Английский писатель Саймон Бретт получил известность благодаря своим романам, где в роли случайного сыщика выступает пожилой актер Чарльз Париж, а также серией о миссис Парджетер.
Саймон Бретт. Биография
Саймон Бретт (Simon Brett), урожденный Саймон Энтони Ли Бретт (Simon Anthony Lee Brett), появился на свет 28 октября 1945 года в южном пригороде Лондона вскоре после окончания Второй мировой войны. Его отец — Джон Бретт был простым землемером, а мать — Маргарет Ли — школьной учительницей. Бретт получил среднее образование в Dulwich колледже, где выиграл стипендию для обучения в Уодхэмском колледже в Оксфорде, по специальности история. В университете Бретт отличался не только отличной учебой, но также был президентом университетского театрального общества и директором Оксфордских ночных ревю на Эдинбургском фестивале. В 1971 году он женился на Люси Виктории Макларен, с которой впоследствии воспитывал двух сыновей и дочь.
В 1968 году Бретт стал продюсером на радио для британской вещательной корпорации (BBC). Он также попробовал писать пьесы. Его первое произведение, Миссис Глэдис Моксон (Mrs. Gladys Moxon), с блеском была поставлена в 1970 году в Лондоне. Следующая пьеса, Ты хорошо спал? (Did You Sleep Well?) была поставлена уже в следующем году, а год спустя вышла еще одна — Третье лицо (Third Person). Интерес к пьесам подвиг Бретта на создание радио- и телевизионных сценариев, которые принесли ему в 1973 году премию за лучший сценарий художественного радио Гильдии писателей Великобритании. Этот успех естественным образом привел к решению приступить к написанию первого романа. Одновременно с этим на радио BBC, Бретт ставит первый эпизод из радио-серии Автостопом по галактике (1978).
Во время работы на BBC Саймон Бретт адаптировал для радиопостановок истории о лорде Питере Уимзи, главном герое детективных романов Дороти Ли Сэйерс. Бретт рассказывает, что ему приходилось работать в тесном контакте с писателем, который адаптировал его книги для постановки на радио. Ассоциации с постановкой историй об Уимси показали ему, что хорошая серия диалогов в детективе, беседы сыщика с различными персонажами являются своего рода демистификацией жанра. Если вы можете сделать диалог интересным, — говорит Саймон Бретт, — как правило, это всего один факт, который должен стать результатом этих встреч… вы можете сделать интересную сцену от всего этого. В другом интервью он признается, что несмотря на сомнения в способности создать головоломку для детективного сюжета он чувствовал решимость написать диалоги, а потому решился написать детективный роман.
Первый детектив Саймона Бретта Список актеров, в порядке исчезновения (Cast, in Order of Disappearance) вышел в 1975 году и в нем появился герой будущей популярной серии — Чарльз Париж (Charles Paris). В 1986 году спустя одиннадцать лет ежегодных публикаций о Чарльзе Париже, Бретт создал новую серию, где главным героем стала миссис Парджетер. А в 2000 году писатель запустил третью серию детективов о двух женщинах из прибрежного города Фетерин.
О творчестве
Саймон Бретт — универсальный писатель, публикующий не только детективы, но и детскую литературу, пишущий сценарии для радио и телевидения, а также театральные драмы.
Саймон Бретт в 1986-87 годах занимал должность председателя Ассоциации криминальных писателей Англии. Несколько его романов были отмечены Эдгаром, престижной наградой, вручаемой Американской ассоциацией детективных писателей.
Детективный романы Саймона Бретта служат достойным продолжением театральных детективов Найо Марш и Энн Морис, а по стилю напоминают лучшие работы Эдмунда Криспина. Как удачно заметили критики, Бретт настоящий продолжатель традиций детективов Золотого века.
Его произведения написаны в жанре психологического детектива, и после нескольких малоизвестных героев ему удалось найти собственного. Это — пожилой актер-сыщик Чарльз Париж (Charles Paris), чья жизнь крутится вокруг лондонского театра, где происходят загадочные события. Писатель придумал героя, взяв за основу совокупный образ разных актеров среднего возраста, сплав многих актеров, которых я знал, с которыми ему приходилось работать. Получился непохожий на ранние стереотипы и шаблоны герой, способный очаровать большинство читателей, вероятно потому что писатель не раз признавался, что ему нравится наблюдать за мастерами сцены, их способность зажечь зрителей, глаза которых тускнеют, а речь угасает. В своих интервью писатель характеризует своего героя как идиота, который бросится защищать театр, если вдруг случится нападение, но поскольку таких защитников немало, ему приходится сидеть на обочине… в целом, сплав идиотизма, жадности и всех худших человеческих ценностей.
Даже простое перечисление названий его романов, выдает нам заядлого театроведа. Его книги пронизаны театральным духом, постоянные аллюзии на классиков театра или пересмешничество с образцами драмы, а постоянным место действия его детективов, без сомнения, — театр. Критики отмечают, что Бретт в своих работах дает глубокие психологические характеристики своим героям, так и описанию ситуации. Конкуренция, обман и завистничество, которые обычно скрыты от зрителей театральным помостом, регулярно появляются в его работах. А его изображение честолюбия и убийственного соперничества на провинциальных площадках достойны высшей похвалы. Он также является автором еще двух серий детективных романов, но они менее популярны.
В детективах Бретта нет трагедии, скорее это фарс, карикатура, бурлеск, если использовать театральный термин, которые отображают люди в худшие моменты жизни.
Бретт в своих романах не столько развлекает читателя, его романы подобно классическим произведениям обладают ненавязчивым дидактическим потенциалом, поскольку с большим остроумием высмеивают пороки, как отдельных персонажей, так и общества в целом.
Миссис, предположительно умершая
Детектив-любитель вместо профессионального сыщика — еще одна традиция английского детектива: достаточно вспомнить мисс Марпл Агаты Кристи.
Саймон Бретт создал свой вариант проницательной пожилой дамы. Миссис, предположительно умершая (Mrs., Presumed Dead, 1990) — его второй роман с миссис Парджетер (Mrs. Pargeter), респектабельной богатой вдовой. Если мисс Марпл успешно расследовала преступления благодаря природным способностям и житейской опытности, то у миссис Парджетер, помимо этих качеств, есть еще и большие возможности — не меньшие, чем у всей английской полиции. Дело в том, что ее покойный муж был магнатом не вполне легального бизнеса и оставил ей в наследство не только большое состояние, но еще и целый штат помощников на все случаи жизни — особенно на случаи уголовного характера. Конечно, роман Миссис, предположительно умершая — такая же игра с читателем, как и романы Агаты Кристи: все подчинено развитию детективной фабулы. Персонажи Саймона Бретта откровенно схематичны, но достаточно правдоподобны, а главное, занимательны, чему в большой степени способствует комедийный дар автора: здесь и жулики – от симпатичного домушника до бесцеремонного и напыщенного руководителя религиозной секты, здесь и скучающие богатые домохозяйки, и, конечно, сама жизнерадостная и лукавая миссис Парджетер. Сюжет строится по классическим канонам — в ограниченном пространстве (в данном случае это несколько домов, образующих замкнутый квартал), среди узкого круга лиц, с которыми читатель знакомится постепенно, по ходу расследования; в сцене, предшествующей разоблачению убийцы: следователь, как это водится, например, Агаты Кристи, собирает всех подозреваемых и провоцирует развязку — естественно, неожиданную, как и положено у мастера детектива, каковым является Бретт.
У Вас очень хороший контент!