Детективы Ричарда Халла сегодня знакомы лишь знатокам жанра, но в 40-е годы его романы могли составить конкуренцию королеве детектива Агате Кристи. Книга А. Владимировича в серии Пестрая лента, с биографией английского писателя, который сегодня незаслуженно позабыт.
Ричард Халл
В его романах критики отмечали невероятно закрученные сюжеты, ярких персонажей и утонченный, изысканный стиль. Этот стиль Ричарда Халла прозвали «скисшим уксусом» за его едкое и сатирическое описание великосветских пороков и очень точное представление человеческой способности к самообману, эгоистичных и самовлюбленных персонажей, которые обычно редко вызывают симпатию у читателей. Халлу удалось изобразить, как обычные люди, одурманенные собственными желаниями и идеями, становятся преступниками. В его романах действуют неожиданные и интригующие, но в целом очень неприятные персонажи, которыми движут исключительно эгоистичные мотивы, и жизнь которых не только аморальна, но и бесцельна. Автор, заставляет читателей испытывать сочувствие к этим самобытным субчикам, неспособным жить подобно большинству обывателей.
Предисловие
Детективы Ричарда Халла сегодня знакомы лишь знатокам жанра, но в 40-е годы его романы могли составить конкуренцию королеве детектива, самой Агате Кристи.
В его романах критики отмечали невероятно закрученные сюжеты, ярких персонажей и утонченный, изысканный стиль. Этот стиль Ричарда Халла прозвали «скисшим уксусом» за его едкое и сатирическое описание великосветских пороков и очень точное представление человеческой способности к самообману, эгоистичных и самовлюбленных персонажей, которые обычно редко вызывают симпатию у читателей. Халлу удалось изобразить, как обычные люди, одурманенные собственными желаниями и идеями, становятся преступниками. В его романах действуют неожиданные и интригующие, но в целом очень неприятные персонажи, которыми движут исключительно эгоистичные мотивы, и жизнь которых не только аморальна, но и бесцельна. Автор, заставляет читателей испытывать сочувствие к этим самобытным субчикам, неспособным жить подобно большинству обывателей.
Романы Ричарда Халла приносят атмосферу бесшабашности и веселого карнавала в выверенный и подчиненный логике мир детективных головоломок. Английский писатель удачно смешивает комические и сатирические элементы с абсурдными, создавая в истории детективного жанра прецедент, изменивший впоследствии облик жанра в целом. Произведения Ричарда Халла — это попытка уйти от жанра детектива-загадки к психологическому детективу, назревающая тенденция перехода от головоломки к триллеру.
Сюжеты Ричарда Халла весьма изобретательны и абсолютно неожиданны. В ряде романов писатель использует элемент реверсивного движения. Автор ловко и умело применяет перевернутую модель детектива с неожиданным поворотом в финале. Халл уверяет, что любой читатель, даже прочитавший первую половину романа, никогда не сможет предсказать финал. Он писал, что «для того чтобы получать удовольствие от его детективов, читателям нужны мозги».
Стиль этого английского писателя стал моделью для многих авторов, пишущих в криминальном жанре. Романы Халла критики называли «тонкими, умелыми и неординарными», что обеспечило автору широкий круг подражателей в среде безуспешно пытавшихся повторить его «великосветскую манеру».
Естественно повисает вопрос, почему же творчество столь успешного и яркого автора сегодня почти забыто? Почему мы читаем детективы Агаты Кристи, Найо Марш или Рекса Стаута, а совершенно не знакомы с романами Ричарда Халла?
Простого ответа на этот вопрос нет. Но более детальное рассмотрение биографии английского писателя и пристальный взгляд на его творчество позволит в некоторой мере приблизиться к разгадке забытого автора.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Ричард Генри Сампсон (Richard Henry Sampson) родился 6 сентября 1896 года. Во время учебы в колледже Регби отличился своими успехами в изучении математики и даже получил стипендию для дальнейшего обучения в Тринити-колледже Кембриджского университета. Но из-за начала Первой мировой войны вместо университета отправился на фронт.
Три года служил в батальоне пехоты, располагавшемся во Франции. После возвращение в Англию до 1929 года оставался в числе активных призывников, пока официально не подал в отставку. Возвращение к мирной жизни давалось непросто. Возможно, на выбор профессии повлияло хорошее знание математики. Сампсон закончил курсы бухгалтеров и несколько лет проработал в фирме, оказывающей аудиторские услуги. Попытка организовать собственную частную практику провалилась, Ричард разорился и какое-то время был вынужден подрабатывать литературным трудом.
