Стамбульский экспресс

Четвертый роман Грэма Грина Стамбульский экспресс (Stamboul Train, 1932; в США был опубликован как Восточный экспрессOrient Express) — первый по настоящему популярный роман английского писателя. Он был написан после двух неудач (Имя действияThe Name of Action, 1930; Слухи в сумеркахRumour at Nightfall, 1931), которые Грин даже не включил в свое собрание сочинений. Позднее писатель станет делить романы на серьезные и развлекательные, а во время написания своего четвертого сочинения ему требовалось только одно — успех.

Стамбульский экспресс написан в космополитическом стиле, а позднее Грин отнес его к группе развлекательных. На знаменитом поезде, прославленном также Агатой Кристи собирается довольно пестрая компания: таинственный доктор Чиннер, оказавшийся на деле коммунистом-революционером, богатый еврейский торговец Карлтон Мийатт, озабоченный состоянием бизнеса и оскорблениями его национальности, застенчивый с добрым сердцем англичанин Корэл Маскер, журналист Мэйбл Уоррен со своей красивой и глупой подружкой Джанет Пардо, убийца и грабитель Йозеф Гранлич. Вся эта компания мчится на поезде через всю Европу из Бельгии в Турцию. Грин делит роман на пять частей в соответствии с основными остановками по ходу поезда.

Окружающий пейзаж превращается в метафору цивилизации, с тонкой и очень уязвимой оболочкой, символом которой являются стены вагонов. Искаженное чувство реальности передано насколько ярко и уверенно, что читатель невольно испытывает ощущение надвигающейся драмы и дислокации. В романе проглядывает литературный гений Грэма Грина, который несмотря на фантастический фон очень реалистично изображает моменты прошлой жизни и мотивацию их поступков своих героев. Совместная поездка активизирует и стимулирует откровенное, почти будничное поведение пассажиров, которое позволяет всплыть жадности и одержимости собой, одержимость финансовыми вопросами и попытку самоутвердиться за счет других.

Но основное беспокойство писателя направлено на тех, кто ищет справедливости и ради этого готов подчиниться под сильную руку абсолютной государственной власти. В результате читателям представляет довольно яркий и реалистичный пейзаж нацистского менталитета, с его чувством судьбы, утверждением насилия и тевтонской эмоциональностью. Но еще большей проблемой является нежелание героев принять реальное положение вещей, истину о себе и мире в котором они живут. Роман, опубликованный за год до прихода Гитлера к власти, лишний раз доказывает, на великолепную интуицию и гениальное предвидение автора.

Грэм Грин работал над романом в период депрессии, но даже, несмотря на это, роман получился цельным и легким для чтения. Стилистически роман словно набирает движение, Грин добавляет все новые проблемы и новые эмблемы с каждой остановкой поезда, поезд словно набирает ход, а прогрессирующая динамика романа складывается в модель романа, который войдет в литературу с книгами Грэма Грина и станет каноническим не только в английской литературе.

Оцените статью
Добавить комментарий