Перстень с печаткой

Перстень с печаткой

Теперь возьмем в руки другую книгу, Перстень с печаткой (Sellő a pecsétgyűrűn, 1964) венгерского писателя Андраша Беркеши.

Это обширный роман, охватывающий целый исторический отрезок в жизни Венгрии, от начала войны до наших дней. Весьма любопытен опыт создания такого обширного полотна в рамках детективного сюжета. Но, оказывается, главная специфика жанра, его формула отнюдь не препятствуют такому невольному обращению, наоборот, мы сейчас увидим, как эта специфика позволяет и в данном случае необычайно усилить читательское внимание к событиям и судьбам в романе, сделать его захватывающе интересным.

Однако автору приходится строить сюжет здесь весьма своеобразно. Вполне возможно, и даже скорей всего, как мне кажется, к этому своеобразию он пришел не с заранее обдуманным намерением, а как бы стихийно, ведомый своим общим замыслом, жизненным материалом и, главное, собственной склонностью к максимально заостренному, напряженному и таинственному развороту событий. Ибо специфика романа как раз и заключается в необычном построении детективного сюжета, как цепочки раскрываемых одна за другой тайн. Это требует особого внимания, точного расчета и немалого мастерства. Судите сами.

С первых же страниц нам известно, что молодой герой романа Кальман Борши завербован английской разведкой. Причем согласие сотрудничать с ней юноша дал из самых благородных и патриотических побуждений. Европа уже охвачена войной. Кальман горит желанием вступить в бой с фашизмом. Но резидент, которому он подчинен, Игнац Шавош, дядя Кальмана, требует одного — выжидать. Пусть пока гибнут другие бойцы. Пусть казнят и пытают коммунистов. Кальман настораживается, все в нем протестует против этой предательской тактики. Но пока он подчиняется. Ему непонятен таинственный план шефа, его неведомые, сложные расчеты и намерения. Взбунтуется Кальман потом, когда окажется в водовороте событий.

Да, все это мы знаем с самого начала. Но дальше возникает тайна Марианны Калди, которую полюбил Кальман. Кто она? Чьи и какие задания она выполняет? Но вот выясняется, что Марианна подпольщица, коммунистка. Однако тут же в сюжет вплетается новая тайна — опаснейшего и неведомого провокатора, выдававшего гестапо бойцов Сопротивления в разных странах Европы. В напряженных, рискованных поисках, хитроумном разоблачении и затем уничтожении этого провокатора уже непосредственно участвует Кальман, проявляя при этом незаурядное мужество и находчивость.

Но сразу вслед за этим в сюжете возникает еще одна загадка.

Теперь предатель действует уже где-то совсем рядом с Кальманом и Марианной, он в конце концов выдает девушку гестапо, а затем арестовывают и Кальмана. Кто этот Предатель? Подозрения падают сразу на нескольких человек. Кальману удается вырваться на свободу, и вот новый поиск, новый опаснейший путь еще к одному врагу, причем врагом этим руководит чья-то умелая и опытная рука. И мы вместе с Кальманом теряемся в догадках, горим нетерпением, охвачены справедливой ненавистью и страшимся за каждый его шаг на этом смертельно опасном пути, полном коварных ловушек. Но кто же все-таки предатель? Эта очередная тайна разрешается самым неожиданным образом. Словом, идет невидимая, напряженная, не знающая пощады тайная война.

Мы волнуемся даже больше Кальмана, ибо знакомимся с его главным врагом и врагом всех его товарищей по этой тайной войне. Майор гестапо Генрих Шликкен ведет ее умно, коварно и жестоко, о, это сильный и опасный враг, каких мы не часто встречаем на страницах наших книг, и у него припасено немало тайн и секретов, мы каждую минуту ждем от Шликкена новых страшных сюрпризов. Этот образ — несомненное достижение автора. Он до жути правдоподобен, и мы верим каждому его ходу, каждому его иезуитскому замыслу.

A тут еще подносит сюрпризы Оскар Шалго, старший инспектор хортистской контрразведки, фигура сложная, противоречивая и до поры непонятная. Он ведет какую-то свою тайную игру. Один непонятный его ход следует за другим, и только в самом конце первой части романа мы окончательно убеждаемся, что этот талантливый контрразведчик, умный и образованный человек, Превращается в активного антифашиста, врага гитлеровских оккупантов. Логика событий толкает на это Шалго, любовь к растоптанной, залитой кровью родине делает из него борца.

