2021 год подходит к финалу, осталось всего несколько дней до Нового года, а потому мы начинаем подводить итоги и заглядывать в новый год.
Для нас самым грандиозным событием уходящего года стало появление Библиотеки Детективного метода и серии «Мир детектива».
Издание книг объединило множество людей, которые помогают проекту выйти на нужную высоту, если вы понимаете, издание книги – это не случайный процесс, а долгая и кропотливая работа, где готовящуюся книгу вычитывают и проверяют множество людей, прежде чем она появится на витрине книжного- или интернет-магазина.
А потому я решил, не дожидаясь наступления праздников и нового 2022 года начать свой рассказ о книгах, которые готовы и только ждут отмашки, чтобы появиться перед вами во всей своей красе.
В ближайшие дни я расскажу о самых главных новинках следующего года, может быть даже первой половины 2022 года, поскольку пока не загадываю о том, какие открытия ждут всех нас во второй половине.
А начну свой рассказ с нашей родной классики – русского уголовного романа.
Русские подражатели Габорио
Вы, наверное, видели изданную в прошедшем году книгу Хрущова-Сокольникова «Джек — таинственный убийца», удивительный сплав криминальной истории и приключенческого путешествия вокруг света.
Не буду скрывать, эта книга стала для меня первой ступенькой в удивительном путешествии к потрясающему миру русского уголовного романа. Оговорюсь, что я полагаю, ни до революции, ни в советское время в России не было и не могло появиться детектива, в его классическом варианте. Но мы обещали представить все разнообразие детектива, а потому подсерии с русскими авторами мы будем добавлять этот указатель – «Русский уголовный роман».
Да, появлялись отдельные сочинения, похожие на произведения Артура Конан Дойла, Эдгара По или других английских писателей, но основным ориентиром для русских стали произведения Эмиля Габорио, чьи романы были переведены на русский еще в XIX веке и на которые ориентировались большинство авторов, создающих жанровую литературу.
А потому в России в роли сыщика обычно выступает полицейский дознаватель, в силу профессионального долга вынужденный производить следственные действия и искать преступника.
Мы начнем знакомить вас с русскими полицейскими Шерлоками Холмсами с полного собрания Семена Панова, которое носит поэтическое название «Убийство в деревне Медведице».
Полное собрание сочинений Семена Панова
Если вы любитель детектива, особенно русского, наверняка вы натыкались на повесть «Три суда или убийство во время бала». Замечательную, почти приключенческую историю, которую не раз включали в свои сборники «Старо-русский детектив» или «Русский детектив» крупные издательства. Я тоже наткнулся на нее в одном из таких сборников, и был заворожен сочетанием криминальной истории и поэтическим языком, которым она была рассказана. Попытался найти что-нибудь еще из произведений этого автора, а нашел только голую справку «Автор таких-то повестей и очерков… «.
Дело в том, что об авторе, о Семене Панове, известно поразительно мало. Полагаясь на тексты его произведений можно предположить, что он служил следователем, настолько детально и очень тщательно описана работа русского расследователя, причем не столичным, а весьма далеко от обеих столиц. Насколько ярко описана жизнь маленьких уездных городков и их жителей, что невольно напрашивается вывод — Семен Панов жил и расследовал преступления в российской глубинке. А потому, с первых же строк вы погружаетесь в очень поэтично описанный мир русской деревни, а когда там случается преступление, и из города вынужден добираться на перекладных следователь, тут обычно простая история закручивается и не отпускает вас до самого финала.
Повторю, Семен Панов писал не детективы, в смысле классические детективы. А потому его истории — это противостояние преступника и следователя, которые известны почти с самого начала. Главная интрига — сможет ли следователь разоблачить и вывести на чистую воду убийцу. Но написано это так увлекательно, таким сочным языком, перед глазами встают такие яркие образы, что оторваться от чтения просто невозможно.
Во время поисков его оригинальных сочинений со мной приключилась почти сказочная история, поскольку только неожиданно появившийся добрый волшебник помог мне собрать все его тексты, которых вы не найдете, к сожалению сейчас ни в одной из библиотек России. Но об этом подробнее я расскажу уже в послесловии к книге.
Золотой негодяй или рассказы Гавриила Хрущова-Сокольникова
Как вы догадываетесь, заикнувшись раз о Хрущове-Сокольникове я не смог остановиться.
И пока к изданию готовится дилогия о Рубцове («Петербургские крокодилы» и «Рубцов возвратился»), мы предлагаем вашему вниманию сборник рассказов и повестей этого автора.
В сборник включены два рассказа «Золотой негодяй» и «Атаман Рубцов» и повесть «Кто убийца». К слову это первое книжное издание этих произведений, даже до революции все они выходили только в периодике и найти их весьма проблематично, а уж собрать целиком представляет особенную трудность. Поскольку часто подборки периодики, особенно дореволюционной не полны, обрывочны, и обычное дело, если отсутствуют один или два фрагмента в подвале, где обычно печатались художественные произведения. А потому приходилось собирать эти сочинения в буквальном смысле по кусочкам из разных библиотек, часто даже зарубежных.
В очередной раз напомню читателям, что в России не было классических детективов, а потому данные произведения сегодня записали бы в криминальные истории. В повести расследование ведет полицейский следователь, к слову ученик легендарного Путилина, о чем автор сообщает нам с первых строк. Но автора больше волнует история преступника, тогда как сыщик является скорее формальной фигурой.
Не могу не упомянуть еще одну особенность всех романов и многих рассказов Хрущова-Сокольникова — вы не сможете предугадать финал. Даже я, прожженный детективист ни разу не смог даже близко предсказать финальную развязку. Начинаю думать, что у Гавриила Александровича был особый талант закручивать историю до такого предела, интриговать читателя до самого финала, и в буквальном смысле на последней странице выдавать самый неожиданный поворот в книге.
А потому предлагаю вам окунуться в этот мир необыкновенных криминальных приключений и получать наслаждение от бесконечной игры и неожиданных поворотов сюжета.
Трилогия о Василии Ивановиче Кобылине
Если вы до сегодняшнего дня думаете, что крутой детектив появился в США, вынужден вас разочаровать. Произведения Ивана Пономарева тому доказательство.
Уже этой весной мы планируем издать трилогию о следователе Кобылине — «Русский Лекок», «Преступная мать» и «Под давлением судьбы», чуть было не написал «Во все тяжкие».
Скажу только, что лаконичная проза и невероятный экшен ожидают читателей на страница его произведений. А я надеюсь, что этот позабытый автор найдет своих читателей и поклонников.
Темный Петербург Александра Цехановича
История, которая приключилась с этими произведением Александра Цехановича, достойна отдельного рассказа, поскольку на сегодняшний день мы имеем несколько книжных и периодических изданий «Темного Петербурга», которые лишь частично похожи между собой, чаще существенно отличаются друг от друга. Но подробней эту историю мы расскажем в книге, а пока скажу только, что мы впервые представим полное собрание этого цикла повестей, которое никогда раньше не выходило ни в книжном, ни в периодическом издании. Как вы понимаете, для этого нам пришлось перекопать массу изданий и собрать воедино целый ряд фрагментов выходивших в разное время в журналах и газетах.
Достойным продолжением этого цикла станет издание романов «Петербургская Нана» и «Доктор Курганов» запланированное на эту весну.
Словом мне остается лишь пожелать вам увлекаться не только зарубежными детективами, которых вы наверняка прочитали немало, но также обратить свое внимание на русских представителей жанровой литературы. Поверьте, вы найдете немало отличных произведений, и возможно, некоторые авторы станут вашими любимчиками.