Кровавая Шотландия

Шотландские криминальные романы имеют дурную славу самых кровавых и жестоких, где главные герои — циничные полицейские, чьи поступки почти неотличимы от действий преступников, которых они преследуют. Обзор лучших произведений Иэна Рэнкина и Вэл Макдермид в серии Пестрая лента от А. Владимировича.

Читать

ВЭЛ МАКДЕРМИД. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Вэл Макдермид (Val McDermid) родилась 4 июня 1955 года в небольшом шотландском городе-порте Кирколди. Как описывает сама писательница, Кирколди — известный центр по производству линолеума и родина величайшего экономиста всех времен Адама Смита. Детство Вэл провела с дедушкой и бабушкой в горной деревушке Восточный Вемесс (East Wemyss). Она стала первой студенткой, которая смогла поступить в престижный колледж Святой Хильды (St Hilda’s College) в Оксфорде после окончания обычной общеобразовательной школы в Шотландии. Еще во время обучения в колледже Вэл мечтала стать писательницей, ее останавливало лишь опасение, тщательно подкрепляемое родственниками, что она никогда не сможет зарабатывать себе на жизнь исключительно литературным трудом. После окончания колледжа Вэл устроилась работать журналистом и проработала в национальных газетах Глазго и Манчестера почти 14 лет.

Ее дебютный роман был отвергнут рядом издательств, и ее друг, работавший актером, предложил Вэл переработать роман в пьесу, которая вскоре была поставлена в театре, и имела успех среди зрителей.

Вэл не оставила своих попыток освоить литературную профессию, для второй попытки она избрала уже жанр детективного романа, поскольку сама увлекалась чтением подобных книг, и, как ей казалось, она кое-что понимает в этом. Роман «Репортаж об убийстве» был опубликован в 1987 году, он пользовался большим успехом у читателей, поэтому писательница решила продолжить свою серию о журналистке Линдсей Гордон (Lindsay Gordon).

Макдермид запомнилась читателям своими яркими и нестандартными персонажами. Журналистка и частный детектив Линдсей Гордон — лесбиянка, а самый известный ее персонаж — Тони Хилл (Tony Hill) — страдает от сексуальной дисфункции. Также ее романы известны благодаря своим подробным описаниям пыток и насилия.

Кровавая Шотландия

Шотландская писательница является автором нескольких детективных серий. Первая серия — самая долгая (романы появляются в ней на протяжении всего периода творчества писательницы) — рассказывает нам об упомянутой выше журналистке Линдсей Гордон.

Вторая, довольно компактная серия рассказывает о психологе Кейт Бренниган (Kate Brannigan), шесть романов которой вышли в середине 60-х годов.

И, пожалуй, самая знаменитая и популярная серия романов Макдермид повествует о Тони Хилле и Кэрол Джордан (Carol Jordan), романы в этой серии выходят с середины 90-х по настоящее время.

Не менее известными являются криминальные романы Макдермид, написанные вне серий.

Журналисты обычно пишут, что Вэл Макдермид является уникальным автором, поскольку она собрала уникальную коллекцию из всевозможных наград детективного жанра, но это всего лишь метафора.

Макдермид является активным членом своего города, занимается благотворительностью и жертвует немалые средства на сохранение природы своего родного города. А также писательница является сторонницей радикального феминизма, идеи которого излагает в своих романах.

В 2013 году из под пера Макдермид вышел роман, продолжение классического романа Джейн Остин.

23 октября 2016 года Макдермид вышла замуж за Джо Шарпа, профессора географии из Университета Глазго.

СЕРИЯ О КАРЕН ПИРИ

В творческом наследии шотландской писательницы Вэл Макдермид есть не одна серия криминальных романов, к которым она возвращается редко, но метко. Примером такой серии может служить и растянувшаяся больше чем на десятилетие серия психологических триллеров о детективе из полиции Эдинбурга Карен Пири.

