Не нуждается в рекомендациях

Двадцатые-тридцатые годы считались на Западе Золотым веком классического детектива. Именно в десятилетия между двумя мировыми войнами подлинное признание массового читателя получил литературный жанр, рожденный в середине XIX столетия фантазией американца Эдгара По и доведенный по блеска англичанином Артуром Конан Дойлом. В нашей стране, похоже, подлинное открытие и освоение этого богатства по-настоящему только начинается. Если еще недавно детективные романы и антологии проникали в издательские планы с трудом, как бы в порядке исключения, при условии разоблачительского пафоса их авторов, бичующих пороки капитализма, то сейчас разнообразные идеологические и псевдоидеологические барьеры рухнули и детектив уверенно правит бал на книжном рынке, доставляя удовольствие читателям и прибыль издателям. Пока литературные критики, никогда не жаловавшие легкие жанры, размышляют, какой урон это наносит этике, эстетике и хорошему вкусу, читатели-поклонники острых литературных ощущений могут попировать на славу. Теперь им и впрямь есть из чего выбирать. Пока одни сохраняют верность интеллектуальному детективу-загадке конандойловского образца, другие предпочитают американцев крутой школы: Хэммета и Чандлера, третьи — психологичных: Буало, Нарсежака, а четвертые открыто, не таясь, читают шпионские романы, дивясь ловкости и отваге прославленного Джеймса Бонда.

Агата Кристи (1890—1976) вряд ли нуждается в особых рекомендациях. Ее имя ассоциируется с детективным жанром, а детектив с Агатой Кристи. Ее роман-дебют, Таинственное происшествие в Стайлсе, вышел в 1920 году. Последний роман, Дремлющее убийство, был опубликован посмертно, в 1976 году. В промежутке между этими двумя вехами ее творческого пути создано около ста романов и сборников рассказов, в основном детективного свойства (под псевдонимом Мэй Уэстмакотт она опубликовала ряд романов-мелодрам). Агата Кристи занимает третье место в мире по тиражам своих произведений после Библии и пьес Шекспира, хотя, как пошутил кто-то из критиков, она начинала позже. Ее произведения переведены на сто три языка, а один из ее главных расследователей — Эркюль Пуаро запечатлен на почтовой марке Никарагуа. Этот персонаж настолько полюбился читателям, что мог потягаться в известности с самим Шерлоком Холмсом. Невысокого роста, полный, с яйцевидной головой и большими усами человечек, если верить его создательнице, в далеком 1904 году уволился из бельгийской полиции и стал частным детективом. Едва ли не в каждом романе он дает зарок вовсе уйти от дел и выращивать кабачки, но снова случается загадочное преступление, снова полиция сбита с толку, и Эркюлю Пуаро приходится опять давать работу серому веществу своего гениального мозга, чтобы вывести злодея на чистую воду. Исследователи жанра часто строили догадки о происхождении фамилии этого достойного наследника Шерлока Холмса. Вспоминали, что poireu на разговорном французском означает простак (что в сочетании с именем, французским вариантом Геркулеса составляло иронический эффект), отмечали, что противника, а затем и союзника честертоновского отца Брауна звали Эркюль Фламбо, а героя писательницы детективного жанра Мари Беллок Лаундс — Эркюль Попо. Не упускали из вида, что англо-канадский писатель начала века Роберт Барр вывел французского детектива Эжена Вальмона, а еще раньше великий По познакомил читающий мир с несравненным Огюстом Дюпеном, как бы заложив основы французской традиции в английском детективе, но к окончательному выводу так и не пришли, как бы давая возможность многочисленным любителям детектива вообще и Агаты Кристи в частности самим заняться поисками корней. Впервые появившись в Таинственном происшествии в Стайлсе, герой Агаты Кристи, несмотря на свои немолодые годы, проработал ниве борьбы с преступностью полвека с лишним, не постарев ни на год. Впрочем, писательница порой сильно уставала от своего всезнающего и тщеславного персонажа и отправляла его в отпуск, позволяла продемонстрировать свои способности и другим борцам со злом. Среди этих дублеров выделяется, бесспорно, мисс Джейн Марпл, дебютировавшая в 1960 году (роман Убийство в доме викария) и оказавшая серьезную конкуренцию Эркюлю Пуаро за право считаться Детективом Номер Один, хотя бы в пределах вымышленного государства Агаты Кристи. Кто-то из поклонников Агаты Кристи больше симпатизирует Пуаро, кто-то, напротив, мисс Марпл, но возможности на практике убедиться в превосходстве одного героя над другим им так и не представилось. Частные сыщики — таков уж неписаный закон жанра — никогда не состязаются друг с другом, предпочитая доказывать свое превосходство над детективами-полицейскими.

