Династия Февалей. Поль Феваль-сын

Династия Февалей. Поль Феваль-сын — статья Геннадия Ульмана, раскрывающая подробности из жизни одного из самых популярных французских писателей XX века.

Вот как я отношусь к продолжениям. Если идея свежая и хорошая, тогда это отлично. Но мне никогда не хотелось написать продолжение ради самого продолжения

Дру Годдард, сценарист

Писательские династии явление нечастое, но нередко значительное. Отец и сын, мать и сын или дочь, братья, сестры, даже муж и жена — всякое случалось. Например, классическое противопоставление — Дюма-отец и Дюма-сын (к слову, Дюма-отцу такие прозвища не нравились: думается, он слегка ревновал к славе Дюма-сына), Габриэль Ферри-отец (Луи де Белльмар) и Габриэль Ферри-сын (тоже названный Луи де Белльмаром), Жорж Санд и ее сын, Морис Санд, и ее дочь тоже была автором, братья Додэ, старший, Эрнест и младший Альфонс, и их жены, а также сыновья и дочь Альфонса Додэ, Теофиль Готье и его дочь, Жюдит (Юдифь), братья Гонкуры, крупнейший сенсационный немецкий автор Генрих Сохачевский и его жена, Сидония. Возможно, что-то либо в генах, либо  в атмосфере, либо в желании помочь и разделить.

Ну и наконец, сын замечательного автора Поля Феваля, тоже Поль-Огюст-Жан-Николя Феваль, известный как Поль Феваль-сын, о котором немного расскажу. Почему немного? Да по простой причине того, что достигнув не меньшего уровня известности нежели его отец, о Февале-сыне сведений не слишком много.  Меньше, чем об отце. Причина мне неведома. Однако порывшись в старых и новых справочниках удалось установить, что младший Феваль, родившийся в 1860 году стал моряком (вероятнее всего, морским офицером, о чем сейчас почему-то нигде не сообщают) и всю свою юность проплавал. Был женат на Жоржетте Буше. Бракосочетание состоялось в 1888 году, когда молодому Февалю было 28 лет. Неясно, были ли в браке дети. Об этом нигде нет упоминаний, в том числе и в генеалогическом древе. Должно быть, был женат и пока плавал. Возможно, таким образом, удовлетворяя свою жажду путешествий, приключений и «охоту к перемене мест». Возвратившись из очередного рейда и будучи страстным читателем, он, должно быть какое-то время искал себя, пока не решил и сам стать писателем.

Династия Февалей. Поль Феваль-сын

Поль Феваль-сын

Естественно  его  первое увлечение книгами касалось его отца и долговременного соперника отца, Александра Дюма-старшего. Как и очень многие, он был также увлечен романом Готье «Капитан Фракасс», что подсказало ему идею масок, которую он частично использовал в нескольких собственных романах, а также романтической пьесой Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Был под большим впечатлением от серии книг Эдгара Берроуза «Тарзан». Он, я думаю, сожалел, что, как бы там ни было, увлекательное чтение когда-нибудь заканчивается и нет возможности узнать, что же было дальше с понравившимися героями. Эта мысль подталкивает меня немного поразмыслить о жанре литературных продолжений. Оставив в стороне темы продолжений романов о таких героях как Шерлок Холмс, а в последнее время и Эркюль Пуаро, Трех мушкетеров, и Графа Монте Кристо, десяток продолжений «Острова сокровищ» Стивенсона, о которых я упоминал в предыдущих статьях, разве не хотелось бы узнать, как сложилась дальнейшая судьба Френсиса, Генри и Леонсии из  упоительного романа Джека Лондона «Сердца трех»? Разве не интересно было бы выяснить, как сложились судьбы персонажей Кати и Сани  после того, как герои «Двух капитанов» наконец нашли капитана Татаринова? Что произошло с Ихтиандром из «Человека-амфибии»? Как сложились судьбы Ассоль и Грэя? Как наконец воссоединились и жили далее Кямран и Феридэ из «Птички певчей» Решада Нури Гюнтекина? Это навскидку. Я упомянул лишь малую часть того, что хотелось бы узнать. Почти ко всем упомянутым романам есть продолжения, когда удачные, когда не совсем. К тому же воображение других авторов ограничивается наличием авторских прав… Это  очень правильно, хотя и грустно. Но продолжить дела отца, наверное, сам Бог велел. Чем и занялся Феваль-сын непосредственно, изменив концовку романа «Горбун», написанном за три года до его рождения, Февалем-отцом и снабдив шевалье де Лагардера целой биографией, друзьями а также сыном, благополучно продолжившим подвиги отца. Вот так на свет вышел новый автор, приключенец, фантаст, детективщик Поль Феваль-младший, снискав огромную популярность, вполне сравнимую с популярностью отца. О дальнейшей жизни писателя опять-таки сведений не имеется. Известны лишь его литературные циклы и отдельные романы. Честолюбивый замысел объединить героя Дюма и Маке Шарля д’Артаньяна с его слегка младшим современником Сирано де Бержераком (героем пьесы Ростана «Сирано де Бержерак)  увенчался успехом.

Написанная в соавторстве с Максимилиеном Лассе (1925 год), о котором кроме дат рождения и смерти ничего не известно, тетралогия (4 романа) об этих героях имела грандиозный успех у читателей и фактически принесла их авторам колоссальную популярность.  Вот как они назывались.