ТЕМНЫЙ ДОМЕН

Одним из лучших романов этой серии критики единодушно называют книгу «Темный домен» (A Darker Domain, 2008). Роман отличают стремительное развитие сюжета и великолепно выстроенные переклички между двумя основными линиями, которые, по словам рецензентов, «вспыхивают и гаснут».

Фоном для первой сюжетной линии книги служит забастовка британских шахтеров, разразившаяся в 1984—1985 годах в одном из графств Шотландии, — Файфе, известном как родина гольфа, знаменитом своей многовековой историей и самым древним университетом в мире.

Сюжет же романа завязан вокруг похищения молодой богатой женщины и ее маленького сына. После неудачи с передачей выкупа от похитителей перестают поступать сообщения, а самих похищенных, но так и не найденных людей со временем переводят в разряд пропавших без вести.

Вторая линия детектива рассказывает нам о полицейском инспекторе Карен Пири, которой удается докопаться до разгадки этой таинственной истории, одновременно с этим она обнаруживает и другие факты похищения других людей, совершенных в это же время.

Несмотря на криминальную завязку сюжета, основная тема романа «Темный домен» заключена все же в социальной плоскости — это распад и деградация общества, влияние забастовки на жизнь шахтеров и их родных. В романе писательница очень ярко описывает эмоции людей, вынужденных бороться за свое будущее, а сцены очередей за едой, по признанию критиков, по своей напряженности больше напоминают эпизоды Второй мировой войны. Критики отмечают и тот факт, что роман наглядно показывает волнения и тревоги шахтеров, недовольных своей жизнью, работой, политикой и целым рядом других вещей. И опять на помощь писательнице приходит личный опыт, Макдермид ведь сама выросла в Шотландии, о рассказанных вещах знает не понаслышке, поэтому ее описания быта и повседневной рабочей рутины — лучшие эпизоды романа. Тяжелые сцены скрашиваются черным юмором, свойственным произведениям шотландских авторов, известным под названием Тартан нуар. Например, рецензент из «The New York Times» характеризует ее стиль как «грубое красноречие».

Как обычно, невероятно увлекательный и захватывающий дух сюжета не позволяет читателям отложить книгу на полку, писательница цепко связывает отдельные эпизоды, главы и переходы между обеими линиями повествования, не оставляя читателю времени на раздумья.

Открытый финал оставляет много вопросов, которые непросто, но все же нужно решать.

ПЕРЕСЕЧЕННАЯ МЕСТНОСТЬ

Я один из преданных читателей шотландской писательницы Вэл Макдермид, люблю растягивать удовольствие с ее новым романом.

История начинается с находки двух древних мотоциклов в торфяном болоте. О местонахождении мотоциклов сообщила одна из жительниц, которая рассказала, что ее дед спрятал технику во время Второй мировой. Но вместе с мотоциклами обнаруживают труп с пулей в голове. Благодаря торфу труп отлично сохранился.

Писательница тут же отправляет читателей в 1944 год, во времена расследования убийства, совершенного военными. Оказывается, расследование было не завершено, а открывающаяся правда сегодня никого уже не обрадует.

Подобным экскурсом в прошлое читателей современного триллера уже не удивишь. Но недаром Вэл Макдермид после смерти Рут Ренделл и Филлис Дороти Джеймс называют королевой триллера. Она припасла для своих поклонников еще немало сюрпризов.

Один из главных, который можно сообщить, не испортив читателям вкус от великолепного блюда, Карен Пири возвращается! Давно мы не читали романов о детективе из полиции Эдинбурга. И вот, неожиданное продолжение, в казалось бы «затухшей серии».

Как вы помните по предыдущим романам писательницы, верным помощником Пири была детектив-констебль Джейсон Мюррей. Но полицейское руководство не очень любит въедливую Пири, а потому новый помощник Главного констебля Энн Марки отправляет детектива-сержанта Джерри Маккартни в качестве шпиона, а заодно получает распутать три «глухих» дела.

Очевидно, Макдермид отлично разбирается не только в криминалистике, но и в работе современной полиции Шотландии, поскольку немало страниц в романе посвящено разборкам между различными полицейскими чинами.

По сюжету Пири поручено распутать серию жестоких изнасилований, которая длится без малого 30 лет. А еще детектив по доброте душевной пытается помощь советом двум незнакомым женщинам, чей разговор она случайно подслушала.

Писательница разворачивает историю, словно конфету, всегда переключаясь на другую сюжетную линию за миг до того, как вы что-то поймете, и вам вдруг станет скучно. Напряженные нервы и удовольствие от нового романа — идеальный рецепт увлекательного детектива от самой Вэл Макдермид.

СЕРИЯ О ТОНИ ХИЛЛЕ И КЭРОЛ ДЖОРДАН

ТОНИ ХИЛЛ

Доктор Тони Хилл (Tony Hill) — еще один персонаж серии детективных романов шотландской писательницы Вэл Макдермид. Хилл работает клиническим психологом, а заодно является консультантом полиции Брэдфилда. Основной его специализацией является исследование повторных преступлений с насилием. В силу своей специализации доктор Хилл вынужден общаться с целым рядом серийных убийц. Он изучает возможность создания специализированного подразделения по разработке психологических профилей преступников.

К выбору столь необычной специализации подтолкнуло его эмоциональное насилие, перенесенное в детском возрасте. Он был рожден матерью-одиночкой, а бабушкино суровое воспитание использовавшей для правильного воспитания жесткие методы и телесные наказания отразилось на будущем психологе с противоположной стороны и помогло ему стать человеком, который помогает людям в сложных ситуациях. Фактически бабушка обвиняла внука в любых проступках и по любому поводу, а часто и без повода, поэтому внук привык, что, если взрослые кричат, это его вина.

Доктор Хилл расследует дела, используя различные методы: ролевые игры, психологический анализ и интуицию. Но основным методом в понимании логики маньяков всегда является взгляд внутрь себя, в собственную темную сторону. Делает он это очень хладнокровно, в спокойной уверенности Тони Хилла было что-то такое, от чего людям становилось не по себе. Но у коллег он вызывал только интерес, ведь этот человек не похож ни на одного из «блатных», присланных Министерством. У него не только есть чувство юмора, — он явно из тех, кого ее подруга Люси называет: «Сразу не разжуешь». Судя по некоторым признакам, Тони Хилл — самый интересный человек из всех, кого она встречала в профессиональном кругу.

Непростая сексуальная жизнь доктора и мешает, и помогает ему держать себя в руках, особенно в отношениях с коллегами. Ключевой вопрос для Тони стоял так: считать ли ему себя жалким потому, что он ухитрился завязать отношения с незнакомкой, ведущей порнографические беседы по телефону, или же ему следует поздравить себя с тем, что он осознает, что нуждается в помощи. Тем не менее существовала реальная опасность «подсесть» на эти звонки. Он и так не способен поддерживать нормальные сексуальные отношения, так не ухудшает ли этим он свое состояние? Или все-таки движется к исцелению? Единственный способ проверить, что является истиной, это попытаться перейти от фантазий к реальности. Но он все еще слишком сильно переживал недавно пережитое унижение. Теперь же ему, судя по всему, придется согласиться на помощь таинственной незнакомки, ведь именно ей удастся заставить его почувствовать себя мужчиной.

В расследованиях Тони Хиллу помогает не менее сложная натура, женщина-детектив Кэрол Джордан, «таинственная женщина… она была воплощением всего, чего можно пожелать от воображаемой любовницы, нежна и похотлива одновременно».