Но основной художественной удачей романа следует признать образ главного героя. Труднейший путь духовного прозрения и возмужания проходит Кальман Борши. Какие страшные испытания выпали на его долю! Агент английской разведки в годы войны, он убеждается в ее связях с гестапо, в ненависти к новой, демократической Венгрии и в конце концов порывает с ней. Он видел гибель друзей, вынес голод и пытки в подвалах гестапо, там же на его глазах погибает горячо любимая женщина. Драматическая, с большой силой и свободой написанная история его любви к Марианне, туго и прочно, однако, вплетенная в сюжет романа, еще больше обогащает образ Кальмана Борши, формирует и раскрывает черты и грани его характера, показывает новые аспекты военной и социальной бури, охватившей не только Венгрию, но и всю Европу.

Любовная линия, решительно отвергаемая многими теоретиками буржуазного детектива, в состоянии, оказывается, выполнить важную роль в детективном романе, выдержать любую не только событийную, но и идейную, художественную нагрузку, при этом нисколько не обременив сюжет, а, наоборот, сделав его еще более напряженным и драматичным. Между прочим, вообще ни в одном Прочитанном мною детективе я не встретил так обстоятельно и ярко прочерченной любовной линии, и теперь становится особенно ясно, сколь много мы теряем, отказываясь от нее или просто не придавая ей большого значения.

Первая часть романа заканчивается разгромом фашистской Германии и, таким образом, охватывает почти шесть лет. Только указанное уже своеобразное, необычное построение детективного сюжета позволяет автору связать все события здесь в один тугой и сложный узел.

События же во второй части романа развертываются спустя двадцать лет после окончания войны, по существу уже в наши дни.

Сюжетным стержнем здесь оказываются две тайны, и прежде всего: кто провалил в годы войны и отдал в руки гестапо подпольную группу во главе с коммунистом Татаром, связным которого была Марианна? Подозрения падают на Кальмана Борши. Это тем более основательно, что он так и не решился рассказать о своем военном прошлом, о связях с английской разведкой. И это активно используют теперь западные разведки. Ведь Кальман за истекшие двадцать лет сумел превратиться из скромного учителя истории и литературы в… талантливого физика-атомщика, к тому же подолгу работающего в Дубне. Превращение, надо сказать, не очень правдоподобное и выглядит большой натяжкой. A вот нравственная проблема, возникшая перед Кальманом, все его сомнения и страхи, все муки и опасности, которые связаны с его малодушным поступком, выглядят вполне достоверно и необычайно трагично. А тут еще новая любовь входит в его жизнь, И Кальман жаждет счастья для себя и для Юдит. И снова эта линия необычайно органично и активно вплетается в сюжет. Юдит становится верным и деятельным помощником Кальмана в его отчаянной борьбе.

Так наряду с главной темой этой части романа – бдительностью и отвагой в защите интересов родины — выдвигается еще одна, нравственная тема — честности, правдивости перед своим народом.

Дядюшка Кальмана и бывший его шеф Игнац Шавош шантажирует его умело и коварно, требуя, чтобы он вернулся к активной работе в Интеллидженс сервис. И охваченный паникой Кальман пытается сам раскрыть тайну провала группы Татара. Делает он это достаточно наивно и неумело, скрываясь одновременно и от венгерской контрразведки и от агентов Шавоша и тем самым еще больше запутывая все дело и вызывая у читателей не только сочувствие, но и досаду.

Тут-то и обнаруживаются некоторые существенные слабости в сюжете второй части романа, слабости характерные и типичные для созданной автором ситуации, которые надо всегда предвидеть, но которых, мне кажется, нельзя в данном случае избежать. Главная из них та, что Кальман из активного борца становится как бы страдающей стороной, нелепо обороняющейся и вконец запуганной. Все это естественно и неизбежно снижает читательское напряжение. Картина, весьма напоминающая ту, с которой, если помните, мы уже встретились в последнем романе Богомила Райнова1, только, пожалуй, еще более жалкая.

В то же время активные, яркие фигуры здесь, ведущие подлинную, напряженную и захватывающую борьбу, вроде полковника Кара, одного из руководителей новой венгерской контрразведки, того же Оскара Шалго или помощника Кара, давнего друга Кальмана еще по войне, майора Домбаи, оказались отодвинутыми на второй план и в большей или меньшей мере смазанными.

