в массовом сознании, но находили отчетливое выражение именно в триллерах Кобена.
Один из последних романов, опубликованный два года назад (2012) вышел наконец в России. По-английски его название буквально можно перевести будь ближе или стань рядом (Stay Close), но русские издатели проявили изобретательность и опубликовали книгу под названием — Прошлое не отпустит. Название громкое и сразу привлекает внимание. Но расчет был не только на привлекательность.
Тема прошлого, поднятая в романе, не в первый раз обсуждается Кобеном. Так например, в романе Леса (Woods, 2007) американский писатель предлагает историю, где пересмотру подвергается убийство подростка, совершенное несколько десятилетий назад. Главный герой находит взаимосвязь с другим преступлением, совершенным в это же время и новая информация помогает представить все в ином свете. Характерная для всего творчества история ясно дает понять, что разлад с прошлым не сулит ничего хорошего.
Что-то аналогичное происходит и в романе Прошлое не отпустит. Традиционный зачин для триллеров Кобена представляет идеальных американцев. Но в жизнь неплохих, даже скорее обычных людей случается катастрофа, и американская мечта превращается в настоящий кошмар. Оказывается, что прошлое у героев романа было далеко не идеальным, и это прошлое начинает разрушать пусть рутинное, но спокойное воплощение предела желаний.
Харлан Кобен был всегда весьма изобретателен в создании характеров злодеев. Их образы в очередной раз нарисованы выверенными мазками. Но именно эта идеальная шагающая картина навевает в какой-то момент ощущение скукоты. Кобен — мастер, но будничный сюжет, мало чем выделяющийся на фоне ему подобных американских страшилок, лишний раз дает понять, только одно — талант мастера не даст вам заскучать, даже если вам в какой-то момент сюжет покажется немного знакомым или избитым.