Широк жанровый диапазон творчества крупного болгарского писателя Андрея Гуляшки: в 40-е годы это социально-критические романы, в которых автор утверждает чистоту идеалов и справедливость борьбы рабочего класса (Смертный приговор, 1940, Новолуние, 1944, Следы на снегу, 1946); позднее он пишет романы о становлении социалистической деревни. В 60—70-е годы Гуляшки продолжает создавать романы и повести на актуальные темы современности, а кроме того, выпускает книги исторического жанра.
Начало детективному жанру в творчестве Гуляшки положила повесть о борьбе с врагами нового строя Драгоценный камень (1956). Она была воспринята скорее как курьез. Но Гуляшки продолжал увлеченно работать в приключенческом жанре, выпустив Случай в Момчилове (1959), Приключение в полночь (1960), где появляется Аввакум Захов, Спящая красавица (1963), Дождливой осенью (1964), Маленькая ночная музыка (1965), Аввакум Захов против 07 (1966). Эти произведения, приобретшие огромную популярность у себя на родине, переведены на десятки языков, в том числе на русский. Последнее приключение Аввакума Захова вышло после десятилетнего перерыва.
…Из лаборатории научно-исследовательского института украден флакон с вирусом, который в руках врага может стать смертоносным оружием. Руководитель исследований — профессор Марков, ученый с мировым именем, поставивший перед собой трудную задачу — создать универсальную вакцину против всех разновидностей гриппа. В лаборатории — 6 человек, в том числе и ведущий рассказ Анастасий Буков (доктор Ватсон Захова). Он — все тот же романтик, как всегда безнадежно влюбленный (на этот раз — в лаборантку Марину Спасову, очаровательную девушку с ясными синими глазами).
Вести расследование поручено полковнику Элефтерову, недальновидному формалисту, предпочитающему ограничиваться очевидными фактами. А факты таковы: запирал флакон в свой сейф профессор Марков, он же последний покинул лабораторию. Недолго думая, Элефтеров арестовывает Маркова, а заодно и еще четырех сотрудников. Следствие зашло в тупик, и, как всегда в таких случаях, обращаются к Аввакуму Захову…
Уже несколько лет, как Захов, уйдя из контрразведки, занимается своей любимой археологией. Он написал две книги по истории античного искусства, провел год в Италии, а сейчас готовится экспедиции в Азию под руководством советского академика Румянцева.
Но жизнь заставляет Захова вернуться к прежней работе: профессора Маркова могут обвинить даже в измене родине, а принцип Захова — ни одного ложно обвиненного! Подтрунивая над Элефтеровым с его тягой к технике, Аввакум говорит: Для хорошего врача и старый деревянный стетоскоп — вещь, а плохому диагносту не поможет самая совершенная электронно-акустическая трубка! Все дело в слухе…
После психологического эксперимента в лаборатории Захов освобождает арестованных Элефтеровым сотрудников, устанавливая за ними наблюдение. В ту же ночь выстрелом из машины сотрудника лаборатории Недева убита Марина Спасова… На этот раз даже ученик Аввакума капитан Баласчев считает, что убийца — Недев.
Но Аввакума заинтересовало то, что Марина, несмотря на глубокую ночь, заехала к матери. Оказалось, что она взяла у нее выправленные на французском языке документы, по которым ее отец — Петр Праматоров, а не удочеривший ее в Болгарии Спасов. Аввакум, зная, что Марина должна была через день по туристической путевке уехать за границу, поручает своему помощнику выяснить все о Праматорове.
В ходе расследования, проведенного в лаборатории, Захову удается определить, что пыль на перчатках убитой идентична пыли на подоконнике туалета. Там же были обнаружены остатки веревки, с помощью которой, очевидно, Марина кому-то спустила флакон с вакциной. Аввакуму предстояло выяснить мотивы кражи, найти убийцу Марины, человека, кому был спущен флакон, и, наконец, сам флакон, если он еще цел.
Петр Праматоров оказался бывшим сотрудником гестапо. После войны он был осужден, а его любовница (мать Марины), машинистка болгарского посольства, вернулась с ребенком в Болгарию, оформив девочку как найденыша. Выросшей дочери мать открыла тайну ее рождения, пробудила стремление к «красивой жизни в свободном мире». Марина в туристических поездках встречалась с отцом, ныне французским коммерсантом, занимающимся торговлей химическими препаратами в филиале заокеанской фирмы. Хозяев фирмы заинтересовала работа Маркова; за спиной их стояло ЦРУ. Когда же Марина выполнила задание, ее убрали, очевидно как лишнего свидетеля.
Убийцей Марины оказался бывший зять сотрудника лаборатории Недева, работник Балкантона Вылков, часто выезжающий в заграничные командировки. Это он принял флакон от Марины, а потом, поменяв номера машин (своей и тестя), убил ее. Арест Недева дал бы ему несколько дней для перехода на Запад, но Захов успел помешать этому.
…Прошло больше года. В эпилоге Буков сообщает, что профессор Марков умер от рака, так и не успев создать свою универсальную вакцину, А Аввакум Захов, участвовавший в экспедиции, бесследно исчез в горах.
Что это, прощание с Аввакумом Заховым, или Гуляшки еще вернется к любимому герою? (Вспомним, как оживил своего героя Конан Дойль…)
Повествование ведется в основном от лица Букова. Возмущенный арестом профессора Маркова, он прекратил записи, и о ходе следствия информирует записная книжка Элефтерова. О заключительных событиях рассказывает сам Аввакум. В передаче Букова, мечтателя, не умеющего устроиться в жизни, так и оставшегося одиноким из-за чрезмерной стеснительности, происходящее окрашено его личным восприятием, в своих воспоминаниях он постоянно возвращается к событиям, описанным в предыдущих повестях.
По оценке литературоведа Л. Георгиева, Аввакум Захов — это идеальный герой… в то же время живой и привлекательный… (Современные болгарские беллетристы, 1973). Во всей серии повестей Аввакум одинок, сталкиваясь с низостью и грязью, он тоскует по живому, человеческому теплу. Захов движим любовью к социалистической родине, ее гражданам. Внимание к человеку, уважение человеческого достоинства свойственны и многим другим героям писателя, утверждающего своим творчеством, что главное богатство социалистического общества — люди.
С. Иванов-Мумжиев