Английский писатель Эдмунд Криспин известен своими классическими детективами об оксфордском профессоре Джервейсе Фене.
Эдмунд Криспин. Биография
Эдмунд Криспин (Edmund Crispin) урожденный Роберт Брюс Монтгомери (Robert Bruce Montgomery), родился 2 октября 1921 года в маленькой деревушке Чесэм Бойз, расположенной в графстве Бакингемшир, в самом центре Англии. Роберт был четвертым ребенком и единственным сыном Роберта Эрнста Монтгомери, секретаря Верховного комиссара Индии. Первое образование будущий писатель получил в школе Мечанта Тэйлорса, где отличился своим интересом к языкам, а потому продолжил обучение в колледже Св. Иоанна в Оксфорде. В университете активно интересовался изучением музыки и участвовал во всех музыкальных мероприятиях, а в итоге получил место органиста и хормейстера. Монтгомери известен как создатель хоровой мессы Оксфордский реквием, а также является автором музыки для целого ряда английских фильмов 50-х годов.
Во время обучения в колледже увлекся сочинением детективных романов и даже успел закончить работу над своим первым романом о Джервейсе Фене — Дело о позолоченной мухе, который был опубликован уже после завершения обучения.
После окончания учебы два года работал преподавателем обычной школы в Шрусбери. В это же время неподалеку работал библиотекарем тогда еще малоизвестный Филип Ларкин, который с этого времени стал другом Криспина на всю жизнь.
Прочтение детективного романа Джона Диксона Карра навсегда изменило мнение английского композитора о детективе, и он пробует свои силы в этом жанре. Позднее свой лучший детектив (Шагающий магазин игрушек) Криспин посвятит именно Карру и своему другу Ларкину.
Начиная с середины сороковых годов, Монтгомери публикует девять детективных романов и два сборника рассказов, взяв в качестве псевдонима имя одного из персонажей детективных романов Майкла Иннеса, эти романы позволили ему стать одним из ведущих писателей детективного жанра. Популярность романов Криспина была столь велика, что молодому писателю предложили место рецензента в Лондонской Санди Таймс.
В последние годы жизни Криспин отошел от сочинения детективных романов, увлекшись сочинением музыки. Два десятилетия его жизни были отданы самому абстрактному из искусств. Криспин не только сочиняет музыку, но и редактирует произведения молодых, пишет критические статьи и рецензии.
К концу жизни он возвращается к сочинению детективов и публикует последний роман.
Остаток жизни Эдмунд Криспин провел в Девоне. Английский писатель скончался от сердечного приступа 15 сентября 1978 года.
О творчестве
Большинство критиков сходятся во мнении, что детективы Эдмунда Криспина являются идеальными образцами жанра. Строение сюжета, сочетание юмора и загадочности в его произведениях идеально сбалансировано. Все романы Криспина подпадают под категорию классический детектив, где главным героем является частный сыщик, пытающийся выяснить, кто из группы подозреваемых является настоящим преступником. Обычно частный сыщик показывает чудеса дедукции, которые кажутся стройными и логичными, особенно на фоне глупых полицейских.
Романы Эдмунда Криспина имеют сложные сюжеты и написаны на популярную для того времени тему — убийство в закрытой комнате. Отличительная черта романов Криспина — искрящийся юмор, иногда даже переходящий в откровенный фарс. Писатель мало заботится о реалистичности своих произведений, больше внимания уделяя развлекательному моменту, а главный герой — оксфордский профессор Фен видит в убийстве, главным образом, интеллектуальную диверсию.
В романах множество явных и скрытых отсылок к классической английской литературе, поэзии и музыке, отчего произведения Криспина очень популярны в интеллектуальной среде. Критики отмечают, что в некоторых из своих детективов писатель стремится сломать так называемую четвертую стену, то есть пытается напрямую говорить с аудиторией. Это прием был использован позднее как в литературе, так и в кино.
Криспин уделяет мало внимания исследованию человеческого характера, поэтому его персонажи полны неожиданностей и нередко приходят к надуманным выводам.
Вот как характеризует творчество Криспина другая английская детективщица, Филлис Дороти Джеймс в своей книге Детектив на все времена: Детективным романам Криспина свойственна фирменная элегантность и целый набор обаятельных и остроумных персонажей. Большинство читателей будет хохотать над его книгами в голос. Криспин — шутник, он обладает редким для писателя-детективщика даром сочетать тонкий юмор и описания убийств. … Криспин умеет сочетать юмор с правдоподобной историей, с тайной, разгаданной необычным, но достоверным частным сыщиком.
Но в конце 50-х Криспин завершает писать музыку и романы, оставляя в качестве работы только написание рецензий для Санди таймс. Но пристрастие к алкоголю не позволило автору продолжить автору полноценную работу в полную силу. В результате Криспин написал один роман за 14 лет. Несмотря на это его романы считаются образцами детективного жанра и включены в списки лучших романов XX века.
