Подборка рецензий на лучшие детективные романы американского писателя, популярного в Советском Союзе Джона Болла.
В разгар ночи
Первый роман Джона Болла в серии о черном детективе Виджиле Тиббсе — В разгар ночи1 (Heat of the Night) стал пожалуй самым популярным детективом американского писателя. Интересно, что роман был переведен и издан даже в Советском союзе и поклонники детектива с большим стажем помнят, как именно этот роман стал одной из редких жемчужин в те времена, когда цензоры редко пропускали в советскую печать западные образцы.
Действительно, роман поднимает болезненные для Америки тех времен вопросы ущемления гражданских прав. Детектив вышел в середине 60-х годов в разгар активной агитации афро-американцев за свои права. Сегодня мы с оглядкой на то время можем сказать, что эта тема не потеряла своей актуальности для США и сегодня, недаром одним из лучших фильмов прошлого года стал мини-сериал 12 лет рабства, а теме рабства посвящены и другие знаковые проекты, вроде фильма Тарантино и других.
Болл раскрывает перед читателями образ гордого, но и осмотрительного детектива, который пытается доказать преимущество людей с темной кожей и стремиться к общечеловеческой толерантности.
Думаю, что содержание романа многим знакомо, а если и вы не читали его, советую обратить внимание на этот великолепный образчик полицейского детектива. Недаром детективы Джона Болла были признаны новой страницей в этом жанре. А именно эта книга способна приковать внимание читателя и не отпускать его до самого финала.
Вирджил Тиббс появляется неожиданно, ошарашивая не только полицейских, но и читателей, затейливым началом. Знойные денечки и душные ночи допекают, вынуждают читателя поверить в реалистичность происходящего на страницах книги. Напряжение нарастает от главы к главе, от страницы к странице.
Одним из самых спокойных и уверенных людей в данной напряженной ситуации оказывается чернокожий детектив, который не просто терпит и сносит все оскорбления отправляемые на его счет, но и методично, профессионально приступает к расследованию. Как мы уже говорили, характерной чертой детективных романов Болла является детальные сцены и подробные описания всего происходящего. Его невозмутимость и профессионализм дают превосходный урок толерантности всем белым читателям. За что именно этот роман Болла был допущен цензорами к изданию в Советском Союзе.
Кульминацией романа является ситуация, где Тиббс сознательно нарушает нормы приличия, потребовав обслужить его в закусочной для белых. В финале начальниц полиции вынужден признать свое поражение, но он отказывается подавать руку афро-американскому детективу, который избавил его от позора, но тем самым разоблачил его невежество.
Роман был словно предназначен для экранизации, которая не заставила себя ждать. Феноменальный успех фильма вслед за книгой лишь упрочил позиции Джона Болла в ряду авторов детективов. Здесь надо сказать, что фильм не в полной мере отражает суть романа. Картина смазывает многие детали полицейского расследования, выдвигая в центр проблему толерантности.
До появления романа В разгар ночи, многие американские и английские авторы обращались к описанию полицейской процедуры, как основы детективного расследования. Можно назвать имена Марджери Эллингем, Майкла Иннеса, Найо Марш и других, невероятно популярный телесериал Облава (1951-1959) с Джеком Уэббом. Но все указанные авторы обычно выводили полицейских с эксцентричной позицией, выделяющихся на фоне обыденности, непохожих на окружающих его коллег.
Джон Болл нарисовал героя, который являет собой идеал полицейского. Можно сказать Вирджил Тиббс белая ворона среди белых полицейских. Детектив с бесстрашной душой и высоким интеллектом, добивается своего с помощью сострадания и логики. Некоторые критики указывали на его сходство с Джимом из романа Марка Твена Приключения Гекльберри Финна.
Глаза Будды
В более поздних романах из серии о Вирджиле Тиббсе американский писатель Джон Болл добивается большего, нежели в первом нашумевшем романе. Но в продолжении серии отсутствует тема расового напряжения и противостояния по цвету кожи, а вместе с уходом этой темы писатель потерял часть аудитории, которую интересовала не только и не столько детективная составляющая. Например, в Советском союзе поздние романы Болла не были переведены.
Вирджил Тиббс предстает как самостоятельная и независимая личность, своего рода исключительный герой, способный в одиночку распутать самый сложный клубок. В романе Глаза Будды (The Eyes of Buddha, 1976), Тиббс берет отпуск, чтобы расследовать доверенное лично ему дело о девушке, исчезнувшей с конкурса красоты. Разлагающийся труп женщины нашли в парке Пасадены. Местная полиция, считает, что это труп богатой наследницы Дорис Фридкин, пропавшей год назад. Но стоматологическая экспертиза утверждает, что жертва это Нэнси Кэллман из Нью-Джерси. Простой и страшный вывод, что оба случая связаны между собой начинает подтверждаться…
Автор кропотливо и настойчиво убеждает читателей в исключительности своего персонажа, отправляя его в другую культуру, где его окружает чуждая ему обстановка и где он вынужден прикладывать максимум усилий для достижения своей цели. Но даже читая великолепный второй роман о Тиббсе трудно забыть его яркий образ борца с несправедливостью, человека противостоящего последствиям дискриминации и расовой ненависти.
Продолжение романов о Вирджиле Тиббсе продолжают развивать темы, поднятые в первом романе. Автору превосходно удается достичь необходимого градуса напряженности, не используя при этом проблему расовой конфронтации. Снижение градуса новаций самым положительным образом сказывается на четкости в описании главного героя. Романы Глаза Будды и Затем насилие (Then Came Violence, 1980) представляют читателям основные идеи задуманные автором, но часто незамеченные в первой книге.
- В России книга выходила под названием Душной ночью в Каролине. ↩