  1. Таинственный шевалье
  2. Мученик королевы
  3. Тайна Бастилии
  4. Наследник Бекингэма
Династия Февалей. Поль Феваль-сын

Шарль де Батц Кастельмор, граф д’Артаньян (1611-1672)

В тетралогии д’Артаньян противопоставлен Сирано и относятся они друг к другу весьма прохладно, если не сказать, враждебно. Сирано, будучи несколькими годами младше, несколько ревнует к военной славе д’Артаньяна. Любопытно, что выдумка авторов местами перекликается с реальными фактами из жизни обеих исторически достоверных личностей. При этом любопытно, что действие романов происходит в 1641 году, в те двадцать лет, которые тандем Дюма-Маке пропустил. Затем уже в 1928 году Феваль-сын самостоятельно написал три романа, завершая эту великолепную эпопею. По этим романам ясно видно, что автор придерживается  версии Вольтера, который был убежден, что таинственный узник «Железная маска» является братом короля Людовика XIV.

Присутствует и Арамис, который способствует примирению обоих персонажей, и королева Анна Австрийская, и конечно, сам узник Железная маска и Роксана, кузина Сирано, уже готовая и страстно желающая выйти замуж за Сирано, и умный, хитрый Мазарини, влюбленный в королеву как отражение кардинала Ришелье. Действие происходит после того, как оканчиваются «Двадцать лет спустя», между 1649  и 1655 годами. Общее название цикла «Д’Артаньян и Сирано в примирении». Помимо головокружительных выпадов и звона шпаг, здесь еще рассматриваются любовь и крепкая мужская дружба, что актуально во все времена. Названия томов

  1. Государственная тайна
  2. Побег узника в Железной маске
  3. Свадьба Сирано

Последний том описывает свадьбу д’Артаньяна с сестрой Роксаны, Франсуазой, и так и не состоявшуюся свадьбу влюбленных  Роксаны и Сирано, поскольку раненый Сирано так и не переходит фатальный возраст в 37 лет.  Но погибает он как мужчина-воин, защищая своего друга, д’Артаньяна и свою любовь, Роксану от похитивших их пиратов-берберов. Прошу простить за допущенные спойлеры. Возможно, читателям могло быть интересно взглянуть на портрет истинной Роксаны, Мадлен Робино, которая действительно росла и воспитывалась вместе с реальным Сирано де Бержераком.

Династия Февалей. Поль Феваль-сын

Эркюль Савиньон Сирано де Бержерак (1619-1655)

Династия Февалей. Поль Феваль-сын

Вот она, «Роксана» в монашестве, двоюродная сестра Эркюля Сирано Савиньона де Бержерака, реальная Мадлен Робино, баронесса де Невилетт, умершая в 1657 году. Была чрезвычайно набожной. Была ли действительно влюблена в своего кузена или не была — историки сомневаются. Похожа ли на свою литературную героиню? Имеет ли что-то общее с яркой, пылкой красивой женщиной, которой писали такие восторженные незабываемые письма? Решать вам, читатели. Кстати, и нос у реального Сирано тоже был всего лишь чуть-чуть великоват.

Может быть, было бы интересно узнать, что девичья фамилия матери мушкетера — д’Артаньян по-русски значит «из медвежьего логова» или попросту Медведева. В последующие годы Феваль-младший заинтересовался фантастикой, причем совмещая оную с детективом. Дань Эжену Сю и его знаменитым «Парижским тайнам», а также жюльверновскому роману «500 миллионов бегумы», Феваль отдал в соавторстве с талантливейшим писателем-детективщиком Анри Магогом в цикле «Тайны завтрашнего дня», (1922-1923 годы) в котором противопоставляются ученый, поборник добра (у Жюля Верна доктор Сарразен) и ученый, обезумевший поклонник зла (у Жюля Верна немецкий доктор Шульце). Заранее предупрежу, что мне читать цикл не доводилось и я использую отзывы читавших о злодейском логове на вершине Эвереста, таинственных гномах, разнообразных изобретениях и любви, любви, любви… Еще один фантастический цикл Феваля-сына касается, так называемой, «тарзаниады» и называется «Фелифакс» (1929-1930 годы). Речь о мальчике-гибриде человека и тигра, прозванном «Фелифаксом». Это дилогия, состоящая из двух томов «Человек-тигр» и «Лондон в безумии». Я бы скорее отнес бы этот роман к серии об искусственно созданных людях: Иктанэру с пересаженными жабрами авторства французского фантаста Жана де Ля Гира и российского автора, Александра Беляева и его Ихтиандру в «Человеку-амфибии», что отличается от просто детей-приемышей, воспитанным разнообразными животными. «Фелифакс» также и детектив, где дело о «человеке-тигре», якобы загрызшем несколько человек, расследуется британским сыщиком, сэром Эриком Пальмером, в методах следствия поразительно схожим с Шерлоком Холмсом, даже внешне. Обстановка и место действия — экзотическая Индия, жрецы, таинственные хирургические операции, индийские и английские красавицы, оклеветанный главный персонаж, Лондон и снова любовь. К слову, для заинтересовавшихся читателей. Там, где речь идет о людях-тиграх, закономерно возникает вопрос: а как же люди- львы? Неужели таких не было? Отвечаю, не беспокойтесь, были. И не менее интересные нежели пресловутые люди-тигры. В 1931 году великий британский натуралист, путешественник, охотник, писатель, журналист Чарльз Стоунхэм (1895-1965) написал дилогию «Каспа, человек лев» о мальчике, воспитанном львицей и тоже потряс читающий мир блестящей выдумкой и психологической составляющей героев.

Поль Феваль-сын умер в 1933 году. Его превосходные романы «Авантюристы», «Война звезд» звенели шпагами и публиковались после его смерти. В конце концов, что есть 73 года в наше время? Назовем это просто «третьей молодостью», полной блистательных взлетов и сиянии таланта,  который никогда не утратил свою силу.

Оцените статью
Добавить комментарий