Эдмунд Клирихью Бентли

Эдмунд Клирихью Бентли

Английский писатель Эдмунд Клирихью Бентли известен как автор одного из самых известных детективов за всю историю жанра — Последнее дело Трента.

Эдмунд Клирихью Бентли. Биография

Эдмунд Клирихью Бентли (Edmund Clerihew Bentley) родился 10 июля 1875 года в Лондоне. Его отец был служащим в управлении Лорда-канцлера. Поэтому Эдмунд попал в престижную школу Святого Павла. Во время обучения Бентли подружился с Честертоном. Трудно даже представить более представительного писателя среди представителей первой волны детектива.

Эдмунд в девятнадцать лет выиграл стипендию для обучения в престижном Мертон-колледже в Оксфорде. В школе он подружился с Честертоном, причем они остались друзьями на всю жизнь, а в университете учился вместе с Джоном Бакеном и Хиларри Беллок, которые также стали впоследствии известными писателями.. В колледже он руководил студенческим сообществом и страстно увлекался лодочной греблей. Часть своей неуемной энергии Бентли направляет на создание университетской газеты, в которой публикует свои первые литературные опусы.

В Оксфорде Эдмунд Бентли был избран президентом Оксфордского союза, почетная обязанность, которая обычно была первой ступенью для успешной карьеры. Но Бентли по его словам испытывал лишь стыд и разочарование. После окончания Оксфорда отправился в Лондон изучать право, но с большим удовольствием он публиковал стихи и рецензии в литературных журналах.

В 1901 году женился на Виолете Алисе Мэри Буало (Violet Alice Mary Boileau), дочери генерала возглавлявшего британскую армию в Бенгалии. В следующем году ему предложили работу адвокатом в суде, но Бентли отказался от этого заманчивого предложения, поскольку по словам друга имел весь набор талантов за исключением юридического ума. Вместо адвокатской карьеры выбрал журналистику, где и добился значительных успехов.

Эдмунд Бентли в течении десяти лет проработал в Дейли Ньюс, где благодаря таланту и старанию стал заместителем главного редактора. В 1912 году перешел в Дейли Телеграф в качестве одного из редакторов.

Получив постоянную работу Бентли начинает писать стихи и в 1905 году публикует свой первый сборник (Биография для начинающих) в котором стихи представлены в изобретенной им поэтической форме клирихью — неправильной форме стихов на биографические темы с юмористическим подтекстом. Сборник был оформлен иллюстрациями Честертона, который всячески поддерживает литературные начинания своего друга. Один из самых известных романов Гилберта Честертона (Человек, который был Четвергом) посвящен именно Эдмунду Клирихью Бентли.

В 1913 году Бентли публикует свой первый детектив Последнее дело Трента. Роман получил мгновенный и неожиданный успех. Но как ни странно, автор не вспоминал о своем герое еще двадцать три года. Книга Последнее дело Трента неоднократно переиздавалась, была переведена на ряд европейских языков и по роману даже ставили фильмы, а Бентли между тем продолжал работать в Дейли Телеграф и не помышлял о карьере писателя.

Именно этот роман многие критики и коллеги по перу считали одним из первых образцов классического английского детектива. Среди самых восторженных поклонников была Дороти Сэйерс, которая упоминает о первом романе Бентли в своей работе Чье тело? Раймонд Чандлер в своей критической работе посвященной детективному жанру отзывается о романе более иронично. Роман был экранизирован в 1920 году Ричардом Гарриком. Вторая экранизация Говардом Хоуксом была более успешной. В 1952 году роман экранизировали в третий раз, в нем снимались Майкл Уилдинг и Орсон Уэллс.

Уставший от журналистики, 1934 году Бентли уходит на пенсию, где спокойно занимается литературным творчеством. В этот период он много и продуктивно пишет. Именно в этот момент, в 1934 году Бентли вспоминает о своем знаменитом герое и вместе с Х. Уорнером Алленом публикует роман Собственное дело Трента (Trent’s Own Case). Затем в 1938 году появляется сборник рассказов Трент вмешивается (Trent Intervenes), а затем в 1940 году писатель публикует автобиографию Те дни (Those Days: An Autobiography). Наконец в 1950 году появляется первый детективный роман уже без Трента, который еще в 1916 году ему советовал написать Джон Бакен.

Когда в 1939 году британцы сплачиваются перед надвигающейся угрозой фашизма и немецкого вторжения, когда молодые идут в армию, Бентли возвращается к работе в качестве главного литературного критика и остается на этом посту до 1947 года. После смерти жены в 1949 году, не в силах жить в один, отказывается от своего роскошного дома в Лондоне и остаток жизни проводит в отеле.

Эдмунд Бентли воспитал двух сыновей, один из них стал инженером, а другой выдающимся иллюстратором и автором нескольких триллеров.

После смерти Гилберта Честертона, Бентли избирают президентом Детективного клуба, в котором состоят Агата Кристи, Дороти Сэйерс. Бентли возглавляет клуб на протяжении 13 лет, с 1936 по 1949, его сменила Дороти Сэйерс. Он способствовал популяризации клуба, организуя публичные выступления известных членов клуба, а также чтение произведений на радио.

Эдмунд Клирихью Бентли скончался 30 марта 1956 года.

