vldmrvch.ru

Окончательное решение

Помимо сонма менее известных авторов, в развитие шерлокхолмсовского мифа внесли ощутимую лепту столь именитые писатели, как Морис Леблан и Фрэнсис Брет Гарт, О. Генри и Марк Твен, Джон Диксон Карр и Эллери Куин (коллективный псевдоним двоюродных братьев Фредерика Даннея и Манфреда Б. Ли), Гилберт Кийт Честертон и Умберто Эко. Феномен исключительной популярности Шерлока Холмса привлекал и продолжает привлекать к нему внимание. Уже не одно поколение пристально вчитывается в тексты Конан Дойла пытаясь проникнуть в тайну этой популярности и не оставляя без внимания ни одну мелочь, ни один намек, ни одно темное место.

Дело доходит до курьезов. Американский писатель Рекс Тодхантер Стаут (1886-1975) высказал экстравагантное предположение, что доктор Уотсон на самом деле был женщиной, преданно любившей Шерлока Холмса, но не связанной с ним узами законного брака, а потому вынужденной выдавать себя для окружающим за мужчину. Эта романтическая версия, увы, мало правдоподобна, ибо Холмс обрисован человеком довольно холодным, не слишком эмоциональным и не склонным к сентиментальности (хотя на камине у него стоит выцветшая женская фотография как память о каком-то увлечении в молодости); к тому же он твердо убежден: Женщинам никогда не следует полностью доверять — даже лучшим из них.

Гораздо больший интерес представляет признание Рекса Стаута, что в имени выведенного им в нескольких десятках романов сыщика Ниро Вульфа не случайно повторяются — и в том же порядке — гласные, которые содержатся в имени Шерлока Холмса: Nero Wolfe – Sherlock Holmes. Отметим попутно, что Nero – это Нерон. Тогда более понятной становится поистине нероновская склонность Вульфа к позерству и лицедейству, которую он постоянно демонстрирует даже перед немногими приближенными, а также страсть к оргиям — как гастрономическим, так и интеллектуальным, да и вообще — императорские замашки, причуды. Дело не ограничивается совпадением отдельных букв — Ниро Вульф во многом (несмотря на разницу в весовых категориях) вылеплен по подобию Шерлока Холмса. У него есть и свой Уотсон (впрочем, пожалуй, более толковый и энергичный), которого зовут Арчи Гудвин и которого уж никто не заподозрит в том, что он переодетая женщина, так как сам проявляет повышенное внимание к прекрасному полу и не страшится потасовок.

Окончательное решение (The Final Deduction), как и другие романы цикла, представляет собой отчет Арчи Гудвина об очередном загадочном деле с двумя убийствами, которое блестяще распутал его шеф. Обладающий интуицией не хуже, чем у Шерлока Холмса, и так же, как и тот, не страдающий застенчивостью Ниро Вульф резко расходится с героем Конан Дойла в отношении к еде. Если Шерлок Холмс в процессе расследования начисто забывает о ней и даже считает, что голод способствует активизации работы мозга, то в особняке Ниро Вульфа на 35-й Западной улице еда возведена в культ: время трапезы священно, его нельзя переносить, за столом запрещено говорить о делах, меню предварительно тщательно обсуждается и повару Фрицу даются соответствующие указания; даже когда в критической ситуации гениальному детективу-надомнику вопреки обыкновению приходится на сутки покинуть свое уютное жилище, он не забывает справиться о мидиях, которые решено было подать к обеду. Систематическое обжорство и любовь к пиву не могли не сказаться пагубно на комплекции Ниро Вульфа: это человек-гора весом в 285 фунтов, то есть около 130 килограммов. Но тучность тела и изрядная апатичность не мешают в данном случае живости мысли. А что касается столь дорогого его желудку порока, то Ниро Вульф изобрел теорию, согласно которой, зная, чем питалось то или иное человеческое общество, можно определить абсолютно все — его культуру, философию, нравы, политику и все, все остальное. И еще он убежден, что жизнь нуждается в изысканной приправе. Такой приправой для его изощренного ума стали книги, а для изнеженной души — орхидеи (аналог одержимости Шерлока Холмса пчеловодством).

Я не полагаюсь исключительно на собственную проницательность, — честно раскрывает перед клиентом свои приемы Ниро Вульф. Для активных действий и сбора необходимой информации, слежки за подозреваемыми к его услугам расторопный, сообразительный и неустрашимый Арчи Гудвин, а в случае необходимости еще троица лучших оперативников Нью-Йорка — Саул Пензер, Фред Лэркин и Орри Кэтер. Противостоять объединенным усилиям этих крепких профессионалов, направляемых отнюдь не заплывшим жиром могучим мозгом Ниро Вульфа, не в силах никто, даже самый ловкий преступник, что подтверждается и в Окончательном решении. На описанном здесь деле детектив, не вставая с кресла, заработал 60 тысяч, а потом еще 100 тысяч долларов. Однако он не жаден, деньги нужны ему лишь для обеспечения привычного образа жизни. Гораздо дороже денег для него покой и собственная репутация, а именно ее пришлось поставить на карту, когда в апреле 1961 года к нему пришла миллионерша Элтея Вэйл и заявила о похищении своего мужа. Выигрыш Ниро Вульфа оказался солидным, но и его ставка была, что называется, больше, чем жизнь. Ибо самое ценное, что у него есть, — это репутация сыщика, не ведающего провалов, и он использовал ее как своеобразное оружие, идя с поднятым забралом на противника — помещая в газете объявление, адресованное несуществующему мистеру Нэппу.

Иногда Ниро Вульф проявляет ребячество и упрямство, но никто так хорошо не знает его натуру, как Арчи Гудвин. За годы совместной работы они прекрасно изучили характеры друг друга, и потому обычно между ними царит полнейшее взаимопонимание. Подобно Уотсону, Гудвин боготворит своего патрона, хотя относится к нему — как ко всем на свете — не без доли иронии и вынужден даже порой прибегать к шантажу, грозя уходом, чтобы преодолеть упрямство или лень Ниро Вульфа.

Глагол знать имеет много значений, — изрекает главный герой Рекса Стаута, и вслед за Шерлоком Холмсом он мог бы сказать о себе: Я никогда не гадаю. Очень дурная привычка: действует губительно на способность логически мыслить. Вы поражены, потому что не видите хода моих мыслей, а мелкие факты для вас не существуют. А ведь именно на них, как правило, строится рассуждение. Вот почему столь не прав инспектор Кремер, когда пренебрегает умозаключениями и логикой Ниро Вульфа, сообщившего ему: он почти уверен в том, что знает, кто убийца Джимми Вэйла, сваливший на него статую Бенджамина Франклина.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе