Истории о капитане контрразведки Аввакуме Захове, созданные в последние годы творческой карьеры, являются своего рода неожиданностью в творчестве болгарского писателя Андрея Гуляшки. Но у них есть свой скромный прародитель — повесть о геологоразведчиках Драгоценный камень (1956), где впервые формируется сюжет с детективной основой и происходит наше знакомство с будущим ветеринарным врачом и другом Аввакума Захова — Анастасием Буковым, а в коротеньком обращении к читателям, предпосланном ей, автор в шутливой форме делает важные для нас признания.
Я написал немало книг, — замечает Гуляшки. — Среди них, вероятно, есть и хорошие и плохие, но все они по объему больше Драгоценного камня. И если меня спросят: «Какую из книг, написанных вами до сих пор, вы оцениваете выше всего?» — я назову, наверное, одну из тех, что побольше. Так мне думается. Но если меня спросят, если случайно мне зададут вдруг подобный вопрос: «А какую из ваших книг вы больше всего любите?» — я, не колеблясь, отвечу: «Самую маленькую».
Свою любовь к самой маленькой книге Гуляшки мотивирует не только тем, что он писал ее с веселым сердцем, как говорится, единым духом, хотя и это важно, но также тем, что и в ней речь идет о новом человеке, об одной из самых чудесных его черт: о самоотверженном служении делу, верности долгу, благородстве его душевных порывов.
Называя Драгоценный камень фантастической повестью, автор как бы слегка иронизирует над впервые возникшей под его пером загадочной и страшной историей в духе Конан-Дойля, предлагая верить ей лишь наполовину, чуть-чуть стесняясь своей выдумки и неожиданного увлечения приключенческим жанром.
Недаром главного героя повести молодого геолога Андрея Андреева, убежденного в том, что он напал на месторождение берилла, и рискующего жизнью ради подтверждения своей гипотезы, постигает разочарование: предположение его оказывается ошибочным. Подобный финал повести подчеркивает, что смысл рассказанного не в счастливой развязке, венчающей все традиционные хитросплетения сюжета, а в цельности натуры молодого геолога, в его увлеченности делом и готовности к подвигу. Самая маленькая из повестей Гуляшки говорит о влюбленности писателя в нового человека, о внимании к движениям его души.
Если в Драгоценном камне Гуляшки умелой рукой легко выстраивает сюжет книги, лишь попутно набрасывая, правда меткие и запоминающиеся, но несколько поверхностные портреты остальных участников геологоразведочной экспедиции, то в первой из повестей об Аввакуме Захове, Случай в Момчилове, он пишет в полную силу своего таланта, не сдерживая потока жизненных впечатлений, хлынувших на страницы книги, ощущая каждого из героев Живым человеком; неповторимой индивидуальностью.
Загадочная история с учителем Методием Парашкевовым, главным действующим лицом драмы, разыгравшейся вблизи границы у подножия могучего Карабаира, становится своеобразным психологическим ребусом, к разгадке которого ведет лишь глубокое постижение существа характеров участников и очевидцев события у Илязова дома, распознание их склонностей, намерений, скрытых и явных Желаний, терпеливое распутывание тонкой нити взаимоотношений, связывающих обитателей затерявшегося в горах Момчилова.
Нелегкая эта задача выпадает на долю капитана контрразведки Аввакума Захова, присланного из Софии, и он после долгих раздумий и наблюдений решает ее с присущим ему блеском и остроумием.