Первый же роман начинающего автора «Убийство моей тетушки», опубликованный в 1934 году, в одночасье сделал его невероятно популярным. Ричард Халл (Richard Hull), такой псевдоним он себе выбрал, подобно коллегам по перу стал публиковать из года в год новые детективы. Последующие романы были слабее первого опыта, но они также имели оригинальные и весьма закрученные сюжеты, а также как правило были написаны в изысканном литературном стиле. Это позволило критиками причислить Халла к классикам детективного жанра. Лучше всего эту ситуацию характеризует заметка рецензента из Таймс, предваряющая публикацию двух новых романов Агаты Кристи и Ричарда Халла. Стоит отметить, что к 1939 году Агата Кристи опубликовала более 30 детективных романов, среди них были «Убийство Роджера Экройда», «Смерть лорда Эджвера», «Убийство в Восточном экспрессе», а в самом начале 1939 года вышли «Десять негритят». Сразу за легендарным детективом следует малоизвестный роман из серии об инспекторе Баттле «Убить легко», который и рекламируется читателям газеты. При этом «новый роман господина Халла», упомянут наравне пусть не с лучшими творениями Королевы детектива.
С началом Второй мировой писателя вновь призвали в действующую армию, но уже спустя полтора года он вынужден был уйти в отставку по причине преклонного возраста. Кормили Сампсона по-прежнему любовь к математике и скрупулезное отношение к деньгам. Военный в отставке нашел работу в бухгалтерии Адмиралтейства, где работал контролером расходов по государственным контрактам. Возможно, именно бухгалтерские навыки объясняют его внимание к деталям, чрезвычайно скрупулезно выписанные в романах. Можно сказать, что его произведения перегружены этими самыми мелкими деталями.
Остаток жизни Сампсон провел в аудиторских проверках военного ведомства. Очевидно, он был невысокого мнения об армейских, с которыми ему приходилось сталкиваться по работе. В его послевоенных романах встречаются сюжеты о коррупции и взяточничестве в армии, расхитителях скрывающихся под военной формой. Например, один из его романов рассказывает об убийстве коррумпированного чиновника, а убийца — предприниматель, разбогатевший на поставках в действующую армию. Интересно, что ни убийца, ни его жертва не вызывают сочувствия, а сквозь ироничные характеристики сквозит разочарование от работы с бесчисленными нарушениями и бессмысленным официозом.
Английский писатель опубликовал всего 15 романов. Мы уже упомянули, что первый роман Ричарда Халла так и остался вершиной его творчества. До 1941 года он публиковал по роману в год, после чего следовал перерыв в несколько лет. А после окончания Второй мировой Халл продолжил сочинять детективные романы, которые писал и публиковал со некоторым промежутком во времени.
Всю жизнь популярный писатель прожил холостяком, слыл постоянным завсегдатаем лондонских клубов, хотя сам был владельцем одного из подобных заведений, где собственно и проживал. Скончался Ричард Сампсон в 1973 году.
УБИЙСТВО МОЕЙ ТЕТУШКИ
Первый роман Ричарда Халла — «Убийство моей тетушки», по признанию автора был написан под впечатлением от прочтения криминальных романов Фрэнсиса Айлза, в частности «Умышленная злоба. История банального преступления». Этот роман Халла и по единодушному мнению многих критиков самым ярким и запоминающимся произведением английского писателя.
Название романа, наводит нас на еще одну догадку. В 1934 году С. Б. Х. Китчин опубликовал роман с аналогичным названием. Но действие развивалось по совершенно иному сценарию. Рассказчик, должен был снять с себя подозрения в убийстве собственной тетушки. Можно предположить, что Халл пытался представить свою версию, воображаемой ситуации.
«Убийство моей тетушки» Халла действительно имеет множество схожих черт с новаторскими работами Энтони Беркли, — внимание к мотивации преступника, повествование от первого лица и острое, порой переходящее в гротеск остроумие. Но, в отличие от экспериментов Айлза, роман Халла по своей стилистике мало похож на классические образцы детектива, он гораздо ближе к триллерам Джима Томпсона или Патриции Хайсмит. Отсутствие какого бы то ни было расследователя (полицейского или частного сыщика), неадекватный главный герой и его маниакальное стремление к убийству. Но в отличие от своих американских коллег по перу, Халл в большинстве работ представляет читателям не безумцев, способных не только совершить, но и замаскировать свое преступление. У Халла действуют аморальные типы, упивающихся собственной способностью к убийству, но неспособные скрыть собственное преступление, а потому в глазах окружающих они выглядят просто глупцами с убийственными наклонностями.
В романе «Убийство моей тетушки» события описаны в обратном порядке, от рассказа убийцы-племянника к финальной главе, представляющей точку зрения тетушки, предполагаемой жертвы. Критики прозвали подобный прием «перевернутым детективом» и часто употребляют его по отношению к творчеству Ричарда Халла, что не совсем верно.