О творчестве

Обычно в детективе, яркого героя путают с карикатурой, а наложение нескольких интриг друг на друга чаще всего приводит к потере читательского внимания.

Бентли удалось создать яркого героя и придумать насколько захватывающий сюжет, что последовательное движение нескольких развязок заканчивается абсолютно непредсказуемым финалом.

Английский писатель задумывал свою книгу как рычаг, который должен был сдвинуть английский детектив с мертвой точки, в коей он оказался после Конан Дойля. Но влияние, которое оказал этот роман на криминальный жанр в целом, было гораздо большим и совершенно противоположным, чем этого ожидал автор.

Шерлок Холмс был героем, возвышавшимся над детективным небосводом. Бентли бросил вызов этому ледяному, замкнутому и непогрешимому сыщику, он представил добродушного и восприимчивого экстраверта, который больше отвечал общественным настроениям и подобно Великому сыщику стал моделью для многочисленных подражаний.

Сдвиг от героического к человеческому, от пренебрежительно самодостаточного Холмса к общительному и ошибающемуся Тренту, предвосхитил настроения последовавшие после Первой мировой войны, стремление к человечным и обыденным персонажам. В итоге, сегодня детектив, как и литература в целом предпочитает использовать модель предложенную Бентли.

Эдмунд Клирихью Бентли

Из предисловий

Золотым веком чаще всего называют два десятилетия между Первой и Второй мировыми войнами, однако эти рамки неоправданно сужены. Один из самых знаменитых детективных романов, обычно относимый к золотому веку, — Последнее дело Трента (Trent’s Last Case) Эдмунда Клирихью Бентли — опубликован в 1913 году. Название книги знакомо многим из тех, кто ее не читал. Значение Последнего дела Трента частично определяется тем, как уважительно приняли его тогдашние корифеи детектива, а также вниманием на дальнейшее развитие жанра. Дороти Л. Сэйерс писала, что эта книга занимает особенное место в истории детективной литературы; она блестяща, притягательна и в высшей степени оригинальна. Агата Кристи назвала ее одним из лучших детективных произведений всех времен, а Эдгар Уоллес — шедевром детективной литературы; Гилберт Кит Честертон увидел в ней лучшую детективную историю современности. Сейчас похвалы современников кажутся отчасти преувеличенными, однако роман до сих пор популярен, хоть и не так, как сразу после своего выхода, и его влияние на золотой век несомненно. Эдмунд Клирихью Бентли, написавший Последнее дело Трента между 1910 и 1912 годами, был близким другом Гилберта Честертона и его коллегой по журналистской работе. Возможно, именно Честертон уговорил приятеля написать детектив, но если так, он сам, должно быть, удивился результату. Бентли, считавший себя модернистом, презирал строгие условности классического детектива и не питал уважения к Шерлоку Холмсу. Он замыслил совершить небольшой саботаж: написать детектив, высмеивающий каноны жанра. По иронии, хотя его сыщик Трент (как и сержант Кафф в Лунном камне) не находит разгадки преступления, Бентли считается одним из основоположников, а отнюдь не разрушителем жанра.

Жертва — американский мультимиллионер, угнетатель бедных и безжалостный финансовый разбойник. Его находят в собственном поместье застреленным. Расследование ведет сыщик-любитель, художник Филипп Трент, и лишь в конце книги мы узнаем, почему это его последнее дело. Все улики честно предъявлены, а в финале читателя ждет не одно неожиданное разоблачение, а целых два. Роман необычен еще и тем, что Трент влюбляется в жену убитого, Мабель Мандерсон. В отличие от многих романистов золотого века Бентли стремился к изображению характеров не меньше, чем к созданию связной и увлекательной головоломки. Значение любовных мотивов тоже необычно. Позднейшие писатели в основном соглашались с Дороти Л. Сэйерс, что сыщик должен сосредоточить внимание на уликах и не отвлекаться на хорошеньких девушек. Оригинален роман еще и тем, что разгадка Трента, хоть и основана на доступных уликах, оказывается неверна. То, что сыщик-герой не смог распутать преступление, может быть, и против того, что многие считают первым неписаным законом жанра, однако безусловно придает Последнему делу Трента новизну.

Говоря об этом романе в своем содержательном и очень личном рассказе об истории детективного жанра, Джулиан Симонс старается понять двойственное отношение многих к Последнему делу Трента, в значительной степени вызванное контрастом между началом, с жестокой иронией повествующим об убийстве Мандерсона, и совсем другим настроением второй части. Неопределенна и характеристика Трента — временами он предстает почти комической фигурой, однако о его любви говорится со всей серьезностью, и она не отвлекает от детективной интриги, а искусно вплетена в сюжет. Тем не менее Последнее дело Трента осталось в истории не иронически-ниспровергательским произведением, а одним из самых значительных и успешных предшественников золотого века.

Ф. Д. Джеймс

Избранная библиография

Серия о Филипе Тренте

  • Последнее дело Трента (Trent’s Last Case, 1913), также издавалась как The Woman in Black
  • Trent’s Own Case, 1936, совместно с H. Warner Allen
  • Trent Intervenes, 1938

Детективные романы вне серии

Elephant’s Work, 1950 (также издавалась как The Chill)

Оцените статью
Добавить комментарий