Но отношения между ними сугубо профессиональные, не переходящие за грань, в отличие от нескольких экспертов, с которыми она имела дело, да и большинства мужчин вообще: он осознает грозящие ей затруднения, симпатизирует ей, обходясь без покровительственного тона, и, к счастью, поддерживает выбранную ею манеру поведения, которая минимизирует ее проблемы. Она раздраженно отогнала мысль о том, что он показался ей привлекательным. Сейчас у нее не было ни времени, ни желания осложнять себе жизнь. В отличие от многих министерских чиновников, Тони Хилл хорошо срабатывается с командой, расследующей преступление, и выступает как ее неотъемлемая часть, Доктор Хилл — славный малый, с ним очень легко работать.

К слову, Тони Хилл появился и в телесериале «Тугая струна» (Wire in the Blood), который был снят по серии книг Вэл Макдермид, где роль доктора сыграл Робсон Грин (Robson Green).

ТАЙНЫЕ РАНЫ

Серия психологических триллеров о клиническом психологе Тони Хилле и его напарнице детективе-инспекторе Кэрол Джордан представляет собой своеобразный путеводитель по миру маньяков и людей с очень извращенным сознанием.

Самое необычное в этой серии, помимо, конечно, интригующих сюжетов, это прекрасно выписанные персонажи и невероятные по уровню своей жестокости описания совершенных преступлений, это постоянное балансирование на грани. Писательница заставляет читателя раз за разом сомневаться в психическом здоровье главного героя Тони Хилла, ведь его способ расследования — эмпатия (т. е. вживание в шкуру своего пациента, преступника и просто маниакально жестокого убийцы), буквально заставляет холодеть во время чтения. Хорошее освежающее во время летнего зноя.

Открывая очередной роман серии (пятый по счету) — «Тайные раны» (Beneath the Bleeding, 2007), после традиционного эпиграфа из Элиота следует подробный рассказ о влиянии фаз луны на состояние душевнобольных и страшная сцена попытки бегства из клиники одного из ее пациентов. А в результате Тони Хилл оказывается на больничной койке с поврежденной ногой и большую часть расследования об отравлении звезды футбола Робби Бишопа вынужден проводить в консультациях в больнице. В этом романе мы, кстати, впервые знакомимся с матерью Тони: «Чуть за шестьдесят, хорошо сохранилась, видимо, очень следит за собой, чтобы годы не взяли свое. Волосы мастерски покрашены в золотисто каштановый цвет, косметика наложена скромно и вполне безупречно. Синие глаза смотрят оценивающе, а различимые на лице морщинки не свидетельствуют, пожалуй, о доброте, скорее, наоборот. Худощавая. Одета в деловой костюм, недешевый, судя по всему».

Кэрол и Тони — непростая пара, каждый из них нацелен на результат, отчего в их совместной работе часто возникает конкуренция, но они все же сработались, а потому легко делятся друг с другом информацией в надежде, что именно эти сведения помогут совершить однажды прорыв в деле и поймать преступника. Женская половина читателей, несомненно, внимательно следит не только за рабочими отношениями расследователей, но и с нетерпением ожидает, когда же отношения Тони и Кэрол наконец-то выйдут на новый уровень. В предыдущих романах писательнице удалось на какое-то время сблизить своих персонажей, но вот они опять только коллеги, хотя и здесь их заносит, словно прошлое в очередной раз их ничему так и не научило.

К сожалению, в погоне за эффектными описаниями и сенсационными преступлениями Макдермид совершенно теряет чувство реальности, отчего роман производит ощущение фантастического произведения, особенно по размаху и замыслу преступления. В поисках кинематографических красот писательница часто забывает о психологической реальности своих маньяков.