Джервейс Фен
Английский писатель Эдмунд Криспин учился в Оксфорде в одно время с Кингсли Эмисом, потом два года был помощником органиста и хормейстером. Подобно многим писателям-детективщикам, Криспин активно использовал свой жизненный опыт, как университетский, так и музыкальный. Его сыщик — Джервейс Фен (Gervase Fen), профессор английского языка и литературы в колледже Святого Христофора — впервые появился в 1944 году в романе Дело о золоченой мухе (The Case of the Gilded Fly, 1944). Профессор Фен — ученый-оригинал, краснолицый, со всклокоченными волосами; он часто острит и постоянно к месту и не к месту цитирует классиков. Его жизнелюбие поистине заразительно, а истории о нем написаны с замечательным чувством юмора. Криспин описывает своего героя как беспечно веселого человека, высокого и худого, с голубыми глазами и темно-коричневой копной волос из которой регулярно торчат непослушные вихры. Он нетерпелив и зануден, бесстыдно нескромен, но при этом склонен к любым проявлениям доброты и открытости.
Читатель также знакомится с его женой Долли — спокойной, невозмутимой дамой, которая обычно мирно сидит и вяжет, не обращая внимания на мужа, с головой ушедшего в расследование очередного убийства. Она не принимает участия в его приключениях, ограничиваясь лишь просьбой — не будить детей, когда он приходит домой. Мы даже не знаем, какого пола эти дети, и можем только удивляться, как у профессора при его занятости нашлось время и желание обзавестись детьми. Похоже, его академические обязанности не слишком обременительны, в книге Похоронен для удовольствия (Buried for Pleasure, 1948) он участвует в выборах и едва не становится членом парламента, что было бы для него очень некстати.
Профессором владеют две страсти — литература и детектив, но беспокойный характер неизменно увлекается все новыми вещами или науками, с неутомимым энтузиазмом профессор получает удовольствие от своих новых увлечений, напоминая в этот момент маленького ребенка в комнате полной игрушек. Профессор с одинаковым интересом пишет детективный роман или коллекционирует насекомых, но неизменно мы его видим в роли сыщика, когда он с блеском разгадывает запутанное преступление, с которым не могут справиться опытные полицейские. Именно свою дедуктивную деятельность профессор считает главным достижением в жизни, о чем открыто заявляет в романе Лебединая песня (Swan Song, 1947).
Эксцентричный профессор всегда решает запутанные дела, основываясь только на своем дедуктивном таланте. Читать о его логических рассуждениях и выводах всегда интересно, поскольку писатель оформляет их остроумными шутками, ироничными замечаниями, иногда подтрунивая над своим героем, высмеивая его нетерпение и слишком высокое мнение о себе. Профессор — основной персонаж, над которым смеется автор, а за ним и читатели.
Джервейс Фен — эрудированный чудак, вылепленный по образу профессора, формировавшемуся в Оксфорде на протяжении столетий. Большой интеллектуал, решительный и увлеченный, профессор воплощает в себе многие черты своего автора. На это указывают частые смены настроения, где маниакальная энергия сменяется мрачной раздражительностью.
Шагающий магазин игрушек
Ричард Кадогэн поднял револьвер, тщательно прицелился и спустил курок. В маленьком садике прогремел выстрел и, подобно расширяющимся кругам, бегущим от камешка, брошенного в воду, беспокойство и тревога охватила местность Сент Джон Вуд. С пыльных деревьев, покрытых осенней золотисто коричневой листвой, сорвалась стайка перепуганных птиц. Где то в отдалении завыла собака.
Ричард Кадогэн подошел к мишени и обследовал ее с расстроенным видом. На ней не было ни малейшего следа выстрела.
– Промахнулся, — сказал он задумчиво. – Невероятно.
С такой ироничной сценки начинается самый известный детективный роман Эдмунда Криспина, английского писателя, автора не больше десяти детективов, спившегося и сумевшего за последние два десятилетий своей жизни осилить только два романа. Энергия и талант вложенные в первые романы, были столь велики, что и по сей день их называют одними из лучших произведений английского детектива.
Лучшим романом Криспина однозначно признан детектив, написанный в 1946 году, под названием Шагающий магазин игрушек (The Moving Toyshop). В романе действует эксцентричный профессор английского языка и литературы, член Совета колледжа Святого Кристофера (выдуманный колледж из реального Оксфорда) — Джервейс Фен (Gervase Fen). Его эксцентричность была хорошо видна даже внешне, …высокий, стройный человек лет сорока, с веселым, худощавым, свежим, гладко выбритым лицом, его темные волосы, старательно прилизанные с помощью воды, торчали вихрами на макушке. Фен человек с безграничной энергией и неутомимый энтузиаст, по крайней мере, когда сталкивается с чем-то загадочным, или неразгаданной тайной.
Сюжет романа сложный и зачастую абсурдный, скрашивается ироничным расследованием профессора, выступающего в роли сыщика и массой литературных аллюзий и игр, который делают невообразимый сюжет приятным и даже увлекательным для чтения. Кружение в вихре английской литературы с постоянными отсылками к известным фразам, сюжетам или просто авторам, доставит истинное удовольствие ценителям жанра.