И еще одна слабость вдруг обнаруживается во второй части романа — исчез сильный и коварный враг, каким был, например, в первой части майор Шликкен или опаснейший провокатор Хельмеци. Их заменили мелкие, жалкие, неинтересные фигуры, вроде руководителя французского разведцентра в Вене глуповатого и неумелого полковника Рельната, над которым насмехается сам Оскар Шалго, или незадачливого курьера этого самого Рельната, тут же попадающего в руки венгерской контрразведки.

Правда, остался Игнац Шавош, умный, опытный и опасный разведчик, но своей бывшей родине он наносит на наших глазах, в общем-то, булавочные уколы и больше думает, как бы подставить ножку своим коллегам из разведок Франции и ФРГ и отразить их удары. С большим знанием дела и страстью разоблачает Андраш Беркеши деятельность империалистических разведок в наши дни, их отчаянную, непримиримую борьбу между собой. Но читатель, с интересом наблюдая все это, остается спокоен, ведь он никакой из сторон, естественно, не симпатизирует и не желает победы. Одинаково отвратительны все эти люди, готовые в любой момент вцепиться в глотку друг другу и в то же время люто ненавидящие социалистическую Венгрию. Мы видим, сколько в их планах цинизма, вероломства, продажности и обмана. Но одновременно автор весьма умело показывает, как часто все это, возведенное буржуазными разведками в ранг главного оружия, оборачивается против них самих, ибо нравственные пороки никогда не могут служить надежной опорой в борьбе.

И только один человек в лагере врагов вызывает у нас почему-то невольную симпатию. Это уже знакомый нам Оскар Шалго. Вскоре после окончания войны он, оказывается, бежит на Запад. И снова тайна окутывает всю его деятельность там на службе у французской разведки, а потом еще и у английской. Мы напряженно следим, как ткет этот сонный и толстый хитрец, этот гений разведки какую-то неведомую паутину. Тайна деятельности Шалго — вторая в сюжете этой части романа и, пожалуй, даже более значительная и волнующая, чем розыски и волнения Кальмана Борши, ибо здесь скрыто не прошлое, а настоящее, здесь скрещиваются в опасной схватке сегодняшние враги, и непонятно, на чьей же стороне сам Шалго. Впрочем, несмотря на неясные наши симпатии к нему, он явно как будто работает на врагов Венгрии. В какой-то момент мы даже с ужасом узнаем, что одним из его самых секретных агентов является сам полковник Кара, и поведение того вроде бы подтверждает наши самые худшие опасения.

Эта трагическая коллизия, надо сказать, выписана автором превосходно. А вся ситуация оказывается весьма схожей с Господином Никто Богомила Райнова. Но только она более драматична здесь, ведь Шалго куда опаснее и значительней, чем жалкий беглец из Болгарии, вынужденно ставший агентом французской разведки, весьма мелким к тому же. Но все-таки кто же такой в конце концов этот Шалго? Раскрывается его тайна внезапно, в самом конце и самым неожиданным образом. Ибо не полковник Кара его агент в Венгрии, а как раз наоборот — Шалго, оказывается, работает на Каpa и помогает тому разоблачить чуть не всю агентурную сеть французской разведки в Венгрии, а также разоблачить и схватить таких заклятых врагов, как Игнац Шавош и ставший работать на английскую разведку гестаповский палач Шликкен.

Хотя и здесь, на мой взгляд, не обошлось без натяжек: не очень-то разумен приезд Шавоша в Будапешт и уж вовсе трудно себе представить, что Шликкен за эти годы мог так внешне измениться, что свободно действует в Будапеште и даже люди, не раз сталкивавшиеся с ним в прошлом, даже наблюдательный, памятливый Кальман, не в состоянии сейчас его узнать. Как-то, мне кажется, заспешил в конце автор. Это, кстати, случается часто, и тут надо быть особенно внимательным. Это я тоже знаю по собственному опыту.

Словом, немало полезного дает разбор талантливого романа Андраша Беркеши, немало добавляет он нового и нужного в общую копилку нашего опыта работы в сложном и увлекательном жанре детектива.

  1. Адамов имеет в виду, роман Большая скука.
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. А. Владимирович автор

    Пожалуйста, очень прошу, выложите для скачивания Перстень с печаткой Андраша Беркеши. С детства любимая книга, но в сети есть только новый очень сокращённый перевод. Заранее спасибо.

    Ответить