Американский детектив. 40-50-е годы

После достижений английских писательниц, Эллери Куина и революции крутой школы — ведущие мастера в США (40-50-е годов):

Рекс Стаут — один из самых прославленных и популярных детективных романистов США, создатель Ниро Вульфа и Арчи Гудвина. Из других его героев — денди Текумсэ Фокс. Помимо классической детективной интриги и определенной доли интеллектуализма и даже вульфовского снобизма, его романы и повести полны и ничем не прикрытого здорового юмора. В России его медленно, но верно печатают, однако он написал так много романов, что их может хватить надолго.

Эрл Стенли Гарднер (Erle Stanley Gardner) начал еще в конце 39-х годов в стиле крутой школы, участвуя также и в издании Черной маски1. Поэтому вполне может считаться представителем среднего поколения hard boiled school, но его творчество стоит несколько особняком: это в первую очередь сага об американском правосудии и правах гражданина на защиту от всяких там прокуроров и полицейских. Это — один из самых знаменитых американских детективистов, создатель прославленного адвоката Перри Мейсона и его секретарши Деллы Стрит. Он же под именем А.А.Фейр (A.A.Fair) — автор серии остроумных детективных романов о частных сыщиках Дональде Лэме и Берте Кул (толстой Берте); еще одна серия его романов посвящена крутому прокурору Дугласу Селби. Э.Стенли Гарднер становится все более популярен в России — и по праву. Он написал так много романов, что их можно переводить и издавать до бесконечности. Отдельно хороши его ранние романы, написанные еще до Перри Мейсона, равно как и первые мейсоновские — в них очень свежо и ярко чувствуется традиция Черной Маски.

Вслед за Гарднером в 40-е годы начали писать и представители младшего поколения крутой школы: Росс Макдональд, Джим Томпсон и другие.

Росс Макдональд (настоящее имя Кеннет Миллар) — один из ведущих продолжателей традиций крутой школы, его герой — частный сыщик из Лос-Анджелеса Лу Арчер — был любим советскими издательствами за свою высокоморальность, оттого его иногда, хотя и очень ограниченно, издавали и до перестройки. Но изданы еще не все романы, хотя их и не так уж много. Росс Макдональд (Кеннет Миллар) — один из лучших американских авторов послевоенного времени.

Джон Мак-Дональд (John D. MacDonald) — еще один плодовитый продолжатель крутой школы, его герой — частный сыщик Трэвис Мак-Джи, обладающий известной долей беспринципности и гораздо более легкими нравами, нежели Лу Арчер. Писал романы и повести и без участия в них Мак-Джи. В России недавно издана его Линда. (Существует еще англо-американский писатель-детективист Филип Мак-Дональд, тоже очень неплохой).

Джим Томпсон (Jim Thompson) — прямой продолжатель крутой школы в 40-50-е годы, один из самых тонких, но и пессимистичных авторов жанра. Его романы — The Grifters, Pop. 1280, A Hell of a Woman, The Getaway, After Dark My Sweet и т.д. — блистательны, круты, но и очень мрачны и черны настолько, что его 10 лет не переиздавали (как и Ч.Уильямса, К.Вулрича, Д.Латимера и других). Однако сейчас интерес к нему в США снова бурно растет, его активно издают и экранизируют. Джим Томпсон — один из лучших мастеров крутой школы и детективного жанра вообще.

Дэвид Гудис (David Goodis) — прямой продолжатель крутой школы 30-40-х годов. Герои его романов — Dark Passage, Nightfall, Black Friday, The Burglar, Of Missing Persons и т.д. — отчаявшиеся и затравленные люди, находящиеся в опасных и почти безвыходных ситуациях у последней черты, на грани сил и возможностей.

Среди прочих американских писателей-детективистов, начавших в 40-е или ранние 50-е, лучшие: Харольд Кью Мазур (Harold Q.Masur) — сам бывший адвокат, написавший серию приличных, хотя и не всегда ровных романов об адвокате Скотте Джордане, и напоминающих по стилю Э.С.Гарднера.

Уит Мастерсон (Whit Mastcrson) — псевдоним Роберта Уэйда и Билла Миллера, авторов ряда неистовых и напряженных романов. Писали они и под своими именами и под другим псевдонимом — Уэйд Миллер.

Ричард и Фрэнсис Локридж (Richard & Fraces Lockridge) — муж и жена, создатели длинного ряда увлекательных детективных романов о супругах мистере и миссис Норт в роли сыщиков.

Энтони Буше{1. Это одна из возможных транскрипций, мы предпочитаем Энтони Баучер} (Antony Boucher, настоящее имя — William A.P.White) — начал еще в конце 30-х годов, литературный критик и автор детективных и фантастических романов и рассказов. Его основной герой — сыщик Фергюс О’Брин.

Лесли Чартерис (Leslie Charteris) — как и Э. С.Гарднер, начал еще в 30-е годы, автор длинной серии когда-то популярных и действительно остроумных и хороших романов про очередного вора-джентльмена Саймона Темплара по прозвищу Святой или Ангел (The Saint).

Крейг Райс (Craig Rice, настоящее имя — Энн Рэндолф) — является автором многих вполне увлекательных романов, проникнутых тонким юмором и с достаточно напряженным действием.

Фрэнсис Крейн (Francis Krane) в 40-60-е годы написал свыше 20 романов о частном детективе Пате Эбботе и его жене Джин.

Хелен Юстис (Helen Eustis) известна своим отличным детективным романом The Horizontal Man.

Патрик Квентин (Patrick Quentin) — под этим псевдонимом писали целых четыре (!) писателя. Их герои-сыщики — супруги Айрис и Питер Дулут, актриса и театральный режиссер. Романы Квентина всегда интересны, напряженны, а подчас и очень захватывающи.

Маргарет Миллар (Margaret Millar) — жена Росса Макдональда, одна из весьма неплохих, плодовитых и популярных американских детективисток, касается сложных проблем изменения личности, навязчивых идей, патологических маньяков и т.д. Русскому читателю совершенно неизвестна2.

Вера Каспари (Vera Caspary) — автор хорошего детективного романа Laura, по которому Отто Преминджер когда-то снял отличный черный фильм.

Люсиль Флетчер (Lucille Fletcher) — прежде всего известна как автор детективного триллера Sorry, Wrong Number.

 

  1. В 30-е годы в Америке большинство детективов публиковалось в журналах. Журнал Черная маска благодаря продуманной редакторской политике стал настоящим лидером среди других аналогичных периодических изданий.
  2. Несмотря на то, что большинство романов Маргарет Миллар были переведены на русский, широкой популярности ее произведения не получили, поэтому автор в каком-то смысле прав, что писательница остается неизвестной.

Комментарии 2

  • Традиции и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х годов до сегодняшнего дня. Пер. с англ. М., «Прогресс», 1970. — 424 с.

  • Филип Марлоу — герой романов Рэймонда Чандлера — один из наиболее известных частных детективов, когда-либо оживавших на кинопленке.

Добавить комментарий