Мисс Марпл — высокая, худая семидесяти-четырехлетняя старая дева — около сорока лет трудилась на ниве борьбы с преступностью, самым успешным образом заменяя Эркюля Пуаро, когда тот уж очень надоедал своей создательнице. Мисс Марпл обожает копаться в своем саду, наблюдать за повадками птиц и… своих соседей. Отсутствие семейных забот, привычка часто бывать вне дома и страсть подмечать все, что творится вокруг, как нельзя лучше способствуют росту ее детективных задатков. Если Эркюль Пуаро придерживается шерлокхолмовской логики и дедукции, мисс Марпл более полагается на интуицию, здравый смысл и превосходное знание человеческой натуры. Поскольку все люди, по ее убеждению, в общем-то устроены весьма одинаково, то, если держать в памяти прецеденты — вспоминать, что случилось с теми или иными обитателями ее родной деревни Сент-Мери-Мид, — окажется, что все хитрости очередного злодея шиты белыми нитками. Не без иронии, но с немалой симпатией изображает Агата Кристи свою героиню — в том числе и в романе Отель Бертрам (1965). И хотя, читаем мы на его страницах, одной из характерных черт мисс Марпл было любопытство, или, как она предпочитала его называть, заинтересованность в чужих делах», хотя «обычно она подозревала худшее (в людях.— С. Б.) и в девяти случаях из десяти оказывалась права, она вызывает симпатии и читателей. Да и полицейский-детектив Дэви признает, что она умела замечать зло, его чувствовать и с ним бороться.

Эркюль Пуаро — иностранец, и его появление в сюжетах позволяло Агате Кристи как бы со стороны взглянуть на родное британское общество, дабы читатель мог обратить внимание на то, что привык не замечать как самоочевидное. Что же касается мисс Марпл, то она для Агаты Кристи — родственная душа, выражающая многие представления писательницы о том, каким должно быть общество, построенное, с одной стороны, иерархически, без пресловутой эгалитарности, но с другой — всерьез чтящее моральные заповеди, сурово осуждающее идею успеха любой ценой. Любопытно, что именно эти взгляды, находившие пусть косвенное, но от того не менее очевидное выражение в детективных романах Кристи, во многом предопределили достаточно подозрительное отношение к ней со стороны тех, кто долгие годы определял литературную диету для советского читателя. Строгая моралистка, неприязненно относившаяся к воротилам большого бизнеса, избегавшая не то что смакования, задержки на описании насильственной смерти, Агата Кристи, однако, была определена нашими идеологами в апологеты буржуазности и при всей безобидности, подчеркнутой старомодности ее сюжетов допускалась нашему читателю очень малыми дозами. Что касается журнальных публикаций и участия в антологиях, то и тут дело двигалось черепашьим шагом. Когда в середине 80-х годов встал вопрос об авторском сборнике Агаты Кристи в Лениздате, его издателям пришлось потратить немало сил и нервов, чтобы доказать двум-трем чиновникам то, что в доказательствах-то и не нуждалось: детективное творчество Агаты Кристи отнюдь не повредит моральному здоровью советских людей. В 1986 году объемистый сборник увидел свет. Разумеется, довольно скоро выяснилось, что мир от этого не рухнул, и потому областные и республиканские издательства с удовольствием принялись переиздавать однотомник — с неизменным триумфом, подтверждая основательность притязаний Агаты Кристи с ее сюжетами-ребусами, обилующими разнообразными логическими и психологическими ловушками, на звание первой леди детектива.

С. Белов

Из Сборника Мастера детектива

Оцените статью
Добавить комментарий