Начиная с 1981 года Джон Гарднер опубликовал о Джеймсе Бонде агенте 007 восемь романов. По инерции их до сих пор покупают, но особой популярности они не завоевали. И время уже ушло, и сами книги изменились в худшую в сторону. Исчезла флеминговская — пусть за в чем-то наивная — цельность, заметна какая-то сюжетная суета — слишком уж много событий в них втиснуто; цветистее сделался стиль, время от времени появляются комические ситуации, возможно, и ненамеренно. Преобразились даже злодеи — теперь это уже не опасные маньяки, а банальные рационалисты, да и ужасы тут какие-то ненастоящие и подаются не непосредственно, а через реакцию, охи и axи персонажей.
Несколько другим стал и Джеймс Бонд. Он теперь более интеллигентен, его разъедает рефлексия и гнетут экологические проблемы. Он продолжает ухаживать за красотками, но совсем вяло, зато увлекается электроникой: какой только новейшей техники не встретишь в книгах Джона Гарднера (правда, и сам Флеминг был неравнодушен к научно-техническим изобретениям, так что эта компьютеризация, вероятно, оправданна).
Победи, проиграй или умри
Последняя книга Джона Гарднера из этой серии называется Победи, проиграй или умри (Win, Lose or Die). Пересказать ее очень непросто, так как в ней уйма персонажей, сюжетных кружев и параллельных действий.
На японский танкер ночью совершено нападение с воздуха. Завязывается бой. Атака отбита. Но это лишь проба сил — террористы проверяют свои возможности, планируя захват английского авианосца Непобедимый, на котором должно состояться секретное совещание Горбачева, Тэтчер и Буша.
Во многих странах Европы работают электронные подслушивающие устройства. С их помощью службе безопасности становится известно о новой опасной организации БАТ (Братство Анархии и Террора). В ней около четырехсот фанатиков, а заправляет некий Бассам Баради с тремя помощниками: двумя мужчинами и одной женщиной по кличке Кошка.
М. посылает Бонда на авианосец в чине капитана морской авиации. Тот начинает тренировки на самолете новейшей марки и знакомится с Кловер Пеннингтон, командиром военизированного формирования девушек, призванных обслуживать встречу на высшем уровне.
Во время учебного полета Бонда пытаются сбить ракетой.
Террористы угоняют с корабля один из самолетов и, как становится известно, решают напустить на Бонда Кошку.
На рождество Бонд едет на остров около Неаполя, где на вилле у него завязывается очередной роман со служанкой — разведчицей по имени Беатрис. На виллу предпринято неудачное нападение.
Тем временем террористы шантажируют инженера с Непобедимого.
В автомобиль Бонда подкладывает взрывчатку. Беатрис гибнет. Появившаяся на вилле Кловер Пеннингтон сообщает ему, что это и была Кошка.
Бонда везут на базу НАТО (в действительности это база террористов!)
На Непобедимый прибывает адмиралы СССР, США и Англии с соответствующей охраной. С атташе при советском адмирале Ранкере (ее зовут Никола Ратникова) у Бонда завязывается новый роман.
Убивают главу охраны адмирала США. Его подменяет один из помощников Баради.
Наконец на корабль вертолетами доставлены главы трех великих держав. Все они, включая Горбачева, лично знакомы с Бондом и уважительно пожимают ему руку.
Предатель-инженер подстраивает на корабле аварию и гибнет. Девушки Кловер Пеннингтон (все они террористки, а сама Кловер, как выясняется, и есть Кошка) подмешивают в корабельную еду снотворное, усыпляют весь экипаж и гостей и запрашивают за своих высокопоставленных пленников шесть миллиардов долларов. Бонд попадает к ним в плен. Спасается. Лихой атакой отбивает с группой коммандос Непобедимый. Сбивает самолет, который хочет разбомбить корабль, а потом вместе с Беатрис (она оказывается жива) охотится на злодея Баради. Главы трех стран тем временем спокойно спят и видят, как и читатели, дурные сны.
Как и положено законами жанра, все кончается благополучно. Но читатель утомлен. Утомлен чрезмерностью авторских ухищрений, бесконечными, нередко натужными поворотами его фантазии. Все это слабо оправдано логикой развития действия, нарушает некогда строго соблюдавшееся правило классического детектива — лаконизм и экономность, выверенность развития интриги — и служит одной цели: во что бы то ни стало удержать внимание читателя. Увы, это-то Гарднеру удается все меньше — в отличие от его знаменитых предшественников, о которых речь шла выше.
Потребность в остросюжетном развлекательном чтении неистребима. И, видимо, чем более бурный век, тем более сильный нужен допинг. Приключенческий боевик становится гибридным жанром, разновидности которого нелегко классифицировать: он соединяет шпионское, полицейское детективное повествование. Но как бы ни менялись сюжетные конструкции, тип героя остается неизменным. Это романтический рыцарь, который своими индивидуальными неповторимыми черточками пришелся по вкусу читателю. В массовой литературе эти герои за редким исключением быстро сходят со сцены и забываются. Сейчас место вакантно. Кто займет его, покажет время.
М. Зинде