Расследование идет сразу в двух направлениях, сюжеты которых мы не станем выдавать читателям, поскольку книга только потеряет от этого свою интригу, скажем только, что Вэл Макдермид удастся в очередной раз удивить своих преданных читателей невероятно увлекательным и закрученным сюжетом.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Серия о Линдсей Гордон

  • Репортаж об убийстве (Report for Murder, 1987)
  • Коллективное убийство (Common Murder, 1989)
  • Последнее издание (Final Edition, 1991), в США — Открываются и закрываются, дата убийства (Open and Shut, Deadline for Murder)
  • Британский флаг (Union Jack, 1993), в США — Конференция как способ убийства (Conferences are Murder)
  • Обвиняется в убийстве (Booked for Murder, 1996)
  • Hostage to Murder, 2003

Серия о Кейт Бренниган

  • Убийственный ритм (Dead Beat, 1992)
  • Большой откат (Kick Back, 1993)
  • Расправа (Crack Down, 1994)
  • Разрыв (Clean Break, 1995)
  • Голубая кровь (Blue Genes, 1996)
  • Звезда поражения (Star Struck, 1998)

Серия о Тони Хилле и Кэрол Джордан

  • Песни сирен (The Mermaids Singing, 1995)
  • Ток в крови (The Wire in the Blood, 1997); в русском переводе — Тугая струна
  • Последний соблазн (The Last Temptation, 2002)
  • Чужое терзание (The Torment of Others, 2004)
  • Тайные раны (Beneath the Bleeding, 2007)
  • Лишенные плоти (Fever of the Bone, 2009)
  • Возмездие (The Retribution, 2011)
  • Крест и огонь (Cross and Burn, 2013)
  • Осколок тишины (Splinter the Silence, 2015)
  • Коварный умысел (Insidious Intent, 2017)
  • Как говорят мертвецы (How the Dead Speak, 2019)

Серия о Карен Пири

  • Дальнее эхо (The Distant Echo, 2003)
  • Темное царство (A Darker Domain, 2008)
  • Дорога скелетов (The Skeleton Road, 2014)
  • За пределами (Out of Bounds, 2016)
  • Пересеченная местность (Broken Ground, 2018)
  • Натюрморт (Still Life, 2020)

Несерийные романы и сборники рассказов

  • Надпись на стене (The Writing on the Wall, 1997) — сборник рассказов, изданный ограниченным тиражом
  • Лобное место (A Place of Execution, 1999)
  • Убийство теней (Killing the Shadows, 2000)
  • На мели (Stranded, 2005) — сборник рассказов
  • Cleanskin, 2006
  • Тату на могиле (The Grave Tattoo, 2006)
  • Уловка Тьмы (Trick of the Dark, 2010)
  • Исчезающая точка (The Vanishing Point, 2012)
  • Northanger Abbey, 2014
  • 1979, 2021

Документальные работы

  • A Suitable Job for a Woman, 1995
  • Bodies of Evidence, 2014
  • Анатомия преступления. Что могут рассказать насекомые, отпечатки пальцев и ДНК (Forensics — The Anatomy of Crime, 2014
  • Forensics: What Bugs, Burns, Prints, DNA, and More Tell Us About Crime, 2015

ИЭН РЭНКИН. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ

Иэн Джеймс Рэнкин (Ian James Rankin) родился 28 апреля 1960 года в Карбенбене (Шотландия), маленьком шахтерском городке в 50-ти километрах к северу от Эдинбурга. Его рождение совпало по времени с закрытием городских шахт, что повлекло за собой разорение некогда процветающего города.

Его отец, Джеймс Хилл Рэнкин, работавший на судостроительной верфи, был заядлым читателем, большим любителем детективных и шпионских романов. Среди его любимых авторов были Иэн Флеминг и Джон Ле Карре. Свое увлечение и свою любовь к книгам он сумел передать и сыну, который стал одним из самых активных читателей в городской библиотеке. Его первый литературный опыт, по признанию самого писателя, случился, когда Иэну было только четыре года, он написал собственный комикс в духе того времени, ограниченный художественными возможностями малыша. В школе его стремление писать поддержал и преподаватель Рон Гиллеспи (Ron Gillespie), который поощрял литературные опыты будущего писателя.

В 1978 году Рэнкин поступил в Эдинбургский университет на факультет английского языка и литературы. Специальностью Иэна стала американская литература. Время его учебы совпало с референдумом по вопросу о независимости Шотландии от британского правления. Это событие, а также связанные с ним дискуссии и волнения в дальнейшем наложили серьезный отпечаток на литературу будущего писателя, а тема шотландской идентичности и национальной гордости даже стала ключевой в будущем творчестве Рэнкина.