Вот как характеризует этот роман другой мастер жанра, английская писательница Филлис Дороти Джеймс в своей книге «Детектив на все времена»: Самым изобретательным детективом Криспина считается роман Передвижной магазин игрушек, в котором молодой поэт Ричард Кадоган приезжает в Оксфорд поздно ночью и, случайно открыв незапертую дверь, оказывается в магазине игрушек перед лежащим на полу трупом молодой женщины. Разумеется, он вызывает полицию, но, прибыв на место, стражи порядка не обнаруживают ни магазина, ни трупа. Чтобы раскрыть роковую тайну. Фен объединяет свои усилия с Кадоганом, и они со страшным грохотом носятся по Оксфорду на старой машине Фена, носящей имя Лили Кристин, и мешают обывателям спокойно спать.
Криспин посвятил этот роман своему другу английскому поэту Филипу Ларкину и мастеру детектива и специалисту по закрытым комнатам Джону Диксону Карру. Поскольку автор влился в ряды детективных авторов именно благодаря этим двум людям. В сюжете этого ироничного романа также встретиться загадка закрытой комнаты. В свою очередь детектив был назван одним из лучших романов и вошел в списки 100 лучших детективов XX века и по праву считается одним из лучших произведений этого жанра.
Похоронен для удовольствия
Перечитывая романы английского писателя Эдмунда Криспина наглядно можно увидеть, как писатель преодолевает трамплин, ведущий его к основной цели — желанию развлечь своих читателей.
В романе Похоронен для удовольствия (Buried for Pleasure, 1948) писатель разворачивает перед читателями своего рода автопортрет, главный герой серии детективов — эксцентричный профессор Джервейс Фен пишет детективный роман, рассказывая о нюансах и подробностях сочинения детектива.
Профессор разыгрывает сцену из сочиненного им романа, предлагая различные варианты объяснения происходящего. Наименее вероятные, он ставит в начало сюжета, приберегая самый реалистичный к финалу. Впрочем, все предложенные варианты можно охарактеризовать как искусственные или придуманные, ведь основным критерием служит критерий литературного мастерства.
Эдмунд Криспин не выказывает желания выйти за пределы искусственности, ему уютно в пределах жанра. А его герой отказывается воспринимать ситуацию с убийством всерьез, отделываясь академическими шутками и нелепыми выходками.
Романы Криспина являются неотъемлемой частью традиции детективного жанра, ассоциирующегося с британским классическим детективом. Для этого подвида западные авторы придумали термин, который буквально можно перевести как уютный, или заискивающий (cozy), — аналога в недолгой российской традиции для этих детективов не найдено.
Отличительными чертами уютного детектива являются — эксцентричные персонажи, причудливые события, которые спровоцированы благородным преступником, живущим в воображаемом мире. Романы, написанные в стиле уютного детектива отличаются от крутого детектива отсутствием или намеренным невниманием к жестокости и насилию, стремлением избежать реалистичных и кровавых описаний из полицейских протоколов. Уютный детектив обычно — это головоломка, предназначенные для чтения в дождливую ночь за чашкой чая.
Серия Криспина о профессоре Жервезе Фене идеальный пример уютного детектива. Сюжеты романов обычно разворачиваются в небольшом закрытом пространстве: английская деревенька, киностудия, и даже Оксфордский университет. Самоуверенный частный детектив способен собрать воедино все детали преступления, перехитрить полицию и самостоятельно схватить преступника, как правило, после уморительной погони. В романах Криспина преобладают элементы фарса или даже буффонады.
Преступление обычно совершенно в закрытом помещении, а главная задача детектива выявить преступника из группы подозреваемых, где все имеют мотив, но никто — убедительного алиби.
Привлекательность подобного рода чтения в умении автора увлечь читателя совместным расследованием. Одно из непременных условий жанра — регулярно повторяющийся анализ начальной сцены, когда найден труп. Криспин регулярно и различными способами вовлекает читателей в игру по разгадке необъяснимого не первый взгляд случая. Английский писатель гордился своей честной игрой с читателем, предоставляя всегда и в полном объеме информацию, которая также была известна детективу.
Литературный талант Эдмунда Криспина заключался в умении спрятать среди предоставленной информации ключевую улику, прямо указывающую на убийцу. Но несмотря на заявления о честной игре, читатели практически не могут разгадать необъяснимое преступление без помощи автора.
Избранная библиография
- Дело о золоченной мухе (The Case of the Gilded Fly, 1944)
- Святое расстройство (Holy Disorders, 1945)
- Шагающий магазин игрушек (The Moving Toyshop, 1946)
- Лебединая песня (Swan Song, 1947)
- Любовь лежит, истекая кровью (Love Lies Bleeding, 1948)
- Похоронен для удовольствия (Buried for Pleasure, 1948)
- Частые катафалки (Frequent Hearses, 1950)
- Длинный развод (The Long Divorce, 1952)
- Берегись поезда (Beware of the Trains, 1953), сборник рассказов
- Взгляд на луну (The Glimpses of the Moon, 1977)
- Территория Фена (Fen Country, 1979), сборник рассказов