Россия вперед — трилогия романов Егора Иванова — Негромкий выстрел, Вместе с Россией, Честь и долг отличают тщательная историческая проработка.
Негромкий выстрел
Все события в романе Егора Иванова (Игоря Елисеевича Синицина) Негромкий выстрел разворачиваются накануне Первой мировой войны. Хотя все вокруг говорят о мире, Европа готовится к войне. Политики строят планы переустройства мира и интригуют друг против друга. Разведчики тоже не сидят без дела. Германский генштаб и Эвиденцбюро Австрии активно и небезуспешно работают против России, используя в качестве пятой колонны русских масонов. Русская разведка отвечает взаимностью, особенно успешно действуя в империи Габсбургов, где использует славянский фактор. Австрийским делопроизводством в российском генштабе занимается полковник Алексей Соколов.
На этом фоне разыгрывается трагедия одного из создателей Эвиденцбюро, полковника австрийской разведки и одновременно русского агента Альфреда Редля.
Справедливости ради с самого начала стоит сказать, что Соколов является таким главным героем, без которого можно было бы прекрасно обойтись. Полковник Редль — вот центральная фигура романа. Самые напряженные и захватывающие моменты связаны именно с ним. Соколов лишь очень положительный и правильный персонаж, который должен олицетворять прогрессивную часть царской армии. Все действия этого персонажа никак не влияют на развитие основных событий романа, автору не удалось органично вписать его в реальные события, которые он здесь интерпретирует.
Не обошлось в книге и без самой прогрессивной части человечества — большевиков. Но они также весьма статичны, их присутствие на страницах обусловлено сами понимаете чем (77-ой год все-таки). Здесь не обошлось без явного перебора — переживания молодой русской социал-демократки Насти по поводу того, выходить или нет ей замуж за классового врага полковника Соколова до отвращения фальшивы… по крайней мере именно так это воспринимается в наше время.
Можно также предъявит претензии к уровню диалогов реальных исторических лиц. Большей частью они выглядят прямо перенесенными со страниц мемуаров.
В целом произведение воспринимается как художественно-публицистическое. Явным положительным моментом является хорошая историческая проработка и обилие фактического материала. В любом случае в советской литературе не так уж часто освещались события предшествующие Первой мировой войне. Тем более, что здесь интерпретируется (сами понимаете в пользу какой стороны) одна из самых захватывающих страниц в истории мирового шпионажа — трагическая история полковника Редля.
Военные приготовления в Европе к 1914 году достигли таких размахов, что столкновения уже не избежать. Как всегда к войне не готова только Россия, но это никого не волнует. Нужен только более или менее удобный повод, и больше остальных в его поисках заинтересована кайзеровская Германия. Тайное противостояние на политическом и шпионском фронтах достигает высочайшего накала.
Тем временем полковник российского генштаба Алексей Соколов, курирующий разведдеятельность на австрийском направлении, отправляется в очередную тайную поездку в Европу, чтобы встретиться со своими агентами из числа славянских патриотов. Но время для этого он выбрал крайне неудачное…
Вместе с Россией
Роман Вместе с Россией советского писателя Егора Иванова — вторая часть трилогии о русском разведчике Алексее Соколове. В отличие от первой части трилогии в этом романе нет какой-то одной центральной истории или интриги. Условно произведение можно разделить на две большие части. В первой рассказывается о том как Европа и Россия вместе с ней скатываются к большой войне (точнее в интерпретации Иванова Россию подталкивали), а во второй части описаны интриги кайзера Вильгельма, направленные на достижение сепаратного мира с Россией, и контроперация Англии и Франции, направленная на свержение готового к переговорам с немцами русского царя и установление в России лояльного к Антанте либерального режима.
Соколову внимания уделено чуть больше, чем в первом романе, где он был практически незаметен за колоритной фигурой Альфреда Редля. На этот раз Соколов не успев вернуться домой до начала войны, начинает во всю орудовать в тылу врага. Но по отношению к основным событиям, он по прежнему лишь путается под ногами. Так что вопрос, что он тут вообще делает, остается открытым.
Забавно — Николай II и русский народ хотят одного и того же — окончания войны. Даже большевики хотят прекращения империалистической войны, правда лишь для того, чтобы начать войну гражданскую. Вот такой неожиданно получился во второй части хороший и в общем-то очень даже неглупый царь. Автор также опровергает общепринятое мнение о тотальном влиянии одиозного старца Распутина на царскую семью. По Иванову большинство «страшилок» о Распутине — не более чем выдумки антимонархических кругов.
В остальном роман очень похож на предыдущий, его следует воспринимать как художественно-публицистический с явным уклоном в публицистику. Читатель, знакомый с историей последних лет Российской империи лишь в рамках школьной программы, узнает для себя много нового, тем более, что исторический материал подан весьма правдоподобно. Естественно, что в наше время нужно делать скидку на неизбежную идеологическую направленность произведения.
Честь и долг
Честь и долг — последний роман из трилогии Егора Иванова Россия вперед. Действие романа происходит с конца 1916-го до начала 1917-го года. Первая мировая война становится все более затяжной и в целом неудачной для России. Ее попытки выйти из войны не увенчались успехом — союзнический долг сильней. Впрочем, антимонархический заговор уже не остановить, он вступил в свою завершающую стадию — дискредитация царской семьи среди населения достигла небывалых размахов, в тылу процветает саботаж, а армия больше не является надежной опорой трона. Дни Романовых сочтены. Теперь главный вопрос — кто придет им на смену.
Тем временем новоиспеченный генерал Алексей Соколов оказывается в центре интриг секретной службы туманного Альбиона — одного из главных вдохновителей либеральных перемен в России. Особый интерес вызывает выход через Соколова на агентуру российского генштаба в Австрийской империи. После неудачной попытки привлечь его на сторону заговорщиков, Соколова пытаются всячески нейтрализовать. В ход идут компроматы и даже попытки физического устранения.
То, что главный герой наконец хоть в какой-то степени приблизился к понятию действительно главного героя — безусловный плюс. Плохо, что большинство ситуаций, в которые он попадает, оставляют ощущение незавершенности.
Финал вполне ожидаем — не смотря на все козни буржуазных сил, в России возобладала наиболее прогрессивная часть во главе с большевиками. Ну и заодно можно в принципе считать доказанным тезис о том, что Красная Армия является преемницей лучших традиций российской царской армии, поскольку лучшая часть офицерства осталась с народом.
В остальном все, что сказано о предыдущих романах серии Россия вперед, справедливо и для этой книги. Тщательная историческая проработка и обилие фактического материала — сильная сторона всех романов трилогии Егора Иванова. А также попытка показать непростые события в увлекательной для простых читателей форме, делают честь советскому писателю, поэтому если не обращать внимания на обязательные идеологические блоки, роман является одним из лучших образцов шпионского жанра советского периода.