В 1982 году, после получения диплома, Рэнкин продолжил обучение, выбрав в качестве темы для своей докторской диссертации творчество шотландской писательницы Мюриэл Спарк. Диссертация, однако, так и не была закончена — Рэнкин сосредоточился на собственном литературном творчестве.

Первый роман Рэнкина — «Летние ритуалы» (Summer Rites) — так и остается до сих пор неопубликованным. Писатель упоминает о нем в своей книге «Изгнание принца на улицу: инспектор Ребус и я» (Exile on Princes Street: Inspector Rebus & I, 1998). Критики, знакомые с этим текстом, описывают его как сюрреалистическую комедию, где под обманчиво светлыми тонами скрываются серьезные темы, развивающиеся в более поздних произведениях писателя.

Первым же опубликованным романом Рэнкина станет «Наводнение» (The Flood, 1986). Впрочем, публикация пройдет незамеченной, книга будет издана в маленьком издательстве, но сам ее факт вдохновит Иэна на дальнейшее творчество, и он перебирается в Лондон. Роман носит автобиографический характер, в нем Рэнкин описывает похождения молодого человека из деревни Файф, амбициозного и настойчивого, основным стремлением которого было желание перебраться в Эдинбург. Фоном для романа послужит описание вымирающего под влиянием экономического спада городка, прототипом для которого, возможно, послужил родной город писателя. В результате в этом романе читатели могут получить больше информации о подростковом периоде жизни писателя, его желаниях и видении окружающего мира.

В Лондоне Иэн Рэнкин обретает и личное счастье: он женится на своей давней подруге Миранде Харви.

Литературная карьера Рэнкина складывалась непросто. Прежде чем стать писателем, ему пришлось сменить немало профессий и мест работы; так, он был и налоговиком, и исследователем алкогольной продукции, и интернет-журналистом, и музыкантом, и даже секретарем колледжа, при этом ни на секунду не оставляя свою литературную работу.

Его второй детективный роман — «Крестики-нолики» (Knots and Crosses, 1987) — был отмечен литературной премией Хоторндена, которая позволила ему вместе с семьей отправиться во Францию. В этом романе впервые появляется инспектор Джон Ребус, который впоследствии станет главным героем большинства произведений писателя.

В перерыве между первым и вторым романом об инспекторе Ребусе Рэнкин пробует себя в написании шпионского романа и триллера. Первый роман написан в духе Грэма Грина и Джона Ле Карре. Второй же был посвящен торговле оружием и космической гонке.

Следующий роман — «Кошки-мышки» (Hide and Seek, 1991) — принес писателю не только популярность, но и очередную литературную премию, на этот раз — премию Фулбрайта, вместе с билетом в США и обратно. После нескольких месяцев путешествия по Америке он возвращается вместе с семьей в Эдинбург.

За свой девятый роман из серии об инспекторе Ребусе — «Черный и синий» (Black & Blue, 2004) — Иэн Рэнкин был награжден Золотым кинжалом. А его творчество начали сравнивать с романами Роберта Льюиса Стивенсона и Мюриэл Спарк.

Любопытно, что десять романов Рэнкина были адаптированы для телесериала об инспекторе Ребусе, но по просьбе самого писателя съемки были прекращены из-за недостаточно высокого качественного воплощения на экране созданных им сюжетов.

Рэнкин является постоянным ведущим ряда документальных программ на BBC, посвященным взаимоотношениям криминала и литературы.
По заказу Шотландской оперы он написал либретто для музыкального произведения.

Иэн Рэнкин — обладатель множества наград за свои детективные работы (Золотой и Алмазный кинжал, орден Британской империи, премия Эдгар и многих других).

