Детективная литература (Detective Fiction) — проза о расследовании и разгадке методом логического анализа сложной, запутанной тайны, связанной чаще всего с убийством, хотя и не всегда, опытным детективом, который может быть либо полицейским, либо частным лицом. Хотя романы преступлений, такие, как Калеб Уильям Годвина, и романы тайн, такие, как Холодный дом Диккенса, уже были квалифицированы как предшественники английской детективной литературы, все единодушно признают ее родоначальником Эдгара По с его новеллами о шевалье Дюпене. Лунный камень Уилки Коллинза стал первым полновесным детективным романом в Англии. Образы иронично, сверхинтеллектуального сыщика-любителя Шерлока Холмса и его помощника Уотсона из рассказов А. Конан Дойла достигли мировой известности и популярности. Жанр детективного рассказа, к которому, безусловно, относятся и рассказы об отце Брауне Г. К. Честертона, долгое время был наиболее популярным, пока не появился роман Бентли Последнее дело Трента (Trent’s Last Case, 1913), представивший более детально прописанных персонажей и благородного детектива-любителя и являющий собой образец для следующей четверти столетия, которую принято считать Золотым веком детектива. В течение этого периода сформировались правила честной игры между автором и читателем, правила загадки-решения; обычно их и придерживаются; закон и порядок всегда в конце концов торжествуют, а преступление наказано. Научная и техническая экспертиза (такая, как у Р. Остина Фримена и Фримена Уиллса Крофта), тайны запертой комнаты (на которых специализировался Джон Диксон Карр), такие необычные орудия убийства, как кинжалы из льда или натренированные пчелы-убийцы, и убийства без явных подозреваемых стали характерными для детективных романов Золотого века. Ведущими авторами стали Д. Л. Сэйерс, А. Кристи, Г. Бейли и Энтони Беркли (известный как первопроходец жанра романа преступлений под именем Фрэнсис Айлз). В 1930-х появились Марджери Аллингэм, Майкл Иннес (псевдоним Дж. И. М. Стюарта), Найо Марш и Николас Блейк (псевдоним С. Дэй-Льюиса). После Второй мировой войны американская школа жесткого детектива стала подрывать классический английский жанр, и некоторые из молодых писателей, не одобряя снобизм, ностальгию и отсутствие социальных отношений в Золотой век детектива, обратились к написанию историй о преступлениях и шпионах, к которых конфликт между справедливостью и преступлением стал рассматриваться с точки зрения обеих сторон. Такие писатели, в том числе Майкл Гилберт, Элизабет Феррарз, Г. Р. Ф. Китинг, Эллис Питерс и Ф. Д. Джеймс, сохранив верность классической формуле, в основном отказываясь от героя — частного детектива-любителя и изображения изощренных методов убийства, уделяя больше внимания реалистическому описанию обстоятельств. Экзотика давнопрошедшего времени, дальних стран или особого окружения довольно часто пускается в ход, как например, мир скачек в романах Дика Фрэнсиса. Новой разновидностью жанра становится полицейско-процессуальный роман; главный его английский представитель — Дж. Дж. Маррик (псевдоним Джона Кризи); в этом жанре сотрудники отдела полиции, конкурируя друг с другом, расследуют целый ряд преступлений.
Статья из Путеводителя по английской литературе
Под редакцией Маргарет Дрэббл и Дженни Стрингер