Рэнкин совмещает свое литературное творчество с активной социальной деятельностью, он активно пропагандирует улучшение жизни инвалидов и всеобщее детское образование.

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Романы вне серии

  • Наводнение (The Flood, 1986)
  • Сторож (Watchman, 1988)
  • Западный ветер (Westwind, 1990)
  • Хорошо повешение и другие истории (A Good Hanging and Other Stories, 1992)
  • Пир нищих. Рассказы (Beggars Banquet, 2002)
  • Двери открываются (Doors Open, 2008)
  • Хладнокровие (A Cool Head, 2009)
  • Темные записи (Dark Entries, 2009)

Серия о Малькольме Фоксе

начиная с третьего романа серии, романы о Малькольме Фоксе входят в серию о Джоне Ребусе

  • Жалобы (The Complaints, 2009)
  • Невозможно мертвы (The Impossible Dead, 2011)

Романы, изданные под псевдонимом Джек Харви

  • Охота на ведьм (Witch Hunt, 1993)
  • Кровотечение сердца (Bleeding Hearts, 1994)
  • Кровавая охота (Blood Hunt, 1995)

Серия об инспекторе Джоне Ребусе

  • Крестики-нолики (Knots and Crosses, 1987)
  • Кошки-мышки (Hide and Seek, 1991)
  • Изо всех сил (Tooth and Nail, 1992), в русском переводе Не на жизнь, а на смерть
  • Раздеть Джека (Strip Jack, 1992)
  • Черная книга (The Black Book, 1993)
  • Смертельные причины (Mortal Causes, 1994)
  • Выдохни (Let it Bleed, 1995)
  • Черный и синий или В синяках (Black and Blue, 1997)
  • Висячий сад (The Hanging Garden, 1998)
  • Мертвые души (Dead Souls, 1999)
  • Установить в темноте (Set in Darkness, 2000)
  • Водопад (The Falls, 2001)
  • Воскрешающий мертвых (Resurrection Men, 2002), в русском переводе Заживо погребенные
  • Вопрос крови (A Question of Blood, 2003)
  • Магазин плоти закрыт (Fleshmarket Close, 2004)
  • Ребус в Шотландии: персональное путешествие (Rebus’s Scotland: A Personal Journey, 2005)
  • Перекличка мертвых (The Naming of the Dead, 2006)
  • Музыка выхода (Exit Music, 2007), в русском переводе Музыка под занавес
  • Стоя в чужой могиле (Standing in Another Man’s Grave, 2012)
  • Святые в тени Библии (Saints of the Shadow Bible, 2013)
  • Даже собаки в дикой природе (Even Dogs in the Wild, 2015)
  • Лучше быть дьяволом (Rather Be the Devil, 2016)
  • В доме лжи (In A House of Lies, 2018)
  • A Song for the Dark Times, 2020
  • Ребус: годы святого Леонарда (Rebus: The St Leonard’s Years, 2021)

Содержание

  • ВЭЛ МАКДЕРМИД
  • ВЭЛ МАКДЕРМИД. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
  • СЕРИЯ О КАРЕН ПИРИ
  • Темный домен
  • Пересеченная местность
  • СЕРИЯ О ТОНИ ХИЛЛЕ И КЭРОЛ ДЖОРДАН
  • Тони Хилл
  • Тайные раны
  • Лишенные плоти
  • Возмездие
  • Крест и клеймо
  • Коварный умысел
  • НЕСЕРИЙНЫЕ РОМАНЫ
  • Уловка тьмы
  • ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
  • ИЭН РЭНКИН
  • ИЭН РЭНКИН. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
  • СЕРИЯ ОБ ИНСПЕКТОРЕ РЕБУСЕ
  • Крестики-нолики
  • Кошки-мышки
  • Изо всех сил
  • Раздеть Джека
  • Черная книга
  • Стоя в чужой могиле
  • В доме лжи
  • 10 ЛУЧШИХ ПО РЭНКИНУ
  • ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Оцените статью
Добавить комментарий